- Но по мере того как изделия из камня входили в моду — в том числе и под влиянием роста популярности «восточного стиля» — красота самоцветов выходила на первый план, и уже ювелирные детали принимали роль оправы, призванной подчеркнуть природную красоту камней.
- Агат
- Особенно выделяются моховые агаты, или моховики, с включениями, напоминающими ветки дерева или даже полноценные пейзажи. Они носят название дендритов.
Выставочный проект «Россия — Любовь моя! Искусство ювелиров России. XIX-XXI век» представляет не только изделия современных мастеров — работы победителей государственного конкурса ювелирного искусства «Россия. XXI век» (Гохран России), но и памятники русской ювелирной традиции, которая на протяжении многих веков является эталоном высочайшего мастерства.
Ювелирное дело рубежа XIX-XX вв. неразрывно связано с именем Карла Фаберже, чьи работы славились своей красотой и изяществом на весь мир. Петер Карл Фаберже сыграл особую роль в расцвете русского ювелирного искусства: художник, талантливый предприниматель, гений ювелирного рынка, он постоянно искал и пробовал новые материалы и стремился не только к эстетическому, но и к техническому совершенству работ фирмы.
С момента основания фирмы и до начала XX века изготовлению камнерезных изделий уделялось второстепенное внимание. Предметы из полудрагоценных пород служили для изготовления мелких утилитарных предметов: табакерок, набалдашников, печатей, рамок, часов, чернильниц и ламп. Почти все камнерезные работы этого периода исполнялись по рисункам и моделям фирмы на заводах в Петербурге и Германии. Небольшие камнерезные работы приобретались от екатеринбургских кустарей «на доработку» и от мастеров Петергофской гранильной фабрики.
Однако даже в этот период известно много работ из полудрагоценных камней Урала и Сибири, где камень становился неким «фоном» для демонстрации искусной ювелирной работы.
Но по мере того как изделия из камня входили в моду — в том числе и под влиянием роста популярности «восточного стиля» — красота самоцветов выходила на первый план, и уже ювелирные детали принимали роль оправы, призванной подчеркнуть природную красоту камней.
Сегодня рассмотрим некоторые памятники из собрания Исторического музея, которые можно увидеть на выставке. Сосредоточимся на двух поделочных камнях — агате и нефрите.
Агат
Агат — полудрагоценный камень, который относится к группе пестроцветных халцедонов — разновидности кварца. Агаты непрозрачны, но могут частично просвечивать, а характер окраски и графики камня, где слои накладываются один на другой, создают на камне причудливые узоры.
Особенно выделяются моховые агаты, или моховики, с включениями, напоминающими ветки дерева или даже полноценные пейзажи. Они носят название дендритов.
Табакерка выполнена из полированного агата, затвор и шарниры — из золота и платины. От шарниров на крышку проложены две полосы алмазов с огранкой «роза» в платиновой оправе, каждая заканчивается сапфиром-кабошоном в круглом платиновом гнезде. Такая же полоса бриллиантов с сапфиром-кабошоном есть на противоположном крае крышки, около затвора. На передней стенке — три бриллианта в круглых гнездах из платины.
Как поделочный камень агат известен еще с древних времен и популярен по сей день. Полупрозрачная, молочная текстура камня с матовым блеском активно используется ювелирами для создания изящных украшений.
Брошь из прямоугольного дендритового агата в золотой оправе, с полосой из ограненных «розой» алмазов в серебре. Верхний край украшен бантом с алмазами, ограненными «розой», и рубином. Замок — золотая булавка.
Нефрит
Нефрит — минерал с характерной волокнистой структурой — это зелёная разновидность тремолита. Обработкой нефрита начали заниматься еще в период неолита. Камень отличается особой прочностью — изделие может быть даже прочнее стали, и подходит для изготовления оружия и орудий труда. Особое значение нефрит с древних времён приобрёл в культуре Китая, являясь по сути его «национальным камнем».
В работах фирмы Фаберже изделия из нефрита занимают особое место — он неоднократно применялся для изготовления императорских пасхальных яиц, часов и барометров, подставок и других мелких вещей, а также для создания фантазийных предметов — фигурок животных и птиц, цветов и растений.
Благодаря своей красоте, глубокому травяному цвету и превосходному качеству чаще всего использовался нефрит с реки Онот. Крайне сложный для обработки, при должной полировке нефрит дает необыкновенный гладкий эффект и позволяет демонстрировать высочайший уровень художественной обработки.
На сердоликовом щитке монограмма великой княгини Ксении Александровны под императорской короной. Щиток закрыт рубчатой оправой, которая соединяется с нефритовой ручкой полосой из цветного золота с лентами вальцованного орнамента.
Ручка нефритового ножа выполнена из золота, украшена прозрачной опаловой эмалью по гильошированному фону и двумя ободками с полосами из алмазов, ограненных «розой». От нижнего ободка идет рифленая оправа с крупным рубином-кабошоном. На верхушке рукояти — еще один рубин-кабошон.
Изделия, сочетающие камень и металл, во второй половине XIX — начале ХХ века производила не только фирма Фаберже. Произведения подобного характера можно обнаружить в ассортименте продукции фирмы П. А. Овчинникова, И. П. Хлебникова и некоторых других. Московская ювелирная школа тяготела к стилю романтического историзма, тогда как Санкт-петербургские мастера работали в стиле модерн.
И сегодня нефрит используют в качестве поделочного камня и как уникальный материал для изготовления ювелирных и декоративно-художественных изделий.
Современные ювелиры продолжают дело великих мастеров прошлого, сохраняя и развивая лучшие традиции многонационального ювелирного дела. Российскому ювелирному искусству свойственно стремление к совершенству, одухотворенность, эмоциональность и тонкое восприятие прекрасного. Увидеть ювелирные шедевры прошлого и настоящего можно на выставке «Россия — Любовь моя!».
Выставка открыта до 24 марта 2025 года в Выставочном комплексе Государственного исторического музея по адресу: Площадь революции, 2/3. Билеты. Кешбэк 20% при оплате через СБП