«Анора» – забавная, простая и из-за того душевная комедия, отчасти напоминающая Романа Каримова на максималках, с небольшой грустинкой. Снял её Шон Бейкер, американский независимый постановщик и любимец прогрессивных молодых киноманов. Мы писали о его предыдущем фильме, получила «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале, одну из главных кинематографических наград мира, 10-минутные стоячие овации, невообразимый балл от зарубежных критиков и всеобщее признание. Сейчас идёт много разговоров о больших оскаровских перспективах. Для русского зрителя отрадно видеть наших актёров в столь титулованном зарубежном фильме – тут и прекрасный наш Юра Борисов, и борода Алексея Серебрякова, и Марк Эдельштейн из недавнего «Сто лет тому вперёд». Сюжет вкратце такой – молодой сын русского олигарха развлекается в США, и в один прекрасный момент натыкается на симпатичную стриптизёршу.
Вновь Шон Бейкер говорит о неудачниках без будущего, вновь делает это легко и с любовью. Социальные посылы отсутствуют, что фильму идёт явно на пользу. Никакого морализаторства, никакой политики и критики общества. Просто живые люди просто живут свои простые жизни в полном вакууме – взаимодействуя с окружающими их общественными институтами примерно никак. Это, собственно, и здорово. Вызывает удивление столь значимый приз на Каннском кинофестивале, всё-таки, там принято обычно награждать совершенно иные фильмы. С несколько более запутанным киноязыком.
Тут киноязык совсем уж бесхитростный. Проще даже, чем в предыдущей работе Бейкера «Красная ракета» – там хотя бы можно было, подзакрутив усики, порассуждать о роли медиума и сравнительных размерах плёночного зерна. «Анора» же снята на стандартную 35-мм плёнку оператором, известным разве что по «Эйфории», снята относительно просто, но со вкусом. Постельные сцены, кстати, сняты проще, чем в «Эйфории», намного проще. Обусловлено это сюжетом – желания главного героя в исполнении Марка Эдельштейна сиюминутны и сосредоточены исключительно на себе, на наслаждении в моменте. Ему попросту некогда разыгрывать долгие постельные представления, любая эстетика ему тоже до лампочки. Оттого и снято так.
Интересно, насколько сильно помогали Шону Бейкеру в написании сценария – ибо русский (да и, пожалуй, армянский) дух, по крайней мере, в том виде, как он обычно предстаёт в наших же фильмах, уловлен грамотно. Из-за этого «Анору» смотреть уютно, и не оставляет ощущение, что все эти комедийные сценки могли бы, имея должные бюджеты, написать и снять и в России. Все типажи русскому зрителю знакомы, такое мы видели много раз. И заслуга Бейкера в том, что простота и дистиллированность этих типажей не вызывают никакого отторжения. Может, конечно, это магия факта того, что кино-то американское, а там наааши, но всё же. Даже персонаж Юры Борисова, которого можно исчерпывающе описать буквально в трёх словах, влюбляет в себя. Борисов, конечно, актёр прекрасный, одними глазами переигрывает всё вокруг. Кстати, любопытно, насколько отличается школа постановки речи у русских и американских актёров в фильме. Наши в основном бурчат себе под нос в «реалистичной» манере, американцы всё таки говорят куда чётче.
Фильм пролетает быстро, чудесно заканчивается и к просмотру рекомендуется. Главное, смотреть с субтитрами, ибо в озвучке потеряется комизм постоянного перехода с английского на русский. Конечно, это не бог весь что. И во многом фон вокруг фильма интереснее самого фильма (без негатива) – крайне любопытно почитать и то, что пишут наши критики, особенно недовольные, те, что безуспешно пытаются вычленить какое-то социальное послание (зачем вы это делаете), и, в особенности, то, как всю эту киношную «русскость», столь нам привычную, видят иностранцы. Волей-неволей задумываешься, а что бы было, привези на условный «Санденс» любой наш фильм с, например, фестиваля «Маяк», ту же «Фрау». Или «Свет» (он не с «Маяка», да). У нового русского независимого кино огромный фестивальный потенциал, жаль, реализовывать его пока не получается.
Моя оценка: 7.1/10
КиноПоиск: 7.4/10
IMDb: 8.3/10
RottenTomatoes: 99%