Найти в Дзене
Денис Романцов

Шпаликов и футбол: интересный матч важнее кинопремьеры

С одинаковым вдохновением забивал в чужие и свои ворота. 10 апреля 1955-го первый тур чемпионата СССР украсила игра киевского «Динамо» и московского «Спартака». Среди 75 тысяч болельщиков на Республиканском стадионе имени Хрущева оказался воспитанник Киевского суворовского училища Геннадий Шпаликов. Будущий сценарист поделился в дневнике впечатлениями о матче: «Стадион забит до краев и дальше. Дальше - это крыши прилежащих домов, горки, верхушки деревьев и т. д. Мой сосед, кажется, по профессии шофер, так выразил свое отношение к массе людей: «Взять бы их на машину, хотя б по пятерке с брата - миллионы б загреб». Тот же сосед. На поле кто-то, не помню уже, откровенно, метров с пяти, смазал мимо ворот. Сосед кричит на всю восточную трибуну: «Да если меня выпустили б на глаза всего Киева, я лопнул — а выиграл [бы], эх, черти!» Черти - это о киевских динамовцах». Вскоре Шпаликов сменил Суворовское училище на Московское пехотное и в письме киевскому другу, Валентину Дьяченко, доложил о фин

С одинаковым вдохновением забивал в чужие и свои ворота.

10 апреля 1955-го первый тур чемпионата СССР украсила игра киевского «Динамо» и московского «Спартака». Среди 75 тысяч болельщиков на Республиканском стадионе имени Хрущева оказался воспитанник Киевского суворовского училища Геннадий Шпаликов.

Будущий сценарист поделился в дневнике впечатлениями о матче: «Стадион забит до краев и дальше. Дальше - это крыши прилежащих домов, горки, верхушки деревьев и т. д. Мой сосед, кажется, по профессии шофер, так выразил свое отношение к массе людей: «Взять бы их на машину, хотя б по пятерке с брата - миллионы б загреб».

Тот же сосед. На поле кто-то, не помню уже, откровенно, метров с пяти, смазал мимо ворот. Сосед кричит на всю восточную трибуну: «Да если меня выпустили б на глаза всего Киева, я лопнул — а выиграл [бы], эх, черти!» Черти - это о киевских динамовцах».

-2

Вскоре Шпаликов сменил Суворовское училище на Московское пехотное и в письме киевскому другу, Валентину Дьяченко, доложил о финале Кубка СССР-1955 ЦДСА - «Динамо».

«Темп в начале - жуткий, игра - безукоризненная. В ЦДСА - Беца, Рыжков, Агапов, Перевалов, у «Динамо» - Рыжкин, Шабров. На 11-й минуте по вине Юрченко Агапов метров с пяти через Яшина забивает первый гол.

Вообще, Агапов все время неотрывно дежурил у ворот. Через две минуты с подачи Шаброва Рыжкин очень точно пробил метров с 12 под верхнюю планку. Разинский дико прыгнул, но... гол. Дальше игра идет ровно.

-3

Примерно за 10 минут до конца первой половины Крижевский грубо (по ногам) ударил Рыжкова. Латышев дал одиннадцатиметровый. Агапов забил. Так спокойно — Яшин в один угол, а мяч — в другой. А через несколько минут того же Агапова ударом в яйца Яшин вывел из игры. Агапов вышел один на один, а Яшин ногами вперед выпрыгнул. Представляешь, как бушевал стадион?

Яшина выгнали с поля. Он вдобавок нагрубил Латышеву. Во втором тайме стоял Байков на воротах. И динамовцы проиграли. Вот так прошел финал».

-4

К слову, динамовцы-то проиграли, но полузащитник Байков, заменивший Яшина в воротах, за весь второй тайм - благодаря длинным рукам - не пропустил ни одного мяча и в восьмидесятые, тренируя в «Динамо-2» Сергея Овчинникова, хвастался: «Я единственный в мире сухой вратарь». Чем не сюжет для кино?

Другой сценарист, Владимир Валуцкий (последняя работа - «Лев Яшин. Вратарь моей мечты»), рассказывал, что Шпаликов по-детски свято верил в оттепельные идеалы и так же по-детски любил, дружил, веселился, пел и сочинял.

Валуцкий вспоминал: однажды большой компанией сошли с автобуса на ясную, по-весеннему солнечную поляну, поделились на команды и сыграли в футбол, причем Шпаликов с одинаковым вдохновением забивал в чужие и свои ворота. Парируя упреки: «Какая разница. Главное ведь, ребята, играем!»

-5

«Гена любил Хемингуэя не только как писателя. Он любил его пристрастие ко многим видам спорта и к спортсменам», - говорил режиссер-мультипликатор Андрей Хржановский (Шпаликов написал для него сценарий по мотивам сказки Лазаря Лагина «Житие Козявина»).

-6

Хржановский ходил со Шпаликовым на футбол (прихватив флягу), и признавался, что мечтал с другом о поэтическом - волшебном - кино. Когда задумались о герое - воплощенном символе красоты, таланта и бессмертия, Шпаликов сообщил: «Я знаю такого человека. Мы с ним не раз вместе выпивали. Это Валера Воронин».

Тот самый Воронин, которого Марлен Хуциев видел Володей в «Июльском дожде», но спасовал перед насыщенным футбольным графиком торпедовской знаменитости и снял в роли молодого ученого профессионального актера Александра Белявского.

Валерий Воронин
Валерий Воронин

Писатель Александр Нилин в книге о Воронине вспомнил посиделку в актерском ресторане ВТО 8 марта 1967-го: «Мы [c Ворониным] теснились не в обиде за одним столиком, со Шпаликовым и еще полудюжиной подсевших завсегдатаев — и Гена шепнул мне: «Скажи ему, кто я», а Воронин, услышав, что пьет с автором песни «А я иду, шагаю по Москве», великодушно и дружелюбно приподнял рюмку: «Уважаю».

Нилин рассказывал, что однажды Шпаликов повел его в гости к сибирским физикам - на пельмени. Физики сосредоточили внимание на Инне Гулая, а Шпаликов разговорился с Нилиным о футболе и признался: любой интересный матч он воспринимает как событие огромной важности, превосходящей премьеры в Доме кино.

-8

Выслушав рассказы Нилина о друзьях-футболистах, Шпаликов потребовал оформить это в сценарий и, поставив только что на «Ленфильме» «Долгую счастливую жизнь», вызвался быть режиссером.

«Долгая счастливая жизнь» (1966) получила главный приз фестиваля авторского кино в Бергамо, так и оставшись единственной режиссерской работой Шпаликова.

-9

Не осуществился и его спортивный замысел, но футбол он вписал и в «Я шагаю по Москве», где Колька (Никита Михалков) показывает на якобы родственника Пушкина, который играет края в «Торпедо», и в непоставленный сценарий «Воздух детства».

Сценарий Шпаликов предварил четверостишьем:

Что такое — воздух детства?
Разреветься? Разреветься.
Разорваться — не на части,
Но отчасти — и от счастья.

-10

В главном герое, 36-летнем холостяке Алексее Скворцове, угадывается автор. Скворцов сбегает с работы с Мариной, которая трудится с ним в конструкторском бюро, и везет ее в город детства. Заходят там к старой знакомой Скворцова, Ларисе, и встречают восьмилетнего мальчика.

- Это не мой ребенок? - спрашивает Скворцов Ларису.

- Нет, Леша.

- Жалко. Как звать?

- Леша.

С Виктором Некрасовым (крайний справа)
С Виктором Некрасовым (крайний справа)

Дальше Скворцов идет к родственнику, инвалиду дяде Коле.

— Старый ты, Лешка, - говорит тот при встрече.

— Я, дядя Коля, не старый, но вот беда, — не молодой я.

Скворцов говорит, что хочет съездить к тете Оксане («Она же мне как мать была»), но не знает, где похоронена, и дядя Коля берется показать. По пути заезжают на стадион.

-12

Шпаликов пишет: «Туда инвалидов Великой Отечественной войны пускали без билетов, — около беговой дорожки они могли стоять на своих колясках и смотреть футбол. Дядя Коля остановился у своего, очевидно, места (все инвалидные коляски имели свои места).

— Узнаешь? — спросил дядя Коля.

— Наше место, — узнавал Леша.

— А помнишь, как на ЦДКА — «Динамо» (Киев) ты чего-то заорал, а вот оттуда Федотов повернулся и улыбнулся тебе».

-13

В финале сценария - встреча бывших суворовцев и авторское стихотворение, которое прозвучит с экрана в «Подранках» Николая Губенко. Через два года после смерти Шпаликова.

-14

По несчастью или к счастью,
Истина проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места.

Если даже пепелище
Выглядит вполне,
Не найти того, что ищем,
Ни тебе, ни мне.

Путешествия в обратно
Я бы запретил,
Я прошу тебя, как брата,
Душу не мути.

А не то рвану по следу,
Кто меня вернет?
И на валенках уеду
В сорок пятый год.

В сорок пятом угадаю,
Там, где — боже мой! —
Будет мама молодая
И отец живой.