Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

Капитан дальнего плавания Соляник Алексей Николаев

Леонард Позолотин В Одессе в те времена не было ни одного, кто бы не знал имени этого человека - знаменитого на всю советскую страну Соляника Алексея Николаевича. Это уже позже стали знаменитыми космонавты, а тогда мальчишки мечтали стать китобоями! О них слагали песни, снимали фильмы. "Имя Алексея Николаевича Соляника в советские времена было широко известно всему мировому морскому сообществу. Прекрасный организатор китобойного промысла СССР, капитан-директор китобойных флотилий "Слава" и "Советская Украина", он был также и отличным политиком. Капитан Соляник ввел "дни открытых дверей" в зарубежных портах на китобазах, когда тысячи людей могли посетить советское судно и посмотреть на условия труда и отдыха наших моряков-китобоев. И один такой заход агитировал за страну в сто раз больше, чем весь штатный агитационный корпус. Мы вместе с более молодым поколением моряков горды, что причастны к делам, которые нам оставил А.Н. Соляник. Горды тем, что он и есть наша История, которую мы буде
Оглавление

Леонард Позолотин

Введение

В Одессе в те времена не было ни одного, кто бы не знал имени этого человека - знаменитого на всю советскую страну Соляника Алексея Николаевича. Это уже позже стали знаменитыми космонавты, а тогда мальчишки мечтали стать китобоями! О них слагали песни, снимали фильмы.

Имя Алексея Николаевича Соляника

"Имя Алексея Николаевича Соляника в советские времена было широко известно всему мировому морскому сообществу. Прекрасный организатор китобойного промысла СССР, капитан-директор китобойных флотилий "Слава" и "Советская Украина", он был также и отличным политиком. Капитан Соляник ввел "дни открытых дверей" в зарубежных портах на китобазах, когда тысячи людей могли посетить советское судно и посмотреть на условия труда и отдыха наших моряков-китобоев. И один такой заход агитировал за страну в сто раз больше, чем весь штатный агитационный корпус. Мы вместе с более молодым поколением моряков горды, что причастны к делам, которые нам оставил А.Н. Соляник. Горды тем, что он и есть наша История, которую мы будем хранить, приумножать и передавать молодым. А родные А.Н. Соляника, дети, внуки и правнуки всегда должны знать, что их отец, дед, прадед был настоящим моряком, примером нам всем на века!"
А.Н. Якунин, капитан дальнего плавания, общественный директор Интернет-музея отечественного рыболовства.

Ранние годы

Алексей Соляник родился 2 ноября 1912 года в селе Славянка Хасанского района Дальневосточного Края (ДВК) в семье фельдфебеля артиллерии русской армии. Отец - Соляник Николай Иванович, 1880 года рождения, украинец. После Русско-Японской войны остался на сверхсрочную службу, закончил курсы унтер-офицеров и служил на ДВК в артиллерии. Мать - Соляник Евпраксия Петровна, 1888 года рождения, русская. В 1919 году родилась дочь Соляник Зинаида Николаевна (1919-1986). В 1923 году Алексей закончил начальную школу, и семья переехала во Владивосток, где он продолжил учебу в школе II ступени. Отец работал в морском порту Владивостока командиром взвода охраны. В 1926 году отца перевели в бухту Славянка на должность морского агента Совторгфлота.

Начало морской карьеры

Алексей с 14 лет начал ходить на парусных ботах на лов. В 1929 году нанялся штурманским практикантом на учебное судно "Индигирка" Владивостокского морского техникума. В 18 лет (1930 г.) сдал государственные экзамены, получил диплом судоводителя маломерных судов (до 20 тонн), и был назначен старшиной парусно-моторной шхуны "Усть-Камчатка", на которой проработал две летние навигации. Алексей, продолжая заочное обучение, в 1931 году получил диплом судоводителя до 200 тонн.

Служба в морских силах

В этом же году Алексей Соляник поступил на службу в Управление инженеров морских сил ДВК на должность капитана ледокольного буксира "Форт", на котором проработал 4 года. В 1935 году был переведен в Главвостокрыбпром на промысловые суда. В 1936 году сдал экзамен на штурмана малого плавания, а в 1937 году - на штурмана дальнего плавания. В 1938 году, в межпутинный период, Алексей прослушал полный курс и сдал экзамен по специальности девиатора магнитных компасов. В апреле 1938 года назначен капитаном зверобойного судна "Налим", на котором провел две навигации в Охотском море.

Военные годы

В 1940 году Алексей Соляник прошел курсы-сборы Тихоокеанского ВМФ (ТОФ) - ему присвоено воинское звание младший лейтенант ВМФ. В этом же году получил во Владивостокском порту диплом капитана дальнего плавания и был назначен капитан-директором плавучего крабоконсервного завода "Анастас Микоян", на котором провел две кампании. В декабре 1941 года Алексей Соляник капитан на пароходе "Ительмен", на нем совершал рейсы из Владивостока в Канаду, США и обратно с грузом для Красной Армии.

Работы в США

В октябре 1942 года Наркомрыбпромом СССР был назначен капитаном на плавзавод "Всеволод Сибирцев", который перегнал в США, порт Портленд, на капитальный ремонт. 25 ноября сдал дублеру дела и обязанности капитана, и в соответствии с решением Совнаркома СССР, Алексей Николаевич Соляник приступил к работе в аппарате Советской Правительственной закупочной комиссии (СПЗК) в США. Алексей Соляник, работая в СПЗК, в США, прослушал четыре курса в техникуме английского языка при СПЗК в Вашингтоне и сдал экзамены в марте 1945 года. В конце этого же года отбыл из порта Филадельфия на американском военном транспорте "Чиф Оссиола", доставившем в порт Одесса боеприпасы.

Возвращение в СССР

В 1946 году Алексей Соляник как представитель Советской Правительственной закупочной комиссии (СПЗК), был командирован в Германию и Польшу для приемки трофейного флота и грузов по репарации и отправки их в Советский Союз. В октябре 1946 года в Ливерпуле представитель СПЗК капитан А.Н. Соляник принял китобазу «Викингер». После окончания войны, китобаза «Vikingen» на верфи в Ливерпуле проходила ремонт для передачи СССР, в счет репараций. Вместе с базой было передано 8 китобойцев-хотников норвежской и немецкой постройки. Китобойцы имели паровые машины на угле.

Создание флотилии "Слава"

В декабре 1964 года китобазы Wikinger была переименована в китобойную базу «Слава». Китобойцы обозначались именем флотилии и номером. 22 декабря 1946 года в торжественной обстановке подняты Государственные флаги СССР. В тот же день флотилия вышла в первый рейс. Флотилия зашла в Гибралтар, где с советского танкера приняли снабжение и известного полярного капитана Воронина Владимира Ивановича - депутата Верховного Совета СССР. Он принял дела и обязанности капитан-директора флотилии "Слава". Соляник А. Н. был назначен первым заместителем капитан-директора по промысловой работе и финансам.

Достижения в китобойном промысле

База "Слава" и китобойные суда были на 50% укомплектованы норвежскими специалистами. В то время все без исключения китобойные флотилии мира, в том числе Англии, Голландии, Японии и др., были укомплектованы только членами норвежского профсоюза китобоев, включая и капитан-директора флотилии. Впервые профсоюз, с личного согласия короля Норвегии, сделал исключение для советской флотилии "Слава", согласившись, чтобы более половины личного состава флотилии были советские моряки. Этим они подчеркнули свою благодарность СССР за разгром фашистов в Европе и изгнание их из Норвегии.

В первом рейсе было добыто 384 кита и выработано 5800 тонн жира. После первого рейса капитан Воронин В. И. был откомандирован в Севморпуть, и 4 октября 1947 года А. Н. Соляник назначен капитан-директором китобойной флотилии "Слава". Во втором рейсе добыто 824 кита и выработано 9600 тонн жира. Третий рейс проходил без иностранных специалистов, и было добыто более 1000 китов и выпущено 12 000 тонн жира. Прибыль составила 40 млн. рублей. В четвертом рейсе добыли 1500 китов и натопили 17 000 тонн жира. Прибыль 88 млн. рублей.

Награды и признание

А. Н. Соляник был крупным и сильным человеком. В рейсах, иногда он одевался в специальную робу, и работал на разделочной палубе фленшерным ножом вместе с матросами-раздельщиками на разделке китовых туш. 9 марта 1950 года ему присвоено звание Герой Социалистического Труда (37 лет). В мае 1949 года А.Н. Соляник вступил в члены КПСС. 12 июля 1950 года Министром СССР присвоено персональное звание "Генеральный директор флота рыбной промышленности III ранга".

Образование и дальнейшая карьера

В 1950 году А.Н. Соляник поступил на заочное отделение Одесского высшего инженерно-морского училища. В 1958 году окончил судоводительское отделение ОВИМУ и защитил диплом инженера-судоводителя с отличием. В 1958 году после 13-ти рейсов в Антарктику на китобазе "Слава" Соляник А. Н. передал дела и обязанности капитан-директора своему старшему помощнику, капитану дальнего плавания Моргуну Борису Макаровичу. В сентябре Соляник был назначен председателем Государственной приемной комиссии по приему от Николаевского судостроительного завода им. Носенко новой китобойной базы "Советская Украина" и одновременно ее капитан-директором.

Создание новой китобойной базы

Вместе с базой "Советская Украина принималась из новостроя серия новых китобойных судов типа "Мирный", выпускаемых славными николаевскими судостроителями завода им. 61 коммунара. Основные данные китобойца: длина 63,3 м, ширина 9,5 м, осадка 4,6 м, скорость 17,2 узла, коечных мест 36, дизель-электроход, дизеля 4 по 1000 л. с, водоизмещение 1260 тонн. База и китобойцы были самыми современными и комфортабельными судами. Осенью китобаза была принята государственной комиссией.

Дальнейшая деятельность и трудности

Приказом министра рыбного хозяйства СССР Соляник А. Н. был назначен генеральным капитан-директором вновь созданного Управления Антарктических китобойных флотилий (УАКФ) и осуществлял координацию промысловой деятельности АКФ "Слава" и АКФ "Советская Украина" с одновременным исполнением обязанностей капитан-директора базы "Советская Украина". В октябре 1959 года китобойные флотилии «Слава» и «Советская Украина» с новыми 17-ю китобойцами, с транспортным рефрижератором «Севастополь», и учебным китобойцем «Комсомолец» для обучения гарпунеров-снайперов, вышли в очередной 14-й антарктический рейс. А. Н. Соляник приказом министра рыбного хозяйства СССР был назначен генеральным капитан-директором обеих флотилий с одновременным исполнением обязанностей капитан-директора базы «Советская Украина». Генеральный капитан-директор, капитан дальнего плавания Соляник Алексей Николаевич блестяще в течение 19-ти лет справлялся с этой сверхсложной задачей.

На АКФ "Слава" до 1959 года работало 1550 человек. В 1959 году, с вводом китобазы «Советская Украина» - 2000 человек. Соляник инициировал строительство жилья для китобоев. На углу Дерибасовской и Екатерининской в 1953 году был построен дом для АКФ "Слава". Там размещались жилые квартиры и Управление АКФ "Слава". Тогда же построили поселки двухэтажных домов для китобоев в Одессе и Севастополе. В 1961 году А. Н. Соляник был избран делегатом XXII съезда КПСС от Одесской областной парторганизации.

Конфликты и отставка

«Комсомольская правда» в июне 1965 года опубликовала обвинительную статью писателя Аркадия Сахнина «В рейсе и после», в которой А. Н. Соляник обвинялся в кумовстве, коррупции и злоупотреблениях. В статье были свалены в кучу все недостатки, характерные для всех флотилий мира (японских, норвежских и др.). В статье использован стандартный набор отрицательных клише, которым обычно обвешивают чиновника или любого руководителя. Зажим критики, грубость, барство, пренебрежительное отношение к морякам, грубое нарушение охраны труда и техники безопасности, злоупотребление и самоуправство. В любом экипаже всегда найдется «обиженный» человек, а уж обиженный на капитана – обязательно. Чем крупнее судно, чем больше экипаж, тем больше таких людей. Как правило, это новички на флоте, люди, случайно судьбой заброшенные на флот.

19 октября 1965 года Министерство рыбного хозяйства СССР, по указанию Секретариата ЦК КПСС, освободило от должности генерального капитан-директора Соляника А. Н. (ему было 53 года). Капитан-директором АКФ "Советская Украина" назначен КДП Моргун Б. М. Капитан-директором АКФ "Слава" назначен КДП Лабунец А. С. По словам А. Н. Соляника, при объявлении ему решения Секретариата ЦК КПСС Л. И. Брежнев поблагодарил его за успешную работу и сказал, что дело приобрело большой резонанс в стране и за рубежом. На вопрос о просьбах, Алексей Николаевич сказал: "Я - моряк, и у меня одна просьба - дать возможность работать в море".

Поздние годы

В октябре 1965 года МРХ СССР направило А. Н. Соляника в Севастопольское управление океанического рыболовства капитан-директором БМРТ "Ван-Гог" для организации промысла ракообразных в Индийском и Атлантическом океанах. В 1966 году "Ван-Гог" с экипажем был передан на баланс Керченского УОР. В Керчи Алексея Николаевича преследовали различные конфликтные ситуации, которые годами разбирались комиссиями парткома КУОР, горкома КПУ и обкома в Симферополе. Все это довело его до инфаркта, но даже после этого разборки продолжались, сокращая отпущенные судьбой годы жизни.

Генеральный директор ЧПОРП «Антарктика» (1976-1993) Баранов И.А., предоставил Алексею Николаевичу посильную работу в аппарате Управления, когда его стало подводить здоровье. В 1979 году Соляник был переведён в Черноморское производственное объединение рыбной промышленности «Антарктика». В Управлении ЧПОРП «Антарктика» Соляник занял должность начальника кабинета военно-морской подготовки. Там он работал до смерти в 1984 году. Похоронен в Одессе на 2-м христианском кладбище, участок № 17.

Награды

  • Орден Красной Звезды (1943 г.) - за успешное выполнение правительственных заданий.
  • Присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали "Серп и Молот" - за особые заслуги перед государством в деле освоения китобойного промысла в Антарктиде (1950 г.).
  • Награжден вторым орденом Ленина (1954 г.).
  • Награжден третьим орденом Ленина и большой Золотой медалью "За успехи в народном хозяйстве СССР" (1960 г.).
  • Орден Трудового Красного Знамени (1962 г.).
  • Награжден семью медалями, в том числе в 1951 году "За трудовую доблесть".

Заключение

Постановлением Совета Министров СССР от 3 марта 1954 года было создано Одесское мореходное училище рыбной промышленности. Распоряжением Кабинета Министров Украины № 253-р от 29 апреля 2004 года ему было присвоено имя А. Н. Соляника.

P.S.

Генеральный директор ЧПОРП «Антарктика» (1976-1993) Баранов И.А. вспоминает:
Однажды в 1979 году я вышел из дверей управления ЧПОРП и увидел впереди себя сгорбившегося мужчину, идущего шаркающей походкой - это был Алексей Николаевич. Мы поздоровались, и на вопрос: "Как дела?" он сказал, что днями уезжает в Симферополь в обком КПУ на разбор очередной кляузы, организованной керченскими деятелями. На вопрос о здоровье он сказал, что еще не отошел от инфаркта миокарда. Я предложил ему перейти работать в ЧПОРП "Антарктика". Он очень оживился и сказал, что с удовольствием, если это возможно. Мы договорились, что он на следующий день будет у меня, и мы определимся с местом работы. Ему было предложено три варианта. Он выбрал должность начальника кабинета военно-морской подготовки и работал там до конца. Алексей Николаевич имел право заходить в кабинет генерального директора в любое время без доклада. Этим правом он пользовался редко, в основном после рабочего дня, и рассказывал мне и присутствующим заместителям очень интересные и поучительные истории из своей динамичной жизни.

О разговоре со Сталиным

"Организацией и всеми делами китобойной флотилии постоянно интересовался И. В. Сталин, а непосредственным куратором был министр внешней торговли, член Политбюро ЦК ВКПб А. И. Микоян. И, конечно, постоянно контролировал деятельность китобоев министр А. А. Ишков. Капитан-директор после рейса ежегодно отчитывался в Москве. Так, например, после второго рейса А. Н. Соляник прибыл в министерство, доложил подробно о достигнутых показателях по добыче китов, выпуске жира, мяса, печени, муки и других производственных делах. Поставил около 40 вопросов, по которым были приняты решения. Так как после этого министр и капитан-директор должны были докладывать результаты рейса А. И. Микояну, то подготовили 12 вопросов, требующих решения руководством страны, в том числе оставили вопросы, по которым мнения министра и капитан-директора не совпадали. Дело в том, что А. И. Микоян, зная боевой характер министра, при нем дал указание А. Н. Солянику докладывать ему лично о наличии разногласий с министерским руководством. Вечером А. А. Ишков с А. Н. Соляником поехали к А. И. Микояну, который в то время был и членом Комитета при СНК СССР по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от фашистской оккупации, для доклада. Вопросы были о необходимости разрыва кабального контракта с норвежцами, о специальном снабжении китобоев (питание, спецодежда и др.).

И для разнообразия, например, министр ставил вопрос о списании с китобазы всего женского персонала, а капитан возражал, так как считал, что женщины лучше мужчин справляются с делами по обслуживанию экипажа в пищеблоке, быту, медицине и т. п. Вопрос стал ребром в прошедшем рейсе, когда возник , конфликт между двумя членами экипажа. Однажды, подвыпивший радист пришел к каюте стармеха, где находилась врач, и стал стучать в дверь малой гантелью. Стармех, крупный и добродушный мужчина, открыл дверь, взял руку радиста с гантелью, ударил его по голове и закрыл дверь.  Конфликт стал достоянием экипажа, а потом и министра. Поэтому министр считал, что в условиях многомесячного рейса на базе не должно быть женщин. Капитан возражал.

У А. И. Микояна обсудили все проблемы китобойного промысла, наметили пути решения и после этого уже в два часа ночи Анастас Иванович позвонил Сталину, доложил результаты работы за рейс, обсужденные проблемы и пути их решения. Доложил предложение А. Н. Соляника о расторжении контракта с Норвегией,  В конце доклада А. И. Микоян доложил о разногласиях по вопросу списания женского персонала с китобазы. Сталин попросил Микояна дать трубку Солянику, выслушал его доводы и задал вопрос: "А сколько нужно, чтобы не дрались?" Соляник оторопел, он не рассматривал такой аспект проблемы и не знал, что ответить. Но все-таки сказал - 40 человек. Сталин сказал: так и решим."

Коротко

Соляник Алексей Николаевич (1912-1984)
Родился 2 ноября 1912 года в семье фельдфебеля российской армии в Приморском крае
1931-1935 гг. - капитан ледокольного буксира "Форт".
1935-1940 гг. - капитан в "Главвостокрыбпроме".
1940 -1941г. -  диплом КДП  капитан-директор крабоконсервной базы "Анастас Микоян".
1941-1942 гг. - исполнял спец. задание Правительства СССР.
1942-1945 гг. - работа в Советской Правительственной закупочной комиссии (СПЗК).в США
1945-1946 гг. - работа в составе комиссии Совнаркома СССР в Германии и Польше.
Участвовал в создании АКФ "Слава" и Управления антарктической китобойной флотилии.
1947-1959 гг. - капитан-директор антарктической китобойной флотилии "Слава".
1950 г. - присвоено персональное звание "Генеральный директор флота рыбной промышленности СССР".
1959-1965 гг. - капитан-директор АКФ "Советская Украина" и генеральный директор обеих флотилий.
1965-1977 гг. - капитан-директор ППР "Ван Гог", начальник научно-поисковых судов Южного бассейна, капитан-наставник в Керчи.
1977-1984 гг. - Начальник кабинета военно-морской подготовки ЧПОРП "Антарктика" в Одессе.
Скончался  в 1984 году. Похоронен в Одессе на 2-м христианском кладбище, участок № 17.

Семья

Сестра -Соляник Зинаида Николаевна .Владивосток-Одесса (1919-1986)
Первая жена Таран Татьяна Ананьевна  Владивосток. журналист, писатель
Старший  сын- - Соляник Геннадий Алексеевич (1934-1999), окончил биологический факультет Одесского государственного университета имени И.И.Мечникова, специальность - гидробиолог, участник научных экспедиций в Антарктику на научно-поисковом  судне (китобоец №49 "Гневный"  китобойных флотилий "Слава" и "Советская Украина", совершил девять кругосветных путешествий. В научных журналах им было опубликовано ряд статей по гидробиологии морей Антарктики, также о новых антарктических объектах промысла (клыкач, криль и др.)

Вторая жена Светлана Александровна Шамрай - Одесса
Младший сын Алексей Алексеевич Соляник-математик, чиновник (заместитель мэра Одессы),яхтсмен (см. "Атлантический дневник"
http://proza.ru/2024/03/29/1146


"Третья жена у Алексея Николаевича была известным врачом–гинекологом в Одессе. Брак был статусным. Они оба были в солидном возрасте...."
Источник: статья  "Чем пахнет ворвань? История одесского китобоя"
портал "Думская" Одесса.

Внуки:
Алексей Геннадиевич Соляник (мать Светлана Васильевна Живанкова)

Из форума

Соляник Алексей Николаевич и Таран Татьяна Ананьевна родили на свет моего деда Соляника Генадия Алексеевича(19.08.1934-20.08.1999). Он уже в свою очередь в браке со Светланой Васильевной Живанковой дал жизнь моему дяде и моей матери.
Прадед перевёз своих маму и сестру в Одессу, где они жили до смерти, похоронены рядом. Алексей Соляник правнук.

Капитан дальнего плавания Соляник Алексей Николаев (Леонард Позолотин) / Проза.ру

Предыдущая часть:

Продолжение:

Другие рассказы автора на канале:

Леонард Позолотин | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен