Найти в Дзене
ABW

Как ездят в Китае: квинтэссенция хаоса

Оглавление

Месяц назад состоялся наш визит в Китай на завод и полигон компании Changan, которая вскоре выйдет на белорусский рынок. Пришло время закрыть китайский гештальт и рассказать об автопарке и особенностях дорожного движения Поднебесной. Спойлер: местами это жесть.

Пять дней мы провели в Чунцине и около него, поэтому все, что вы прочитаете ниже, касается именно этого города, очень специфического в плане рельефа и уличной сети. В других городах ситуация может быть иной.

50 на 50

А еще в других городах состав автопарка может отличаться. Все зависит от того, какую марку выпускают в том или ином регионе. В Чунцине производят Changan, поэтому автомобилей этого бренда на дорогах довольно много. Их можно заметить в том числе и в такси.

-2

Нужно сразу развенчать стереотип о том, что, пардон за каламбур, китайцы не ездят на «китайцах». Еще как ездят! Но и машин из других стран на дорогах Чунцина хватает. Процентное соотношение – примерно 50/50. Похоже, что исконно китайским маркам отдают предпочтение те, у кого средства не позволяют приобрести «немца» или «японца». Ну а люди с деньгами покупают себе иномарки. Впрочем, дорогих авто родом из Поднебесной в потоке тоже хватает, в основном это «электрички».

Вообще электромобилей в Чунцине очень много, причем преимущественно свежих. Лидерство BYD на китайском рынке очевидно – «электрички» этой марки доминируют. Встречаются и машины на электротяге других местных брендов. Tesla тоже попадаются, но они здесь явно в меньшинстве.

Немало электромобилей и среди такси, причем порой совершенно не известных нам марок. Вызываем машину, садимся, едем… И тут я понимаю, что интерьер до боли знаком: практически такую же «приборку» я вижу перед собой каждый день. Ба, да это же Emgrand прошлого поколения, только электрический и с непонятным логотипом на руле!

-5

Но, кажется, жители Чунцина больше всего любят скутеры. Они ездят на них буквально везде. Причем на скутерах можно передвигаться в том числе по тротуарам – это главный бич китайского дорожного движения. Идешь, никого не трогаешь, а мимо тебя проносится электроскутер, услышать приближение которого нереально. Хоть ты пару зеркал с собой носи на селфи-палках. В первый день это жутко напрягало, потом привык при смене траектории движения вертеть головой.

В почете и трехколесные мотороллеры с кузовами сзади. Они распространены как в сельской местности, где их присутствие понятно, так и в городе – используются в качестве коммунальной техники. Например, мы видели, как в такой мотороллер вечером грузят мусор из баков. Почему нельзя подогнать нормальный мусоровоз – вопрос риторический.

-7

Сигналят все

К сожалению, для управления автомобилем в Китае нужны местные права, поэтому на дорогах Чунцина нам пришлось быть сторонними наблюдателями. Может быть, оно и к лучшему, потому что движение в этом городе – как бы это помягче выразиться – как минимум напоминает броуновское. Но давайте по порядку.

Ведь поначалу ничто не предвещает экшена. Мы въезжаем в город со стороны аэропорта по широкой современной магистрали, наблюдая в окно, как строятся эстакады и дороги. Возведению дорожной сети китайцы реально уделяют много внимания, ты то и дело видишь стройку: колоссальных масштабов развязки, мосты, путепроводы и т.д. Причем у тебя в поле зрения могут быть два путепровода, а они строят между ними третий. Работают на перспективу.

-8

В новых окраинных районах, построенных недавно, с дорожным движением на первый взгляд все хорошо. Там явно учли допущенные ранее ошибки и спроектировали все с умом. Ближе к центру становится сложнее, но по пути к отелю мы не заметили ничего экстраординарного.

-9

Уже во время первой пешей прогулки до торгового центра, который видно в окно, ты понимаешь, что дорогами Чунцина правят хаос и анархия. Во-первых, уже упомянутые вездесущие скутеристы, во-вторых, водители – отдельно, пешеходы – отдельно. Каждый сам за себя в борьбе за выживание. Пешеходный переход – локация условная. Никто не остановится пропустить, пока ты не ломанешься через дорогу внаглую. Причем, если очень надо, можно ломануться там, где перехода нет и в помине. Поначалу это казалось дикостью, но на второй день нам самим регулярно стало очень надо, особенно к магазину через дорогу от гостиницы.

Через два дня пеших перемещений по Чунцину я попросил одного из наших сопровождающих, отлично говорящего по-русски, научить нас материться на китайском. На что он лаконично ответил: «Материться на китайском? ***** (зачем) надо? Матерись по-русски! Главное – интонация».

Еще одна чунцинская фишка, которая сразу бросается в глаза, точнее в уши, – это привычка по любому поводу сигналить. Вернувшись в Минск, я несколько дней наслаждался отсутствием этой какофонии вокруг.

-11

Это просто какая-то жесть! В любой ситуации, днем и ночью, надо и не надо – они дудят. Порой доходит до откровенного идиотизма: 11 вечера, дорога около гостиницы, одностороннее движение, разметки нет, но четыре ряда там есть железобетонно. На противоположной стороне дороги карман для парковки гаражом, к нему подъезжает автомобиль, вокруг которого на проезжей части нет вообще никого, и начинает аккуратно парковаться задним ходом. Тут сзади по первому ряду подъезжает еще одна машина и начинает сигналить. Кроме них, на дороге по-прежнему никого нет. Валом места – просто объедь! В общем, китайцев хлебом не корми – дай посигналить.

-12

Самое забавное, что это заразно. Сев за руль в Минске, я дважды сигнализировал желающим перестроиться передо мной в потоке гудком, а не вспышкой дальнего.

Разрулить анархию: миссия невыполнима

Но самая лютая дичь – движение в центре города в час пик. Чунцин, если сравнивать его с белорусскими городами, чем-то напоминает гипертрофированный Мозырь. Такие же извилистые улицы, гораздо более крутой рельеф. И бесконечный поток автомобилей со всех сторон, в котором каждый третий куда-то щемится и сигналит. Квинтэссенция хаоса! Пешеходы по-прежнему сами за себя, светофор, кажется, – штука факультативная. Выпереться и встать посреди перекрестка – в порядке вещей.

-13

В какой-то момент наш автобус проезжает мимо девушки-регулировщика, которая пытается разрулить эту анархию и взять власть над трафиком в свои руки. Но очевидно, что у нее ничего не получается. В глазах девушки читается вся бессмысленность бытия: «Я самый бесполезный человек в этом месте, на меня никто не обращает внимания, моя работа лишена смысла, остановите землю – я сойду».

-14

И за всем этим следит огромное количество камер. Буквально на каждой улице стоят камеры, которые фотографируют все проезжающие автомобили. Наши сопровождающие рассказали, что таким образом фиксируются нарушения вроде непристегнутого ремня безопасности или разговора по телефону. Может, оно и так, но на основе этих фотографий очень легко составить карту перемещений каждой машины.

-15

Кстати, с ремнями в Китае все строго: пристегнутыми ездят даже водители такси и общественного транспорта. Более того, нас просили пристегиваться в автобусах, на которых мы ездили.

Но вернемся к камерам. Машины фотографируют не только в городе, но и на трассах. Причем абсолютно каждая камера смотрит «в лоб», а в темноте срабатывает со вспышкой. На неосвещенной дороге водители этому явно рады. Правда, на ночной трассе вас в Китае легко ослепят и без вспышки, ведь местные предпочитают ездить с дальним светом и не торопятся его выключать. Водителю нашего автобуса приходилось регулярно моргать, чтобы напомнить встречке о необходимости переключиться на ближний.

-17

Раз уж заговорили о трассах, то стоит сказать, что дорожное покрытие на них пускай и не идеальное, но в целом хорошее, во всяком случае там, где ездили мы. Придорожная инфраструктура тоже более-менее развита: вдоль магистрали есть и АЗС, и магазины. Только с банальными удобствами в этих местах, как и в Китае в целом, дела обстоят не очень. Сложно сказать, с чем это связано, но ты заходишь в туалет, а там ни бумаги, ни мыла, ни сушилки для рук. И такое может быть не только на трассе, но и в каком-нибудь туристическом месте в городе.

Только в современных торговых центрах с удобствами полный порядок. Ну и в пекинском аэропорту, кажется, в каждом туалете дежурит человек, который пополняет запас бумажных полотенец. Впрочем, у нас было стойкое ощущение, что эти люди нужны для того, чтобы в туалетах не курили, ведь китайцы курят просто везде. Зайти с сигаретой в магазин за колой – в порядке вещей. Видимо, это водители, которые поездили по Чунцину в час пик. Странно, что после этого они покупают всего лишь колу.

]]>