Найти в Дзене
Полки Безумия

Нейтан Баллингруд - жуткие повести с адской изнанки реальности

Этот автор меня очень приятно удивил. И я впервые за долгое время могу смело рекомендовать вам что-то еще из серии "Мастера Ужасов", даже несмотря на очередную дикую обложку, в которой таки есть наконец некая отсылка к содержанию! Данная книга представляет из себя два сборника рассказов и повестей, между которыми простирается разрыв оттачивания мастерства в 6 лет. И это очень удачно играет на знакомстве с творчеством Баллингруда - мы видим произведения, с которых он начинал свой путь писательского искусства, а затем имеем возможность оценить его прогресс. Даром, что АСТ предлагает нам прочитать сначала более новые и актуальные произведения, ставя их в начало книги, но никто не мешает вам начать со сборника "Земля Монстров", некоторые рассказы из которого написаны аж 20 лет назад. И я начну, пожалуй, тоже с него.

Несмотря на то, что "Земля Монстров" прямо таки пестрит разного рода кровожадными, а иногда даже сюрреальными тварями, цель Баллингруда здесь - не мистика и ужасы, а вскрытие темы человеческого отчаяния вследствие сложной жизненной ситуации. Героиня "По воле волн" - молодая мать-одиночка, намертво привязанная к дочери, отчего весёлая и беззаботная жизнь проходит мимо. Герой рассказа "Дикий Акр" до зубного скрежета мучается от угрызений совести после совершенного им трусливого поступка, в результате которого погибли его друзья. Герой рассказа "S. S." имеет на попечении безумную и недееспособную мать, которая и сама по чайной ложке отъедает его рассудок. Герой "Расщелины" был полевым медиком во время первой мировой, что отразилось на его восприятии реальности. Герой "Чудовищ небес" по неосторожности потерял сына и теперь поглощен глубочайшим чувством вины. Я мог бы продолжить, но, думаю, вы уловили, что каждый из главных действующих лиц "Земли Монстров" пережил не самые приятные события. Поэтому на первом плане здесь психология, ну а монстры скорее выступают неким воплощением характеров героев, неосознанной попыткой посмотреть на себя со стороны и дать объяснение своим слабостям. Ведь все прекрасно знают, что главная и абсолютно слетевшая с катушек тварь сидит в голове у тех, кто отчаялся и кому нечего терять.

Сами рассказы иногда написаны довольно топорно, но подкупает вот эта глубокая идея о внутренних демонах, которая объединяет весь сборник, в целом прочитал также не без удовольствия.

А вот сборник "Раны" абсолютно другая история. Здесь на первое место выходит именно реализация идеи, то есть, само повествование. И тут сразу заметно, насколько более литературным и изобретательным стал автор. В разделе благодарностей он пишет, что ведет дружбу с такими видными фигурами как Джефф Вандермеер, Джон Лэнган, Лэйрд Бэррон, Джеффри Форд и много других. Думаю, очевидно, что такие знакомства пошли ему только на пользу. Сборник представляет собой компиляцию на тему взаимодействия с неким адским измерением и его обитателями. Но не с христианским адом, а с собственным, авторским мрачным порождением боли, злобы и безнадеги. То есть, первые аналогии, которые рождаются в голове - творчество Клайва Баркера, но более угрюмое по настроению и менее кровавое по исполнению. При этом ад Баллингруда наполнен оригинальными изюминками, которые разрастаются в полноценный и глубокий лор, который и объединяет весь сборник "Раны". И у этого измерения есть двусторонняя связь с реальным миром - есть бандиты, что торгуют артефактами оттуда, а есть и паломники оккультных церквей, которые добровольно отправляются туда в путешествие, а иногда и сам ад целыми кусками просачивается в реальный мир, поглощая целые города, как в рассказе "Чрево". И что самое главное - читать эти рассказы действительно интересно. У меня даже появилась мысль, что, возможно, Нэйтану стоило бы слепить полноценный роман из этих весьма качественных наработок, потому что то же "Чрево" при всей своей изящности как будто обрывается на полуслове в бездну, что предстает перед взором главных героев в конце. "ПОДАТЬ ЕЩЕ!" - прямо-таки кричит мой внутренний ненасытившийся голос. Но что есть, то есть.

— Ты ведь понимаешь, что она мертва?
— Нет. Мы этого не знаем.
— Но ты ведь знаешь, что там творится?
В голове снова всплыл образ высокого мужчины – Хирурга, как он полагал, – растягивающего подергивающийся пергамент из человеческой кожи меж двух фонарей.
— Конечно, – ответил он. – Там Ад.

Немного особняком стоит лишь повесть "Зримая Скверна", которая бы концептуально больше подошла сборнику "Земля Монстров", так как речь там идет о потерявшемся в жизни человеке и его конфликте с самим собой. Повесть, кстати, отличная, заставила меня снова добрым словом помянуть "Усмешку Тьмы" Кэмпбелла.

Но не обошлось и без ложки дегтя. Как только вы начнете читать первый рассказ "Атлас Ада", вы почувствуете неладное, будто целые пласты сюжета, которые объясняли бы многие происходящие вещи, буквально остались за кадром. А разгадка проста - центральная повесть, наиболее полноценный источник лора для всего сборника - "Стол Мясника", засунута в самый конец!  Сначала я хотел разразиться гневной тирадой и в подробностях расписать, как бы я переломал пальцы редакторам АСТ за такую компоновку, но потом увидел, что оригинальное нью-йоркское издание 2019 года скомпоновано таким же образом, поэтому винить наших книгоделов не стоит, они просто перенесли как есть. Возможно, логика была в том, чтобы самое вкусное оставить напоследок, так сказать, вишенка на торте, но с точки зрения здравого смысла надо было по всем канонам начинать именно со "Стола Мясника". Ну а "Атлас Ада" по сути это прямое продолжение "Стола", да и другие рассказы эксплуатируют понятия, разжеванные там, поэтому я спрашиваю - на каком основании меня лишили дополнительного удовольствия при чтении, сломав таким образом таймлайн? Ведь, когда четко понимаешь, о чем речь, то и интереса больше! Так что прошу, если вы возьметесь хотя бы за сборник "Раны", что я вам настоятельно рекомендую, начинайте именно со "Стола Мясников", а затем все остальное по порядку - так гораздо логичнее и правильнее на мой взгляд.

С другой стороны "Стол" может очень сильно задрать планку качества к остальным рассказам, потому что это абсолютно фееричный и крышесносный шедевр ужасов. Это будто бы Клайв Баркер написал сценарий к "Пиратам Карибского моря" - дерзкие карибские пираты, сатанисты, прихожане церкви каннибалов и адские твари - все смешано в такой умопомрачительный ураганный коктейль из путешествий, двух- и трехслойных интриг, болезненной любовной драмы и адреналиновой развязки, что аж скулы сводит от происходящего. Картины, нарисованные Баллингрудом, как в реальном мире, так и в адском - неприлично хороши, они монументальны и впечатываются в подсознание как пятно сажи с пиратской черной метки. Это то, ради чего стоит дальше читать хорроры. Однозначно встанет в топ моих любимейших произведений ужасов, которые я (когда-нибудь) прочитаю снова.

А что еще меня удивило - произведения Нэйтана очень резво нашли свое место на экране. В 2019 вышла экранизация повести "Зримая Скверна" под названием "Раны", ну а спустя год - целый восьмисерийный альманах по рассказам из "Земли Монстров", собственно, так он и называется.

Ссылочка делает шлеп:

«Раны» (Wounds, 2019)

И еще раз шлеп:

«Земля монстров» (Monsterland, 2020)

Пока не смотрел, но надо обязательно ознакомиться и, возможно, напишу об этом дополнительный пост. А пока до скорого!

Ставьте LIKE, если понравилось и подписывайтесь, чтобы заценить больше крутых книг от известных и не очень авторов в жанре sci-fi/horror и не только.