Найти в Дзене
Вокруг ТВ

15 лет без Патрика Суэйзи: как жил и умирал самый любимый актер 90-х

Кадр из фильма «Изгои»

Родился Патрик Уэйн Суэйзи 18 августа 1952 года в Хьюстоне, штат Техас. Его мать, Пэтти Суэйзи, была известным хореографом и владелицей танцевальной школы. Именно благодаря матери юный Патрик познакомился с миром танцев. Его отец, Джесси Уэйн Суэйзи, от мира искусства был далек — он работал инженером и всеми силами старался обеспечивать большую семью. Худо-бедно у него это получалось. Правда, Патрик мечтал, что лучше бы они были бедны, но мама с папой не ссорились бы так часто.

В семье Суэйзи родились пятеро детей. Каждый из них с ранних лет привыкал к жесткой конкуренции. А также — к высоким ожиданиям. Пэтти слыла строгой матерью. От своих учеников и своих детей она требовала выдающихся результатов. Некоторых такой подход надламывал, но Патрика, наоборот, закалил. Наложив вместе с тем эмоциональный отпечаток — много позже актер признавался, что всю жизнь боялся не оправдать чьих-то ожиданий.

-2

Кадр из фильма «На гребне волны»

С детства Суэйзи проявлял интерес к разным видам деятельности: он профессионально занимался танцами, участвовал в соревнованиях по фигурному катанию, играл в футбол. Карьера спортсмена казалась ему логичным выбором, но вмешалась травма колена. После долгой реабилитации Патрик решил бросить футбол и сосредоточиться на танцах, видя в этом возможность самовыражения.

После окончания школы Суэйзи переехал в Нью-Йорк, чтобы учиться в известных танцевальных студиях — Harkness Ballet и Joffrey Ballet. Ему удалось быстро завоевать признание в танцевальной среде, и вскоре он получил роль в бродвейской постановке «Бриолин».

-3

Кадр из фильма «Грязные танцы»

В 1979 году перед Патриком вырисовывалась необходимость сложного выбора. Старая футбольная травма вновь напоминала о себе. Колено отекало, опухало и вообще все сильнее беспокоило. Нужно было или возобновлять лечение, причем без всяких гарантий на полное выздоровление, или окончательно завязывать с профессиональным балетом. Суэйзи выбрал второе. Он все еще числился ведущим танцовщиком престижной группы Elliot Feld Dance Company. Но одновременно начал брать уроки актерского мастерства.

Дебют Патрика Суэйзи на экране состоялся в том же 1979 году в фильме «Скейттаун». Это была легкая и ненавязчивая комедия о диско на роликовых коньках. Роль Суэйзи досталась небольшая, но благодаря своей яркой харизме внимание режиссеров и продюсеров он все-таки привлек. Укрепил свои позиции в Голливуде актер с помощью картин «Изгои» и «Красный рассвет».

-4

Кадр из фильма «Грязные танцы»

Пожалуй, самым важным для развития карьеры Патрика стал 1987 год, когда на экраны вышла музыкальная мелодрама «Грязные танцы». Роль профессионального танцора Джонни Кастла сделала Суэйзи мегазвездой. Сама же картина была признана настоящим феноменом. Саундтрек к фильму стал платиновым диском, а композиция (I've Had) The Time of My Life получила премии «Оскар» и «Золотой глобус» в номинации «Лучшая песня». На тот же «Золотой глобус» номинировали и Суэйзи в категории «Лучшая мужская роль в комедии или мюзикле». Патрик, писали в прессе, удивительно точно и многомерно передал образ танцора с трудным прошлым, который смог преодолеть личные сложности ради искусства и любви. Этот образ идеально сочетался с собственными переживаниями актера.

После успеха «Грязных танцев» Суэйзи начал получать предложения на главные роли в крупных проектах. Его следующим значительным успехом стал фильм «Привидение» (1990), в котором он сыграл вместе с Деми Мур и Вупи Голдберг. Роль Сэма — духа, пытающегося защитить свою возлюбленную после смерти — закрепила статус Суэйзи как одного из самых востребованных актеров Голливуда. Этот фильм также принес ему вторую номинацию на «Золотой глобус».

-5

Кадр из фильма «Привидение»

Но, несмотря на карьерные успехи, жизнь Патрика была далеко не безоблачной. Актер долгое время боролся с алкоголизмом, что не раз сказывалось на его работе и отношениях с близкими. С 1975 года Суэйзи был женат на актрисе Лизе Ниеми. Со стороны эта пара казалась образцовой. В действительности же внутри семьи дела не всегда шли гладко. По словам подруги Патрика Шарлотты Стивенс, Лиза, находясь в тени более успешного супруга, завидовала его популярности. И даже позволяла себе рукоприкладство. На которое Суэйзи не реагировал, считая, что поднимать руку на женщину мужчина не имеет права ни при каких обстоятельствах.

Патрик очень хотел детей от любимой жены. Но в 1990 году Лиза потеряла ребенка. Врач сказал, что больше она забеременеть не сможет. Эта новость повергла актера в отчаяние. Он пристрастился к алкоголю — периодически то бросал пить, то с остервенением возвращался к пагубной привычке. В начале 90-х, когда шлейф успеха после «Привидения» и «На гребне волны» начал спадать, Суэйзи находился на пике эмоционального выгорания. Сам он говорил, что буквально теряет из-под ног землю. И подумывает о завершении актерской карьеры. Только в конце 90-х актеру удалось полностью взять себя в руки и победить зависимость.

-6

Кадр из фильма «Привидение»

Стоит отметить, что боролся в те годы Суэйзи не только с алкоголизмом. Продолжалась и его вечная война со СМИ, которые, несмотря на успехи актера, не спешили его признавать. Многие кинокритики называли игру Патрика одномерной. Особенно в фильмах, где от него требовалось больше, чем просто демонстрация мускулов и танцевальных движений. Роль в «Привидении» несколько изменила ситуацию. Но репутацию большого драматического актера Патрик все же так и не заработал. Впрочем, он к этому и не стремился.

Суэйзи любил кино, любил процесс киносъемок и пробовал себя в разных жанрах. Мелодрамы, комедии, боевики, криминальные триллеры, фантастика. И даже поучаствовал в озвучке диснеевского мультфильма «Лис и пес 2». И хотя Патрика все равно ассоциировали в основном с образом героя-любовника, сам он постоянно стремился выйти за рамки одного амплуа. Получалось, может, и не гениально, но и не провально.

-7

Кадр из фильма «Дом у дороги»

В 2008 году Суэйзи поставили страшный диагноз — рак поджелудочной железы, одну из самых агрессивных форм этого заболевания.

«Когда мои врачи из клиники Cedars-Sinai в Лос-Анджелесе произнесли слова: «Рак поджелудочной железы», моей первой мыслью было: «Да я мертвец». Когда ты начинаешь понимать весь смысл слов, сказанных врачами, первый вопрос, который приходит в твою голову: «Почему я?». Самое тяжелое в этой ситуации — не поддаться отчаянью. Для меня тот первый шок обернулся самокритикой и чувством вины», — рассказывал Суэйзи в аудиоверсии своих мемуаров «Time of My Life».

Но так просто актер не сдался. Он дал себе обещание сражаться с недугом до последнего.

«Будь я проклят, если эта болезнь возьмет верх до того, как я буду к этому готов», — заявил он.

Это был главный вызов всей его жизни.

-8

Кадр из фильма «Дом у дороги»

Патрик действительно сражался, продолжая параллельно работать над своим последним проектом — сериалом «Зверь». Несмотря на изнурительное лечение, он приходил на съемки и выполнял обязательства, чем вызывал восхищение коллег. Суэйзи был уверен, что сможет победить болезнь, и отказывался от постельного режима, желая проводить дни как можно продуктивнее. Кроме того, он открыто делился с миром своими мыслями, сомнениями и страхами, надеясь таким образом поддержать других пациентов. Организм звезды хорошо реагировал на терапию, намечалось небольшое улучшение.

Но когда Суэйзи вдруг сообщил, что обрел внутренний мир и смирился с судьбой, поклонники заподозрили неладное. И не зря — в 2009 году состояние актера резко ухудшилось. Спустя год после постановки диагноза медики сообщили — рак прогрессирует, остановить болезнь не представляется возможным. Услышав это, Патрик решил прекратить лечение. 14 сентября в возрасте 57 лет он скончался в своем доме в Лос-Анджелесе. Прожив на шесть месяцев дольше, чем ему предрекали специалисты.

-9

Кадр из сериала «Зверь»

Словно в назидание, Патрик Суэйзи, актер большого таланта, чей миг славы оказался ярким, но мимолетным, наподобие падающей звезды, в автобиографии призвал никогда не оплакивать тех, кто ушел:

«Лучшее, что мы можем сделать для умерших, чтобы их душа оставалась в этом мире, — это позволить им продолжить жить внутри нас».