Всем привет. Сегодня поговорим о романе Теодора Драйзера “Финансист”, опубликованном в 1912 году. Этот роман — часть знаменитой трилогии “Желание”, в которую также входят “Титан” и “Стоик”. Однако именно “Финансист” заслуживает особого внимания, благодаря своей глубокой и детализированной картине американского капитализма конца XIX века. Эту книгу которую будет правильнее отнести к художественной литературе. Здесь подходит цитата неизвестного автора, которая кажется мне очень важной:
Книги о бизнесе не так важны, как важны книги художественные, герои которых формируют твою личность. Книги о бизнесе лишь инструмент, в то время как художественные книги, формируют фундамент на фоне внутренних убеждений.
Это нелёгкое чтиво. Оно местами может показаться занудным, но для любого человека, который хочет считать себя финансово и художественно эрудированным, эта книга, конечно, — абсолютный маст-рид.
Роман основан на реальных событиях и прекрасно показывает историю Америки конца XIX века. Это тот самый период, когда создавался и развивался американский капитализм. Он был абсолютно диким и неконтролируемым. Главный герой трилогии — Фрэнк Каупервуд, а роман основан на жизни финансиста и предпринимателя Чарльза Йеркса, который жил в период с 1837 по 1905 год и принимал непосредственное участие в развитии транспортной системы Чикаго и Лондона.
Подчеркну: книга «Финансист» — художественная, поэтому читать её нужно в любом случае. А сегодня обсудим биографию того самого прототипа — Чарльза Йеркса. Думаю, будет познавательно проследить, как развивалось американское общество и как оно пришло к тому статусу, который мы имеем сегодня.
Чарльз Йеркс начал свою карьеру, когда ему было ещё 17 лет, в хлебно-комиссионной конторе. В 22 года он открыл свою маклерскую контору и присоединился к Филадельфийской фондовой бирже. Он довольно быстро делал успехи на банковском поприще и занимался продажей облигаций: государственных облигаций, облигаций города и облигаций штата.
Его отец был председателем банка, и, отчасти благодаря связям отца, отчасти благодаря собственным талантам, активности и предпринимательской жилке, в которой ему не откажешь, Йеркс довольно быстро сделал себе имя в филадельфийском финансовом обществе. Он был уже максимально близок к тому, чтобы попасть в высший свет и, наконец, получить то финансовое положение и статус, к которому стремился, когда вдруг грянула беда.
Йеркс служил финансовым агентом казначея города Филадельфии, и в крупных биржевых спекуляциях он рискнул общественными деньгами. Всё было бы хорошо, но в 1871 году разразился Великий Чикагский пожар, который спровоцировал панику на бирже. В итоге Йеркс обанкротился, не сумел расплатиться по своим долгам перед государством и был осуждён за казнокрадство и приговорён к 33 месяцам тюрьмы.
В 34 года Йеркс попадает в тюрьму, пытается оттуда выбраться, шантажируя политиков, и в итоге ему это удаётся — он выходит существенно раньше срока. Казалось бы, легко отделался, но следующие 10 лет своей жизни Йеркс тратит на то, чтобы снова нажить себе финансовое состояние.
На мой взгляд, это очень поучительная история, которая говорит о том, что спекулировать можно только на те деньги, которые вы не боитесь потерять. Это один из многих примеров, который подчёркивает важность понимания и осознания этого постулата.
После выхода из тюрьмы Йеркс разводится с женой, с которой прожил 22 года, женится на молодой девушке и переезжает в Чикаго. Снова открывает маклерскую контору. Затем оказывается вовлечён в дела, связанные с городским общественным транспортом, и постепенно, через серию финансовых сделок, захватывает большую часть городских железных дорог в Чикаго.
Он, правда, так и не достиг своей желанной цели — монополии в чикагском городском железнодорожном транспорте, однако существенных успехов добился. Важно подчеркнуть, что Йеркс не брезговал никакими методами, в том числе дачей взяток, подкупом и другими противозаконными действиями.
Чтобы улучшить свой плохой общественный имидж, так как в Чикаго его не любили, Йеркс взялся за финансирование самого большого на тот момент телескопа, а потом и обсерватории. Это фактически вписало Йеркса в историю международной астрономии. В 1935 году его именем был назван кратер на видимой стороне Луны.
Затем Йеркс ввязывается в длительную войну за концессии на трамвайные линии, то есть за право получить от города разрешение на выстраивание инфраструктуры, а затем — на получение с неё дохода. Он проигрывает эту войну, продаёт все свои акции в Чикаго и в 1899 году перебирается в Нью-Йорк.
Летом 1900 года Йеркс решил принять участие в развитии лондонского метро, используя комплекс финансовых схем, которыми он уже пользовался, выстраивая свой бизнес в Америке. Йеркс привлекал финансирование для строительства новых веток метрополитена в Лондоне и электрификации уже существующих.
Чарльз Йеркс скончался в 1905 году в Нью-Йорке, и к этому моменту ни один из его лондонских проектов ещё не был завершён. Он ушёл из жизни неудовлетворённым теми результатами, которых достиг, несмотря на тот яркий путь, который прошёл. Однако строительство его лондонских проектов уже вовсю велось и в итоге так или иначе вписало его в историю мировой инфраструктуры.
Состояние Йеркса, которое на максимумах оценивалось в 22 миллиона долларов, к концу его жизни оказалось ниже одного миллиона долларов из-за огромных долгов.
В романе «Финансист» Теодор Драйзер как бы натягивает на скелет жизни Чарльза Йеркса историю Фрэнка Каупервуда, в которую он добавляет морально-этическую оценку его действий. С одной стороны, автор максимально обнажает спекулятивную хищническую природу своего героя, показывая, что финансовые элиты тех времён были абсолютно беспринципны, бездушны, обладали нулевой нравственностью и шли к своим финансовым целям любым путём. Автор не одобряет этого, но при этом, с другой стороны, не может не любоваться своим персонажем, его смелостью и настойчивостью, его умением подниматься с нуля, начинать снова по 2–3 кругу и даже умирать, находясь в направлении к той самой мечте, которую он перед собой ставил.
Пишите в комментариях читали ли вы роман финансист или пока только хотите этого сделать, а если не хотите то почему. До новых встреч на нашем канале.
Теодор Драйзер - Финансист - книга