Введение
"И дай же вам, Боже, погибших не видеть во сне..."
Когда чей-то борт пробивает чужими форштевнями,
иль штормом суденышко бросит на скалы, на мель,
а люди за бортом кричат голосами пещерными,
такими, что, может быть, сам Посейдон онемел,
то с берега сразу прибудут эксперты ученые,
смешавши подобьем коктейля и правду, и ложь,
и в черных машинах осенней дорогою чёрною
моих капитанов конвой повезёт на правёж.
Их бьют, капитанов, железными, ясными фактами,
распяв на кресте штормовых, непредвиденных драм,
не зная: сердца капитанов пробиты инфарктами,
хоть их не фиксируют перышки кардиограмм.
А чайки противно скрипят,
будто в шлюпках уключины.
Прибрежный маяк почему-то надолго погас.
А годы морские винтами сквозь сердце прокручены,
и в каждую дырку заложен тяжёлый фугас.
Теперь вы рабы распорядка известного, чёткого,
где "попки" на вышках, солдат, автомат на ремне...
О дай же вам, Господи, в лагере срока короткого.
И дай же вам, Боже, погибших не видеть во сне...
Ян Вассерман, поэт
Судовой врач дальневосточной рыболовецкой базы "50 лет Великому Октябрю" (умер в 1991 году)
Хроника событий
Столкновение судов
В ночь с 31 августа на 1 сентября 1986 года, в районе Новороссийска столкнулись два крупнотоннажных судна – пассажирский пароход «Адмирал Нахимов» и балкер «Петр Васев».
В 23.12, имея скорость 5,4 узла, теплоход «Петр Васев» почти под прямым углом ударил в правый борт парохода «Адмирал Нахимов» в районе 100-110 шпангоутов. Буль «Петра Васева» пропорол наружную обшивку лайнера между машинным и котельным отделениями.
В пробоину площадью около 80-90 квадратных метров хлынула вода. Скорость ее поступления, по подсчётам экспертов, была: 29 тысяч тонн в минуту. "Советский "Титаник" в отличие от "Титаника" британского, продержавшегося после столкновения с айсбергом на плаву 2 часа 40 минут, затонул через 8 минут.
Ответственность капитанов
В марте 1987 года капитаны обоих судов: Вадим Георгиевич Марков - капитан "Адмирала Нахимова" и Виктор Иванович Ткаченко - капитан "Петра Васева" были признаны одинаково виновными в кораблекрушении и гибели людей.
Суд признал обоих капитанов виновными в нарушениях правил безопасности движения транспорта (ст. 85 УК РСФСР), повлекших гибель 423 человек, и приговорил каждого к 15 годам лишения свободы.
В мировой арбитражной практике принято долю вины каждого измерять в процентах. Эксперты, привлечённые следствием, высказывались так: вина Ткаченко – 90%, вина Маркова – 10%.
Капитан Вадим Георгиевич Марков
Биография
10 октября 1984 года капитаном п/х «Адмирал Нахимов» стал 56-летний капитан дальнего плавания Вадим Георгиевич Марков. До катастрофы «Нахимова» биография Маркова была вполне образцовой. Окончив в 1955 году ОВИМУ, работал 4-м, 3-м и 2-м помощником капитана на т/х «Апшерон» (ЧМП), затем старшим помощником на т/х «Владимир» (танкер типа «Казбек»).
В 1980 - 82 гг. возглавлял экипажи пассажирских судов как «Грузия», «Шота Руставели», «Дмитрий Шостакович».
С 1982 по 1984 гг. Марков возглавляет экипаж т/х «Леонид Брежнев».
На т/х «Леонид Брежнев» ему приписали нарушения в ранее возглавляемом им экипаже, по инициативе всемогущего парткома возбудили уголовное дело, но в итоге его лишили допуска к загранплаванию и осенью 1984 года переведен капитаном на п/х «Адмирал Нахимов», который из-за несоответствия новым международным правилам безопасности использовался исключительно на внутренних рейсах по Чёрному морю.
Судьба после катастрофы
Вадим Георгиевич Марков – представитель капитанов старшего поколения – до последнего момента находился на капитанском мостике. Вместе с судном ушёл под воду. Но не утонул! Воздушной подушкой его выбросило на поверхность. Капитана спасли. Оказавшись на берегу, Вадим Георгиевич с горечью произнёс: «Я жалею, что не погиб вместе с судном».
Ассоциация морских капитанов Одессы, Дальневосточная ассоциация морских капитанов, Клуб капитанов Эстонии в январе 1991 года ходатайствовали перед первым президентом СССР об их помиловании.
В 1992 году Ельцин помиловал Ткаченко, который сидел в Ростове, а Кравчук освободил Маркова, отбывавшего такой же 15-летний срок во Львове.
В октябре 1992 года капитаны Марков и Ткаченко вышли на свободу.
Капитан Виктор Иванович Ткаченко
Биография
Командовал т\х «Петр Васев» 44-летний капитан Виктор Иванович Ткаченко, имевший 4-летний капитанский стаж.
Виктор Ткаченко – капитан с не менее трагической судьбой. Он прошёл большой и трудный путь от курсанта морского ПТУ ЧМП до выпускника морской академии, от матроса до капитана дальнего плавания.
Жизнь после освобождения
Освободившись из мест заключения, он вернулся в Одессу. Но жить, как прежде, не получилось. Родственники погибших сделали его жизнь невыносимой: звонки с угрозами по телефону, разбитые окна...
Капитан «Петра Васёва» Виктор Ткаченко, взяв фамилию жены - Тальор, с семьёй переехал на постоянное место жительства в Израиль, надеясь, что там история гибели «Адмирала Нахимова» перестанет мешать ему жить.
Трагическая судьба Александра Чудновского
Биография
Трагическая судьба была у Чудновского Александра Рувимовича - вахтенного помощника капитана п\х «Адмирал Нахимов».
Ему 56 лет, он из военных моряков, последние полтора десятка лет работал на пассажирских судах, в том числе на «Адмирале Нахимове», и все эти годы в должности второго помощника.
Александр Чудновский с отличием окончил штурманский факультет Ленинградского военно-морского училища имени Фрунзе, был направлен на корабли ВМФ.
Судьба после катастрофы
После столкновения «Адмирала Нахимова» с «Петром Васевым», Чудновский уходит в свою каюту, этих восьми минут ему хватает, чтобы вынести приговор самому себе. Он закрывается в каюте, и больше его никто и никогда не увидел.
(его тело было впоследствии поднято водолазами).
Предыдущая часть:
Продолжение: