Найти в Дзене
Мороженые сказки

Волчье время - ноябрь. Какие странные ритуалы проводили для защиты от серых хищников?

Завтра начнется ноябрь - последний день осени, самый мрачный и угрюмый из всех 12 месяцев. Предлагаю оглянуться в историю и посмотреть, какие праздники отмечали наши предки в этом месяце и какие темные традиции были с ним связаны.

Продолжая тему мрачных традиций поздней осени, уже упомянутых в статьях о Велесовой ночи

И Хэллоуине 

Стоит продолжить древнеславянскими  традициями, связанными с этим временем. Так у южных славян (гагаузов, болгар, сербов, македонцев и др) ноябрь традиционно был связан с празднованием так называемых волчьих праздников, приходившихся на середину месяца и длившихся целую декаду. Так в Болгарии волчьи праздники начинались с Куделицы, отмечаемой 11 ноября и продолжались до 21 ноября, в Румынии и Молдавии это событие  отмечали неделю  с 11 по 16 ноября.

Именно на Балканах в древности существовал культ волка. Фото из сети
Именно на Балканах в древности существовал культ волка. Фото из сети

О двояком восприятии волка в мировоззрении древних славян я готовила отдельную статью,

Эта дуалистичность только подчеркивала темную, наполовину потустороннюю сущность волка, вызывая повышенное опасение при появлении этого угрюмого серого хищника вблизи жилища человека.

Считалось, что именно в это время года волки начинали стаиться, перебираясь поближе к человеческому жилью и неся в себе угрозу не только домашнему скоту, но и самому человеку.

Широко было  признано, что самый опасный день этих праздников — последний. Его называют Куцулан, Натлапан, Клекутсан, по имени самого опасного волка, единственного, которого считают мифическим лидером стаи, но кто не идет с ним.

Таким видит Куцулана ИИ
Таким видит Куцулана ИИ

Так же людская молва наделяла Куцулана такими чертами как хромота, неимоверный размер и исключительная свирепость. Куцулан считался самым старым и самым опасным среди  волков, их предводитель и ему приписывались человеческие черты. Именно о нем существовало древнее поверье, что он только наполовину  волк, а по сути оборотень. В отличие от остальных волков, он никогда не ел падали и животных – ни овец, ни телят, а питался исключительно человечиной. В Западной Болгарии даже существовало поверье, что солнечное затмение вызывал Куцалан, потому что именно он мог поглотить все солнце полностью.

Признанным днём Куцулана было 21 ноября, когда все запреты и ограничения старались соблюдаться особенно строго, дабы не навлечь беды.

По архаичной легенде, бытовавшей среди древних славян, проживавших на территориях Румынии и Молдавии, хромой волк был послан самим богом съесть человека за его прегрешения. Но древнему человеку удалось победить Куцулана, обхитрив его. Данная легенда широко известна среди южных славян  и включена в энциклопедический справочник «Мифы народов мира».

Волк самый опасный и коварный стадный хищник, несущий урон хозяйству и смерть человеку. Фото из сети
Волк самый опасный и коварный стадный хищник, несущий урон хозяйству и смерть человеку. Фото из сети

Существовала и другая южнославянская легенда о сотворении волка. Согласно ей, когда Господь сотворял  мир из грязи, дьявол создал волка, но не сумел вселить в него душу. Тогда Господь оживил волка, и тот напугал дьявола навсегда. До сих пор, когда волк воет, он предупреждает дьявола о том, что тот будет разорван на куски. Данная легенда подчеркивает дьявольскую природу волка, равно как и его хитрость, коварство и силу идти против своего создателя.

Восприятие волка как опасного для человека и домашних животных предопределяло  ритуалы во время волчьих праздников: в это время было принято соблюдать ряд ритуальных практик равно как и ряд запретов для защиты людей и домашнего скота от волков. 

Во время проведения этих праздников на произнесение слова «волк» накладывалось жесткое табу — принеобходимости его заменяли общепризнанными синонимами. Соблюдаемые запреты в основном касались домашнего труда женщин — они не должны были работать с шерстью, острыми предметами (нож, ножницы, расческа, игла) ибо они напоминали волчьи зубы. Ножницами не пользовались, дабы не раскрыть челюсти волка. Накануне праздника ножницы крепко связывали и прятались в подпол (место предка-хранителя, домового), чтобы ребенок случайно их не открыл. Это правило касалось и складных ножей а так же всех аналогичных предметов.

Запечатывали и связывали ножницы, складные ножи, сундуки и даже очаг. Фото из сети
Запечатывали и связывали ножницы, складные ножи, сундуки и даже очаг. Фото из сети

Считалось, что в течение этого периода нельзя было изготавливать одежду (особенно мужскую), потому что тот, кто носит такую одежду, будет непременно в ближайшее время  съеден волками. Известный фольклорный мотив гласит о том, как женщина зашила верхнюю одежду своего мужа во время волчьих праздников. И когда он пошёл в лес за дровами, на него напал волк, который оторвал кусок его руки  и ушёл.

На опасные волчьи праздники закрывали  и сам очаг. На него вешали цепи (в частности, сербы проделывали это в праздник Верижньаци, т. е. в день поклонения честным веригам ап. Петра, 16.I), к цепям подвешивали камни по количеству животных в хозяйстве или ключ ("да му заключат уста", Благоевградский окр.). Ключ в эти дни носили и на шее. С этой же целью зашивали на себе подол рубахи, переворачивали дежу, ступу, гасили огонь, замазывали навозом дверь и трубу над очагом. Эти действия сопровождались формулами-пояснениямн: "Замазываю диким зверям глаза и уши", "Завязываю пасть и когти" и т. п.

 В Западной Болгарии (Чупрене, Стакевци, Доктор Йосифовои т. д.) во время Трифунци  носился ритуальный пирог, в качестве  украшении которого была изображена корзина овец и крупного рогатого скота, на воротнике стоит «настороженный» мастер, а вокруг корзины — волки. Этот пирог разламывали и помещали в корм для скота, чтобы защитить его от волков в течении грядущей зимы. 

Волки издревле нападали на скот.
Волки издревле нападали на скот.

В течение волчьих праздников так же остерегались  выбрасывать  пепел из очага, ибо считалось, что волки едят или облизывают угли. Под строгим запретом был и выход на улицу после захода солнца.

Данное поведение наших предков вполне объяснимо характером поведения серых хищников в это время, продиктованного наступлением голодных времен и увеличением темного времени суток, способствующих нападению волков на домашний скот и человека.

В целом волчьи дни приходились на ноябрь — начало декабря (ср. серб, вучьи месец). Окончательно завершались волчьи праздненства 5 декабря днем святого Саввы, почитаемого южными славянами как заступник от Волков.

Волчьи праздники должны были помочь защититься от волков и человеку и домашним животным
Волчьи праздники должны были помочь защититься от волков и человеку и домашним животным

Традиции волчьих праздников у южных славян  восходят к общебалканскому культу волка, наилучшим образом сохранившегося у румын. Следует отметить, что ни культ волка, ни выросшие из него волчьи праздники не были характерны для остальных славян севернее и восточнее, оставшись уникальным обрядовым комплексом, характерным для народов Балканского полуострова, Болгарии и Молдавии.

Всегда ваша Морозова❤️‍🩹

Мои проекты:

Основной канал Дзен, посвященный истории, активному отдыху, кладоискательству и путешествиям https://dzen.ru/otmorozhennyye_istorii?share_to=link

Моя группа В Контакте

https://vk.com/morozova_ja