Найти в Дзене

О чем они думали, когда ограничили нам возможность возвышать рельс

Оглавление

Вы когда-нибудь задумывались, почему на наших железных дорогах ограничиваются возвышением в 150 мм? В ролике о выводе формулы для возвышения я сказал, что данное ограничение — это защита против опрокидывания. Это самая популярная версия, про которую я почему-то ничего не нашел в отечественной железнодорожной литературе. Тем не менее эта версия очень хорошо передается из уст в уста. Что? В случае остановки вагон действительно завалится?

Ограничение возвышения в России и в странах Европы

Давайте откроем европейскую нормативку. Максимальное возвышение — 160 мм, но можно и 180.

Выкопировка из BS EN 13803:2017
Выкопировка из BS EN 13803:2017

Что ж, наклон рельсошпальной решетки у них допускается больше, чем у нас. В нашем случае максимальный наклон составляет почти 5,5 градусов. А в их случае почти 7 градусов. Почему так? Вагоны, что ли, так сильно отличаются или ли что?

Ограничение возвышения рельса в России и в Европе
Ограничение возвышения рельса в России и в Европе

Самонаклоняющийся вагон

-4

Кузов у самонаклоняющегося вагона у них обычно наклоняется до 6,5 градусов. И это только наклон кузова. А если прибавить еще и наклон от европейского возвышения, то получится почти 13,5 градусов. Но понятно, что такой наклон допускается только во время движения. Нужна поддержка в виде центробежной силы. Вернемся всё же к наклону решетки.

Самонаклоняющийся вагон
Самонаклоняющийся вагон

Старая отечественная железнодорожная литература

Почему у нас максимум 150, а у них 160, 180 мм?

Чтобы узнать ответ на этот вопрос, я стал поднимать старую отечественную железнодорожную литературу. Дошел аж до 1900 года, где узнал, что ограничение в 150 мм рекомендовалось германским железнодорожным союзом «Verein».

Выкопировка из литературы 1900 годов
Выкопировка из литературы 1900 годов

Этот тот самый союз, который в 30-х годах прошлого века вывел эмпирические коэффициенты для расчета длин клотоидных переходных кривых. Можно даже сказать, для кубических парабол. Подробности смотрите в этом ролике или в этой статье.

В то время все начинали с ограничения в 150 мм, так как к мнению союза «Verein» прислушивались. В том числе и в Российской империи.

Ограничение по возвышению в 150 мм
Ограничение по возвышению в 150 мм

Но какого-либо пояснения к данному ограничению в русской железнодорожной литературе начала 20 века я не нашел. Разве ширина колеи не должна влиять на это ограничение? При одинаковом возвышении в 150 мм у европейцев уклон будет круче, а у нас чуть помягче.

Разный уклон при одинаковом возвышении
Разный уклон при одинаковом возвышении

Старая французская железнодорожная литература

Я начал смотреть зарубежную литературу и довольно быстро нашел ответ у французов. Оказывается, что это ограничение как раз таки зависит от ширины колеи. Вернее, от расстояния между осями рельсов.

Выкопировка из французской железнодорожной литературы
Выкопировка из французской железнодорожной литературы

Как видите, при одной и той же ширине колеи, например 1435 мм, но при разном типе рельсов это расстояние может незначительно меняться. В Европе при решении задачи о возвышении это расстояние принято округлять до 1,5 метра. Подобное делаем мы. Округляем до 1,6 метров.

Расстояние между осями рельсов
Расстояние между осями рельсов

Принятие решения об ограничении

Когда в Европе принимали решение об ограничении, то было решено принять максимальное возвышение как 1/10 часть от расстояния между осями рельсов. 1/10 от 1500 мм — это как раз 150 мм.

Но откуда такая дробь? Как оказалось, дело в подуклонке рельсов. Рельсы же наклонены внутрь колеи. Крутизна 1:20. На прямом участке при такой подуклонке сила тяжести немного тянет рельсы внутрь колеи.

Подуклонка рельсов
Подуклонка рельсов

А теперь стоит обратить внимание на внутренний рельс во время постепенного наклона решетки. В какой-то момент подуклонка распрямилась. Рельс стоит вертикально, а сила тяжести тянет его вниз.

-12

При дальнейшем наклоне сила тяжести уже потихоньку пытается опрокинуть внутренний рельс. Он начинает тянуть за собой всю решетку.

-13

Поэтому изначально хотели сказать «стоп» на угле, который ставил внутренний рельс вертикально. А это угол, равный подуклонке рельсов. 1:20. На европейской колее это 75 мм, которых ну не хватало для компенсации центробежной силы. Поэтому решили увеличить в 2 раза. До крутизны 1:10.

-14

По такой же логике на наших железных дорогах должно быть ограничение 160 мм. Тогда максимальный угол и у нас, и у европейцев будет одинаковый. Но почему у нас взяли 150 мм, почему так сделали, наверное, мы уже никогда не узнаем. Прошло больше 100 лет, и уже не у кого спросить.

-15

Причины превышения предела 150 мм и проблемы в случае полной остановки на кривом участке пути

Почему же сейчас у европейцев этот норматив 160 и 180? Потому что, когда скорости начали увеличиваться, им и 150 стало не хватать. Через несколько лет после Второй мировой немцы для своих скоростных дорог того времени стали устраивать возвышение 160. А французы вообще до 180. Норматив был превышен, так как остановка на кривых не предусматривалась.

Остановка на кривой при возвышении в 120 мм (колея 1435 мм)
Остановка на кривой при возвышении в 120 мм (колея 1435 мм)

В той же старой французской литературе отмечается, что при полной остановке на возвышении в 120 мм проявились серьезные проблемы. Двери было тяжело открывать, люди подскальзывались на ступеньках, особенно зимой. И из старых букс начинало вытекать масло.

Что в Испании?

-17

У испанцев на линии Мадрид — Сарагоса максимальное возвышение ограничили вообще двумястами пятьюдесятью. Правда, у них колея еще шире нашей. Но все равно наклон решетки получается почти что 8,5 градусов! И это было было еще до самонаклоняющихся вагонов.

Большое возвышение нужно для больших скоростей

Добавлю еще, что большое возвышение нужно для высоких скоростей. Если мы задерем решетку, а по ней будут тащиться медленные грузовые поезда, то у нас будут проблемы. Потому что внутренний рельс будет перегружаться, и решетка со временем еще больше наклонится.

Вот такое расследование я провел. Так что с вас большой жирный лайк. Ниже представлен ролик к этой статье с наглядными анимациями.