До христианства неясно учили, как бог
Силой духовной на вещи бы действовать мог:
Мысль ведь не может ни камень с обрыва столкнуть,
Ни даже санки по скользкому льду протянуть.
Древний Платон изобрёл для того Демиурга,
Действуя здесь наподобье лихого хирурга:
Тело и дух словно нитками белыми сшил,
Да не сумел накачать сюда крови для жил.
Сам Демиург вроде создал ещё Мировую
Душу-Псюхе, тоже вряд ли на деле живую:
Двойственна, дескать, она, как и души людей –
Связана с телом и с миром высоких идей.
Верили стоики римские в это ещё.
Только Филон тут расширил мышленья плечо
На два решения, каждое в пору ту ново:
То эманация духа и божье творящее Слово.
Сам-то Филон не особенно их различал,
Но закрепились они в виде разных начал.
Первое видит повсюду Филона учение
Ряд ипостасей от вечного истечения
Сути божественной вниз по косненья ступеням:
Ум, и Душа, и всё ниже – к растеньям, каменьям.
Всё совершенное, стало быть, в самом начале,
Дальше любые достоинства истончали.
Неоплатоник Плотин на том строил свою философию,
В сути гнилую, но внешне как будто высокую.
Ведь, по Плотину, материя – зло и упадок,
Вкус бытия на Земле и не может быть сладок;
И, пока жизни огонь в нас ещё не погас,
Нам остаётся для счастья сверхумный экстаз.
Этим добьёмся спасения вечной души,
Но лишь за гробом места для неё хороши!
Гностики тоже в основу кладут эманации,
Душу-Псюхе призывая для интеграции
(гностиков было учение – радужный сплав
Знания с мистикой, не разбирая, кто прав).
В том же – основа оккультного зыбкого знания,
Что угнездилось в щелях христианского здания.
Но христиане за истину взяли иное же:
Мысль, что Христос – это Логос, он Слово суть божие:
Сын не такой, как бывает рождённый от тела,
А как сужденье, что с речью из уст излетело.
Тела, Марией рождённого, с нами уж нет,
Но всё творенье, де, Логоса вечного след!
Слово суть воздуха вещное колебание,
Но ведь и смысл ему дан говорящим заранее.
В речи и в книге то Слово и дальше живёт,
Мысль или волю изрёкшего передаёт;
Властный приказ от Отца и Дух бога святой
Вроде бы слиты здесь в форме, по виду простой.
В этом, конечно, есть явственная натяжка,
Но заблужденье Платоново более тяжко.
Так христианство в античном мышлении выросло,
Только свободы мышления долго не вынесло.
Скоро при нём философские школы античные
Были подавлены, как суеты неприличные
Пред абсолютом мышленья в лице божества;
Пробил здесь час мракобесия, тьмы торжества!
VII.4. Закат античности, истоки христианства
1 ноября 20241 ноя 2024
11
2 мин
7