Российская территория Арктики поистине огромна, и простирается с Земли Франца-Иосифа на северо-западе до островов Врангеля и Геральд на востоке, а это, на секундочку, около трети всей площади шельфа Арктики.
В арктическую зону нашей страны входят территории Мурманской области, Ненецкого, Чукотского и Ямало-Ненецкого автономных округов, Республики Коми, нескольких районов Республики Саха (Якутия), город Норильск, двух районов Красноярского края, муниципальных образований Архангельской области, а также пяти районов Республики Карелия и Костомукшского городского округа, а также часть островов и архипелагов Северного Ледовитого океана.
Проще говоря, русские довольно основательно укрепились на территории Арктики и активно используют ее ресурсы. А как иначе, если этот суровый край богат разнообразными полезными ископаемыми, и, в первую очередь, газом и нефтью!
Однако речь сегодня пойдет не об этом – точнее, не совсем об этом. Я расскажу вам про один русский населенный пункт, который самым удивительным образом оказался на территории Норвегии – оказался, но норвежским не стал. Более того, чтобы попасть в этот населенный пункт не нужна виза, поскольку он, я напомню, принадлежит Российской Федерации. Что же это за место такое, как оно появилось и как живет сегодня – читайте далее.
Норвежский архипелаг Шпицберген, расположенный в Северном Ледовитом океане, является самой далекой и самой северной территорией Норвегии. Принятое в русском языке название «Шпицберген» является прочитанным на немецкий манер нидерландское слово «Spitsbergen», и это название дал архипелагу в 1596 году голландский мореплаватель В. Баренц, что буквально означает «острые горы» (нидерл. spits - «острый», bergen - «горы»).
Однако Виллем Баренц не единственный, кому приписывают открытие этого архипелага, а Шпицберген – лишь одно, самое известное, название. Сами норвежцы называют эту землю Свальбард или «холодный край» - так, по крайней мере, сказано в «Книге о заселении Исландии».
Согласно повествованию, Свальбард был открыт викингами в 1194 году, и уже значительно позже, аж в 19 веке, норвежский путешественник Нансен сравнил Свальбард с островами Шпицбергена и сделал вывод, что речь идет об одном и том же месте.
Но вернемся все же к Баренцу. После того, как голландский мореплаватель в 1596 году определил местонахождение Шпицбергена и даже нанес его на карту, архипелаг вызвал неподдельный интерес многих европейских держав, в том числе Великобритании, Голландии, Испании и Франции.
Норвежцы и русские также не остались в стороне и использовали воды вблизи архипелага для китобойного промысла. К слову, до начала 20 века Шпицберген вообще являлся всеобщим достоянием – страны не выказывали желания присоединить архипелаг к своим территориям.
Однако в 1920 году на Парижской мирной конференции, помимо основных вопросов, касающихся взаимоотношения между странами после Первой мировой войны, был и Шпицбергенский трактат. Этот документ определял международно-правовой статус архипелага.
Шпицберген, по факту, закреплялся за Норвегией, но на особых условиях: Норвегия обязалась не сооружать и не допускать создания морских баз или укреплений на территории архипелага и не использовать её для военных целей, а государства-участники договора (в 1920 году их было 39, а сегодня – 50), в свою очередь, получали равное право на эксплуатацию и естественных ресурсов Шпицбергена, и его территориальных вод. В 1925 году Норвегия официально объявила Шпицберген частью норвежского королевства.
Но как на Шпицбергене оказались русские? Дело в том, что в 20-30-х годах прошлого столетия в СССР существовала проблема нехватки топлива, для устранения которой в стране был создан «Арктикуголь», трест, основная задача которого состояла в добыче угля у берегов Северного Ледовитого океана.
Шпицбергена, как вы понимаете, это тоже касалось, поэтому в 1932 году «Арктикуголь» приобрел у голландцев землю на архипелаге, где впоследствии было построено три поселка - Баренцбург, Пирамида и Грумант. Сегодня Грумант полностью заброшен, и является так называемым городом-призраком, Пирамида «законсервирована», а вот Баренцбург, несмотря на сложное положение, здравствует, и даже считается вполне «живым» поселком. О нем и поговорим.
Сегодня в Баренцбурге проживает порядка 500 жителей – преимущественно это вахтовики и их семьи, работающие в угольных шахтах посменно: слесаря, механики, горнорабочие, машинисты, руководители шахт.
О том, что в Баренцбурге есть жизнь говорит и тот факт, что местная ТЭС вырабатывает электроэнергию, в поселке проведен Интернет и телевидение (более 30 российских каналов), есть даже уверенная мобильная связь. В поселке работает школа и детский садик, была отремонтирована больница, а в порт регулярно заходят суда.
И, к слову, в период полярного дня на Шпицбергене (с 20 апреля по 22 августа), в порт Баренцбурга массово прибывают круизные лайнеры. Да-да, туризм на архипелаге развит будь здоров!
Так вот, когда в поселок приезжают туристы, здесь появляется необходимость и в других специалистах: например, гидах со знанием английского языка, официантах, барменах и поварах.
Так что в Баренцбурге можно найти работу и за пределами шахт. К тому же, для тех, кто решил переехать в Баренцбург на пмж, были отремонтированы и обустроены одно и двухкомнатные квартиры со всеми удобствами.
Есть конечно и менее радужные нюансы: например, в Баренцбурге, хоть и есть больница с новыми светлыми палатами, список работающих там врачей крайне скуден – педиатр, терапевт и лор. Так что за консультациями узких специалистов необходимо ехать на континент.
Роддома в Баренцбурге тоже нет. А еще в поселке нельзя… хоронить. Похороны запрещены из-за вечной мерзлоты, которая со временем выталкивает тела на поверхность. Сами понимаете, то еще зрелище…
Да и вообще Баренцбург, как, впрочем, и весь архипелаг Шпицберген – это уникальное место. Здесь расположено мировое хранилище семян, так называемое Хранилище Судного дня, а все потому, что на острове практически нет микробов!
Ну и пару слов о двух других русских поселках на Шпицбергене, чья судьба оказалась не столь радужной, по сравнению с Баренцбургом. Арктический шахтерский поселок Пирамида в 1927 году был выкуплен СССР у Швеции, а свое название он получил по форме горы, у подножия которой расположен.
В 1939 году в Пирамиде началось строительство шахт по добыче угля, однако завершено оно было уже после войны. Готовая шахта получила название «Северная» и дала свой первый уголь в 1956 году.
Тогда же она стала самой северной шахтой в мире, и считалась таковой вплоть до 1998 года. Особенностью этого рудника являлось то, что устье шахты находилось на высоте 400 м над уровнем моря.
В 70-80-е годы в Пирамиде кипела жизнь. В поселке жило порядка 1000 человек, работали, помимо самой шахты, мастерские, склады, портовый комплекс, котельная, электростанция, радиостанция, больница, общежития и дома для инженерно-технического персонала, школа и детский сад, столовая, дом культуры, спортивный комплекс с бассейном и банями, теплицы и даже свиноферма.
Однако в 1998 году выработка угля была прекращена из-за постоянно растущих затрат на добычу и локализацию эндогенного пожара в штольне, а сама шахта вместе с населенным пунктом были законсервированы. Пирамида превратилась в туристический объект, открытый для всех любителей городов-призраков.
У Груманта история еще более печальная. Купленный в 1931 году компанией СоюзЛесПром (предшественник Арктикугля) шахтёрский посёлок на архипелаге Шпицберген изначально был, так сказать, передовиком производства. Сперва он давал 20 тысяч тонн угля в год, а в 1939-ом было выработано аж 100 тысяч тонн!
Правда, из-за прибрежных скал и малой глубины, грузовые корабли не могли подходить вплотную к берегу, а значит и осуществлять погрузку угля также было невозможно.
Поэтому в бухте Колсбей был построен еще один поселок, который соединялся с Грумантом узкоколейной железной дорогой. В новом поселке располагались угольный склад, сортировочная и порт отгрузки, куда, собственно, заходили грузовые корабли.
Когда же выяснилось, что в Пирамиде угля больше и добывать, а заодно и транспортировать его проще, было принято решение Грумант закрыть, поскольку содержать две шахты было весьма накладно. Поэтому в 1961-ом все работы в Груманте были остановлены, а основная добыча угля велась в Пирамиде.
В настоящее время железная дорога в сторону поселка Колсбей находится в полной негодности, туннель в сторону Груманта засыпан, а в самом посёлке осталось лишь несколько аварийных зданий времен СССР, совершенно непригодных для эксплуатации.
Большое спасибо за лайк под этой статьёй!
Обязательно подпишитесь на мой Dzen канал! Здесь ежедневно выходят мои репортажи, видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!
А также подписывайтесь на мой Telegram канал, где выходит ещё больше информации и новостей о Южной Корее от человека, который живёт в самом центре Корейского полуострова!