Найти в Дзене
Странствия поэта

Двуличие гения Николая Некрасова. Жизнь втроём и неуёмный азарт

Двуличным его называли и друзья, и коллеги по перу, а он даже не противился этому. Двуличность его заключалась не в том, что он кому-то лгал, льстил или обманывал. Некрасов-поэт и Некрасов-человек — это две разные личности. Один переживает за судьбу русского народа, за крестьянский удел и несправедливость. Второй кутит ночи напролёт за карточным столом, крутя такими суммами, которые могли серьёзно помочь тому самому «страдающему народу». Как он сам «размышлял у парадного подъезда»: Армячишка худой на плечах,
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых
(Знать, брели-то долгонько они
Из каких-нибудь дальних губерний).
Кто-то крикнул швейцару: «Гони!
Наш не любит оборванной черни!» И уж грех не рассказать про любовный треугольник Панаев-Некрасов-Панаева. Ясное дело, что это осуждалось и не принималось тогдашним обществом. Но о любовных интригах Панаева ходили такие легенды, что казалось, связь его жены с молодым поэтом — это простая забава. Пис
Оглавление

Двуличным его называли и друзья, и коллеги по перу, а он даже не противился этому. Двуличность его заключалась не в том, что он кому-то лгал, льстил или обманывал. Некрасов-поэт и Некрасов-человек — это две разные личности. Один переживает за судьбу русского народа, за крестьянский удел и несправедливость. Второй кутит ночи напролёт за карточным столом, крутя такими суммами, которые могли серьёзно помочь тому самому «страдающему народу». Как он сам «размышлял у парадного подъезда»:

Армячишка худой на плечах,
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых
(Знать, брели-то долгонько они
Из каких-нибудь дальних губерний).
Кто-то крикнул швейцару: «Гони!
Наш не любит оборванной черни!»

И уж грех не рассказать про любовный треугольник Панаев-Некрасов-Панаева. Ясное дело, что это осуждалось и не принималось тогдашним обществом. Но о любовных интригах Панаева ходили такие легенды, что казалось, связь его жены с молодым поэтом — это простая забава. Писательница Панаева и поэт Некрасов на какое-то время нашли друг в друге тот самый «заветный огонёк».

Но чего не смогла заглушить любовь Панаевой, так это любовь к картам. Но тут такое дело — Некрасов действительно был успешный игрок.

И скучно, и грустно, и некого в карты надуть
В минуту карманной невзгоды…
Жена?.. но что пользы жену обмануть?
Ведь ей же отдашь на расходы!

Ранние годы и путь к литературе

Будущий классик родился в 1821 году в семье мелкопоместного дворянина в Ярославской губернии. Отец был строгим и грубым человеком, а мать, наоборот, мягкой и любящей. Естественно, не одобрял увлечение сына стихами. Именно мать привила ему любовь к литературе. И всё же детство Некрасова было далеко не безоблачным, и отношения с отцом оставили глубокий след на его характере.

Ох уж эти детские травмы...

Вопреки воле отца, Николай отправился в Петербургский университет, где и принял окончательное решение стать поэтом. Отец тут же оставил его без «карманных денег». Некрасову буквально приходилось работать за еду и ждать своего звездного часа. И тут терпения ему не занимать. Он как танк шёл к своей цели, веря, что всё не зря. Азартный дух проявляется не только за карточным столом. Некрасов понимал, что если не рискнуть всем, то ничего и не будет.

-2

И звёздный час пришел. Молодого поэта заметил Виссарион Белинский, который считал, что после Пушкина и Лермонтова поэзия в России остановилась. Критик оценил его талант и помог войти в литературные круги.

Некрасов быстро смекнул, что к чему, сначала как поэт, а затем как издатель. Вместе с Иваном Панаевым он взял на себя руководство журналом «Современник», который объединил ведущих писателей того времени — таких, как Тургенев и Достоевский.

Денег стало много. У Некрасова даже была своя кубышка, в которую он ежемесячно откладывал на игру. И суммы, скажу я вам, немалые. Карты стали для Некрасова способом отвлечься от внутренних противоречий, но также и источником беспокойства и нестабильности.

Авдотья Панаева
Авдотья Панаева

С Авдотьей Панаевой Некрасов познакомился в 1846 году. Ей 26, а ему 25 лет. В узких кругах знали, что это умная и проницательная женщина и на абы кого не взглянет. Авдотья, или просто Даша, как её называли друзья, с детства мечтала стать писательницей. Найти её произведения сегодня достаточно трудно, в отличии от Некрасова, которого знает вся Россия.

Даша была замужем за Иваном Панаевым, известным писателем и ловеласом, который не скрывал своих романов на стороне. Некрасов и Авдотья полюбили друг друга, но вместо того чтобы развестись, они решили жить втроем вместе с её мужем. Это вызвало осуждение и непонимание в обществе, но они не обращали внимания на сплетни.

Мы с тобой бестолковые люди:
Что минута, то вспышка готова!
Облегченье взволнованной груди,
Неразумное, резкое слово.
Говори же, когда ты сердита,
Всё, что душу волнует и мучит!
Будем, друг мой, сердиться открыто:
Легче мир — и скорее наскучит.
Если проза в любви неизбежна,
Так возьмем и с нее долю счастья:
После ссоры так полно, так нежно
Возвращенье любви и участья…

Вместе Некрасов и Авдотья создавали литературные произведения и издавали «Современник». Она писала под псевдонимом Н. Станичный, чтобы избежать лишних слухов. Однако их личные отношения страдали от ревности. Некрасов ревновал её не только к мужу, но и к другим мужчинам, с которыми она общалась. Эти постоянные ссоры и примирения нашли отражение в его стихах, наполненных страстью и болью. Некоторые исследователи считают, что именно сложные отношения с Панаевой стали источником его сильнейшей лирики.

Где твоё личико смуглое
Нынче смеется, кому?
Эх, одиночество круглое!
Не посулю никому!
А ведь, бывало, охотно
Шла ты ко мне вечерком,
Как мы с тобой беззаботно
Веселы были вдвоем!

После смерти Ивана Панаева в 1862 году отношения между Некрасовым и Авдотьей начали угасать. В 1864 году Авдотья вышла замуж за Аполлона Головачёва, чиновника, надеясь обрести стабильность. Она родила дочь и посвятила себя семейной жизни. Однако этот брак не принес ей долгожданного счастья. После смерти Головачёва Авдотья оказалась в бедности и жила скромно, занимаясь воспитанием дочери и вспоминая прошлое.

Мы разошлись на полпути,
Мы разлучились до разлуки
И думали: не будет муки
В последнем роковом «прости».
Но даже плакать нету силы.
Пиши — прошу я одного…
Мне эти письма будут милы
И святы, как цветы с могилы —
С могилы сердца моего!

Некрасов же продолжил заниматься издательской деятельностью. Журнал «Современник» он выгодно продал и взял под аренду журнал «Отечественные записки», который быстро стал популярным. Я не удержусь и скажу, что журналы того времени были чем-то вроде сегодняшних каналов блогеров. Если канал имеет много подписчиков и популярен у читателей, то это всегда сулит прибыль его автору. Так что, по сути, за 200 лет ничего не изменилось.

В 1861 году он приобрел имение Карабиха, где нашел покой и вдохновение. Некрасов всегда стремился к материальному достатку, но также оставался верен литературе, продолжая писать и издавать важные произведения.

На склоне лет Некрасов встретил Феклушу Викторову, простую девушку из крестьянской семьи. Он переименовал её в Зинаиду Николаевну, поселил у себя и заботился о ней, как о родной. Зинаида стала для него преданным другом и поддержкой. В её обществе поэт обрел покой, но здоровье быстро ухудшалось. В 1875 году у него обнаружили рак кишечника, и болезнь приносила ему страшные муки.

-4

Зинаида ухаживала за Некрасовым, дежурила у его постели и не оставляла его ни на минуту. Ещё одна удача на старости лет! Зина была бескорыстной девушкой и не претендовала ни на что. За полгода до смерти они обвенчались, и поэт нашёл утешение в её заботе. Он ушёл из жизни в 1877 году, оставив наследие, которое вошло в золотой фонд русской литературы.

А Зина после его кончины скромно раздала всё его наследство родственникам, оставив себе лишь малую памятную часть. Переехав в Саратов, она вела уединённый образ жизни и помогала нуждающимся, отдавая часть своего пособия. Она умерла в 1915 году, скромно и тихо, почти забытая обществом, но верная памяти Некрасова до самого конца. За это мы её и помним сегодня.

Конечно, о личной жизни талантливых людей не говорит только ленивый. Это притягивает внимание к персоне автора. Наверное, в этом есть смысл. Тот же Есенин считал, что без скандалов знаменитым поэтом не стать. По крайней мере, не только талант дает поэту вдохновение, но и бурная биография. Не без неудач и лишений, но обязательно со взлётами, которые обычно не удаются простым людям.

А любой гений — это в первую очередь человек со своими пороками, недостатками и заблуждениями. Как писал сам молодой ещё Некрасов:

Безвестен я. Я вами не стяжал
Ни почестей, ни денег, ни похвал,
Стихи мои — плод жизни несчастливой,
У отдыха похищенных часов,
Сокрытых слез и думы боязливой;
Но вами я не восхвалял глупцов,
Но с подлостью не заключал союза,
Нет! свой венец терновый приняла,
Не дрогнув, обесславленная Муза
И под кнутом без звука умерла.

Но, как мы видим, безвестность ему не грозит. Он и по сей день остаётся любимым поэтом многих людей, а стихи его давно уже стали народным фольклором. Это ли не слава?

Спасибо за внимание!