Здание Сената в Московском Кремле — лучшее творение архитектора Матвея Федоровича Казакова, строительство которого велось 1776-1787 годы, отделка продолжалась до 1790 года. Первоначально оно предназначалось для собраний московского дворянства и для двух департаментов Сената, постоянно находившихся в Москве. С 1856 года, после судебной реформы, в нём размещались новые «Судебные установления», а с 1918 года и по сей день в здании находятся высшие органы государственной власти. В 1992-1995 годах здание реконструировано под резиденцию Президента РФ. Исторические интерьеры сохранили только Круглый и Овальный залы.
Для строительства была выделена территория, приобретённая Правительством у последних частных владельцев в Кремле. Она располагалась у Кремлёвской стены между Арсеналом и Вознесенским и Чудовым монастырями.
Неудобная для строительства треугольная форма участка обусловила объёмно-планировочное решение, блестяще разработанное архитектором.
В плане Сенат представляет собой прямоугольный равнобедренный треугольник, внутри которого корпуса-перемычки отсекают острые углы, создавая два треугольных и центральный пятиугольный внутренние дворы. Вдоль всех корпусов идёт коридор с примыкающими к нему небольшими помещениями. Дважды коридор прерывается: в вершине прямого угла расположен большой Круглый зал (ротонда), увенчанный куполом, а в центре главного (самого длинного) корпуса, над парадным въездом во двор (оформленным четырёхколонным портиком под фронтоном) находится Овальный зал, а над ним — небольшой ложный купол. Все фасады трёхэтажного здания, включая дворовые, оформлены одинаково: первый, рустованный этаж отделён круто профилированной тягой от двух верхних, которые объединены плоскими пилястрами римско-дорического ордера. Здание завершает мощный горизонтальный карниз, вынесенный на зубцах-кронштейнах.
Ротонда — трёхцветный зал, перекрытый куполом (диаметром 24,7 м и высотой 27 м), который в своё время считался чудом инженерной мысли. Конструктивно купол опирается на стену, зрительно же — на стоящую у стены стройную коринфскую колоннаду, поддерживающую обходящую зал галерею. Купол зрительно облегчён сеткой сужающихся кессонов и кажется парящим в потоках света, льющегося из прорезающих его основание двадцати четырёх световых окон. Зал украшают прямоугольные скульптурные барельефы, которые в аллегорической форме прославляют деяния императрицы Екатерины, и гипсовые копии круглых барельефов скульптора Федота Шубина с изображениями русских князей и царей. Этот великолепный зал современники с гордостью называли Русским Пантеоном и его по праву относят к шедеврам архитектуры.
Возведение Сената явилось новым этапом в формировании типа большого общественного сооружения. В дальнейшем он служил образцом для зданий присутственных мест во многих губернских городах России.
Однако значение Сената не исчерпывается его собственными архитектурными достоинствами. Построив это единственное здание, Казаков создал в Кремле ансамбль не менее значительный, чем Соборная площадь. Во-первых, его монолитный объём и треугольный план стали объединяющим началом для рядом стоявших, пёстрых и разновременных строений Чудова и Вознесенского монастырей (разобранных в 1930-х годы). Во-вторых, Сенат задуман и построен как элемент ансамбля, который он образовал с Арсеналом (этот замечательный памятник строился очень долго, с 1702 по 1736 год). Сенат сделан равным Арсеналу по высоте, их главные входы расположены один напротив другого, причём каждый отмечен треугольным фронтоном, наконец, оба сходящихся под углом фасада ориентированы на Никольские ворота. В-третьих, расположив купол Сената строго за малой башней кремлёвской стены, Казаков скомпоновал своё здание в ансамбль Кремля, со стороны города и одновременно наметил поперечную композиционную ось Красной площади. В 1820-х годах Осип Иванович Бове завершит эту ось, расположив на ней монумент Ивана Петровича Мартоса «Минин и Пожарский» (его передвинули в 1930-х годах), а за ним — купол и портик построенных им Торговых рядов.
М. Ф. Казаков построил так много, что иногда всю допожарную (до 1812 года) Москву называют казаковской. Посетившая город в самом конце XVIII века французская художница Элизабет Виже-Лебрен писала: «Поистине удивительное зрелище представляет собой это множество дворцов, общественных памятников прекрасной архитектуры, монастырей, церквей, вперемежку с сельскими видами и деревянными постройками. Это смешение великолепия с деревенской простотой производит какое-то волшебное впечатление». К сожалению, от этого великолепия мало что сохранилось.