Найти в Дзене
Кино под углом

«А раньше они могли!». Художественный фильм «Робокоп»

Как многие знают, я очень люблю фантастику. И, как говорится, «я любил фантастику ещё до того, как это стало мейнстримом». Хотя, кажется, не стало. Но, чем мне на самом деле, понравился этот фильм, так это тем, что изначально, при первом его просмотре, я ничего не знал, ни про капитализм, ни про власть корпораций, ни про все эти вещи – но, фильм мне очень сильно понравился. Как такое вообще возможно? Ну, у этого секрета, как говорится, есть имя и фамилия. Пол Верховен… Собственно, о том, что Пол Верховен часто снимал фильмы с такой, довольно едкой сатирой на разные проявления американской действительности, я писал. Так было с фильмом «Звёздный десант», который я, уж простите, не особенно жалую, и так было и с другими его работами. Политическая сатира была даже в «Вспомнить всё», хотя, это и «типичный боевик с Арнольдом Шварценеггером», снятый по мотивам рассказа Филипа Киндреда Дика «Ради вас мы готовы вспомнить всё». А вот с «Робокопом» вышло намного интереснее… Собственно, пишу я по
На самом деле, он умел снимать интересное и умное кино...
На самом деле, он умел снимать интересное и умное кино...

Как многие знают, я очень люблю фантастику. И, как говорится, «я любил фантастику ещё до того, как это стало мейнстримом». Хотя, кажется, не стало. Но, чем мне на самом деле, понравился этот фильм, так это тем, что изначально, при первом его просмотре, я ничего не знал, ни про капитализм, ни про власть корпораций, ни про все эти вещи – но, фильм мне очень сильно понравился. Как такое вообще возможно? Ну, у этого секрета, как говорится, есть имя и фамилия. Пол Верховен…

Люблю я этот фильм, на самом деле...
Люблю я этот фильм, на самом деле...

Собственно, о том, что Пол Верховен часто снимал фильмы с такой, довольно едкой сатирой на разные проявления американской действительности, я писал. Так было с фильмом «Звёздный десант», который я, уж простите, не особенно жалую, и так было и с другими его работами. Политическая сатира была даже в «Вспомнить всё», хотя, это и «типичный боевик с Арнольдом Шварценеггером», снятый по мотивам рассказа Филипа Киндреда Дика «Ради вас мы готовы вспомнить всё». А вот с «Робокопом» вышло намного интереснее…

Собственно, пишу я по памяти, так как на данный момент смотреть кино я пока не могу – комп и прочая моя машинерия уже в Пензе, ждут, когда туда приеду и я. С того устройства, с которого я пишу, смотреть что-то – просто… вред для глаз, которые и так очень сильно болят. Это, на тот случай, если я что-то напутаю. Так что, уж простите…

Итак, что же с художественным фильмом «Робокоп», в чём его сатира и, почему же он так хорош?

Питер Уэллер в костюме... Верховен показывает ему, как надо держать пистолет...
Питер Уэллер в костюме... Верховен показывает ему, как надо держать пистолет...

Что касается последнего, то хорош он ещё и потому, что на самом деле, «Робокоп» отлично снят. Для фильма, на самом деле, сделали очень много всего – в Голливуде к тому времени, научились качественно снимать фантастику, работать с разными эффектами, как практическими, так и с комбинированными съёмками. Так что, если говорить за техническую сторону фильма, и то, как это всё выглядит на экране, то у меня никаких претензий к нему нет. На самом деле, можно было рассказать о том, как сделали костюм для Питера Уэллера, как ему в нём было тяжело работать (он много весил, и надевать и снимать его было тем ещё удовольствием). Как Питер Уэллер устроил забастовку, так как работать в костюме этом было жарко… Но, наверное, те, кто любят этот фильм (а он, в самом деле, интересен), и так всё это знают. Лучше, наверное, рассказать именно о том, что же там такого сатирического…

Ну, начать стоит с того, что фильм очень точно «пародирует» то, как США показывают новости. В самом начале фильма идёт блок новостей, в котором рассказывают о некоторых вещах, которые, скажем так… были бы страшными, будь это на самом деле. Тут тебе и лазерный удар с орбиты по территории США (совершенно случайный), и пожар на АЭС (хорошо, что не в США), и тому подобные вещи. Единственное же, что на самом деле диктору кажется важным, так это то, что при нападении бандитов, был тяжело ранен полицейский Фрэнк Фредериксон. Да, я согласен, что офицера полиции, на самом деле, жалко – вроде, у него тоже семья осталась, и всё такое, но… Так спокойно говорить про пожар на АЭС, который грозит заражением местности, как в Чернобыль? Про лазерный удар, после которого погибло много народа? Да и про Фрэнка она тоже говорит… не сказать, чтобы с сочувствием…

6000 SUX...
6000 SUX...

Далее, конечно же, Верховен очень так хорошо поглумился над американской рекламой. Нет, я не буду говорить про игру, я скажу просто про автомобиль. Помните, как он назывался? SUX что-то там? Так вот, это, если что, не только издёвка над рекламой, это ещё и издёвка над американским автопромом. Полноразмерный седан, большой, бессмысленный и беспощадный. Собственно, я вообще седаны не особо воспринимаю – для меня это самый неудобный тип кузова, но, всё равно… И машина эта выглядит примерно так же. Да, при первом просмотре, он, может и выглядел интересно (но, сколько мне тогда лет было?), а вот потом, когда я начал что-то понимать в машинах, этот 6000 SUX выглядел, однозначно, неприятно и несерьёзно…

Ну, тут всё понятно, как мне кажется, да?
Ну, тут всё понятно, как мне кажется, да?

Ну и, понятное дело, издёвка над капитализмом тут, что называется, во всей красе. Начало – о, все, наверное, помнят момент с презентацией ED-209? Я даже не буду комментировать то, что на презентацию притащили боевой модуль с автоматическими пушками (всё же, как мне кажется, там, на глаз, миллиметров 20 было), заряженными боевыми. В помещение полное людей! К тому же, как мне кажется, на этой презентации, робот вообще стрелять не должен был! Но, зачем-то они это сделали… И я даже не буду ничего говорить о том, что «зачем Джонс притащил на ту же презентацию боевой пистолет». Нет, ну, мало ли, может… Да, блин, я хоть и человек с хорошим воображением, но не могу представить себе, зачем это вообще было сделано. Нет, понятно, что в фильме это было надо, чтобы показать, что ценность человеческой жизни при капитализме равна нулю… И все мы помним, чем именно это закончилось… Кстати говоря, тут возникает вопрос пушками, так как Кенни просто должно было порвать в клочья, но, давайте оставим это на совести киноделов…

Сцена в тире...
Сцена в тире...

А что потом? А потом было, что называется «продолжение банкета». Думаю, что не надо пересказывать, как именно Алекс Джей Мёрфи стал киборгом? Я только одну фразу напомню – «По закону он мёртв, и мы можем делать с ним всё, что хотим». То есть, да, человек умер, но его тело даже не выдали семье, чтобы нормально его похоронить. Просто взяли – и начали из него делать киборга. И, как мы все отлично понимаем, у киборга, просто нет и не может быть никаких прав и свобод. Теперь, Мёрфи – просто имущество корпорации. Вещь. И это, очень хорошо показано в фильме. Помните, что, как только он начал что-то там вспоминать (а ему, если мне не изменяет память, должны были стереть все воспоминания), у «представителей корпорации» чуть шок не случился?

Дик Джонс тут, правда, со спины...
Дик Джонс тут, правда, со спины...

Ну и дальше, как говорится, по накатанной – тут и связь бизнеса с криминалом. Хотя, тут я даже и не удивлён – порой корпорации надо решать вопросы так, чтобы «самим не светиться», и такие, как Кларенс Боддикер, им бывают очень даже удобны. Помните, как Джонс ему говорил о том, что «вот мы тут скоро будет «Дельта-сити» строить, так представь себе, как ты тут поднимешься на наркотиках, девочках и прочем?». Так что – связь большого бизнеса и криминала, фильм показывает очень и очень хорошо.

Так вот, когда я смотрел этот фильм в первый раз, я ничего этого не знал и не понимал. Я просто смотрел фантастический боевик. Даже не столько боевик, сколько фантастику. Человек стал киборгом. Потом вспомнил, что с ним случилось, и кто всё это устроил. Нашёл их всех и со всеми разобрался так, как они этого заслуживали. Молодец! Отличное кино, не так ли? А вот потом, когда я стал более взрослым… Ну, как говорится, фильм для меня заиграл новыми красками. Собственно, только за этот фильм можно уважать Верховена… Но, «Звёздный десант» я всё равно ему не прощу!