«Если бы не сцена, он бы мог стать вором в законе» - так говорили об Арчиле Гомиашвили коллеги и друзья. И действительно, жизнь его была полна таких перипетий, что хватило бы на многотомный роман.
Арчил появился на свет 23 марта 1926 года в семье бывшего пастуха, а впоследствии выпускника Московского института красной профессуры Михаила Гомиашвили. В 1930 году семья переехала на Донбасс, где Михаил получил должность председателя профсоюза угольщиков. Однако в 1939 году глава семьи получил большой срок по доносу, и супруга с сыном вернулись в Грузию.
Оставшись без отца, Арчил быстро связался с дурной компанией и уже в 14 лет получил первый срок за кражу. Правда, быстро вышел на свободу, благодаря юному возрасту и примерному поведению.
Когда началась война, Гомиашвили уже был студентом Тбилисского художественного училища и подавал большие надежды. Как-то режиссер Тбилисского Русского драматического театра Георгий Товстоногов пригласил Гомиашвили поработать художником на одном из спектаклей, а потом, из-за того, что в труппе не хватало мужчин, предложил сыграть небольшую роль. Так Арчил впервые оказался на театральной сцене. А вскоре ему начали предлагать и другие роли. Однако театральной карьере было суждено продлиться недолго.
Арчил пригласил на спектакль приятеля, который быстро оценил стоимость обивки на театральных стульях и предложил Гомиашвили поживиться. Ночью они срезали кожаную обивку с ряда и отнесли знакомому сапожнику. За это варварство обоих отправили на два года за решетку. Вышел Арчил опять же досрочно и вскоре угодил в новую историю.
Вскоре после освобождения Арчил с дружками обчистили квартиру бывшего коменданта Берлина, вынеся все ценное подчистую – бриллианты, антиквариат, золото. Гомиашвили спасло от новой «ходки» то, что заявлять в милицию потерпевший, по понятным причинам не стал.
После этого случая Гомиашвили понял – из Грузии ему нужно уехать. Он заручился поддержкой Георгия Товстоногова и уехал в Москву, подав документы в Школу-студию МХАТ. Учеба давалась студенту легко, только вот получить диплом ему так и не довелось. В очередной раз Гомиашвили влип в неприятную историю.
Как-то Арчил пригласил в ресторан сокурсницу Людмилу Целиковскую, из-за которой и случилась драка. Какой-то посетитель заведения пригласил актрису на танец, а потом еще раз и еще... Тут самолюбие Гомиашвили не выдержало, и постоялец из ресторана отправился прямиком в больницу. С учетом прежних «достижений» срок Арчилу грозил вполне реальный. Понимая всю тяжесть ситуации, мать Арчила влезла в долги и отвезла потерпевшему крупную сумму, чтобы он забрал заявление. Гомиашвили наказания избежал, однако, столицу ему пришлось покинуть.
Актера-недоучку приняли в труппу Тбилисского Академического театра, где он и познакомился с актрисой Лианой Манджавидзе, которая вскоре стала его второй женой (официально Гомиашвили был женат четыре раза, но об этом как-нибудь в другой раз). В этом браке родились сыновья Зураб и Михаил. К слову, Михаил пошел по стопам родителей и стал известным в Грузии актером.
Однако семейная жизнь не могла обратить неуемную натуру артиста в спокойное русло, Арчил жаждал славы и приключений.
Он перебрался в Поти и поставил в местном театре спектакль одного актера под названием «похождения Остапа Бендера», где все роли исполнял сам. С этой постановкой, он сначала объездил всю Грузию, а потом стал колесить и по всему СССР. Более 10 лет спектакль с успехом шел в разных городах страны. На одном из представлений его и подметили представители московской театрально-кинематографической богемы.
В конце 1960-х годов в Москве режиссер Гайдай добился-таки разрешения на съемки фильма «12 стульев». На роль Бендера пробовались более 100 кандидатов, однако, найти подходящего актера никак не удавалось. В итоге Гайдай решил пригласить на роль Высоцкого. Однако тот ушел в запой и сорвал начавшиеся было съемки. И тут кто-то из съемочной группы вдруг вспомнил про талантливого грузина, гастролирующего со спектаклем про Бендера по стране.
Гомиашвили разыскали на очередных гастролях и пригласили на пробы, которые он блестяще прошел. Режиссер, наконец-то, приступил к съемкам. Однако без разногласий не обошлось – Гомиашвили, много лет игравший Бендера на театральной цене, считал, что он лучше всех знает, каким именно должен быть Остап, и постоянно вмешивался в работу режиссера, чем выводил Гайдая из себя. А когда Арчил узнал, что его будет озвучивать Юрий Саранцев, вообще рассорился с Гайдаем и пять лет с ним не общался. По иронии судьбы примирил знаменитостей все тот же Бендер. Но об этом чуть позже.
А после успеха фильма «12 стульев» Гомиашвили быстренько переехал в столицу, был принят в «Ленком» и получил просторную квартиру в знаменитом Доме на набережной.
Свалившейся н него всесоюзной славе Арчил тут же нашел выгодное применение – начал гастролировать по стране с творческими вечерами, обзавелся массой нужных связей и, по словам коллег и знакомых, мог практически моментально решить любой вопрос, так как был вхож в высокие кабинеты.
Гомиашвили проворачивал замысловатые торговые операции, делая деньги на всем, на чем только было можно и нельзя. Он разъезжал по улицам Москвы на черной «Волге», которую вскоре сменил на шикарную иномарку (что по тем временам было чем-то нереальным), носил английские ботинки и модные костюмы, пошитые на заказ, чем вызывал безмерную зависть коллег.
Поговаривали, что именно Гомиашвили похлопотал о назначении Марка Захарова главрежем «Ленкома», о чем, правда, вскоре Арчил сильно пожалел.
Ходили разговоры, что Гомиашвили «проталкивал» Захарова в надежде на главные и яркие роли в театре. Однако режиссер ожиданий Арчила не оправдал. Он сделал ставку на «новые» лица – Янковского, Абдулова, Збруева, под которых и составлял репертуар.
Однако даже не это стало главным ударом для Гомиашвили. Актер буквально пришел в ярость, когда состоялась премьера фильма Захарова «12 стульев». Ведь по его мнению, только он мог сыграть Бендера так, как никто другой.
Зато буквально сразу после выхода фильма на экраны в квартире Гомиашвили раздался звонок от Гайдая, с которым Арчил когда-то рассорился. Режиссер попросил Арчила включить телевизор, чтобы посмотреть на «уголовное преступление» - именно так Гайдай назвал фильм Захарова.
С началом перестройки Гомиашвили полностью погрузился в свою стихию – в бизнес. В 1990 году он стал президентом АО «Сити-бизнес» а через два года открыл в столице казино «Золотой Остап». С криминалом проблем у него не было – он был знаком практически со всеми «большими людьми» в этой сфере. Однако Гомиашвили не только зарабатывал, но и отдавал. Отдавал на благотворительность.
Гомиашвили помогал пожилым грузинским актерам, оставшимся в трудные времена не у дел, а также оплачивал обучение малоимущим студентам ВГИКа.
В 2004 году счастливая жизнь Гомиашвили закончилась – у актера диагностировали онкологию в запущенной стадии. В России помочь ему не брался никто, а вот в США помочь согласились. Актеру сделали сложнейшую операцию, однако она лишь ненадолго отсрочила неминуемое.
31 мая 2005 года актера не стало. На месте его упокоения, на Троекуровском кладбище стоит памятник – Гомиашвили в любимом образе Бендера. В образе, который навсегда остался своеобразной «визитной карточкой» талантливого человека.
Также смотрите: