Найти в Дзене
Живая Средняя Азия

Разрешено ли торговать в мечети? Чем живет мулла?

Теоретически, в исламе отсутствует какая-то религиозная администрация. Поэтому формально все муллы и имамы не более, чем ученые и добровольцы. Любой достаточно образованный человек имеет право руководить мусульманской молитвой – так было во времена раннего ислама, так кое-где есть и сейчас.

По факту даже самый приблизившийся к Аллаху мусульманин хочет есть. Порой ему нужно купить бензин, чтоб на машине добраться до мечети. У него может быть семья, которую тоже нужно кормить, ведь целибата ислам не знает. Поэтому с некоторыми уточнениями система примерно такая же, как и у христианских священников. То есть, и в мечети кое-что продают, и за проведение обрядов деньги берут.

Есть несколько хадисов, которые порицают ведение торговли внутри мечети. Сказано, что не только купля-продажа, но и любые сделки в доме молитвы запрещены, а заключенные признаются недействительными. Сюда входят аренда, подряд и найм, а в силу развития современных технологий – любые услуги, оплаченные из мечети с помощью перевода.

Но в тех или иных исламских течениях эти правила могут трактоваться по-разному. Так, ханафиты, а к ним относится большинство мусульман на территории бывшего СССР, считают, что торговля разрешена, но не желательна. Основатель этой школы исламского права считал, что запрещены только крупные сделки, а вот мелкие признаются возможными. Хотя по факту даже они не любят, чтобы мечеть превращалась в базар, ведь это прямо отвергается их учителем.

-2

Тем не менее, магазины ПРИ мечетях все равно есть – там можно приобрести головной убор или коврик для молитвы, духовную литературу, а иногда и другие вещи. Но при мусульманских богослужениях не используются расходные материалы, такие, как свечи. Поэтому я бы сказал, что доход у них не очень велик, и в небольших сельских мечетях этим заниматься не выгодно.

Торговля сознательно ведется подальше от места молитвы, чтобы соблюсти установленный на торговлю запрет. Проблема состоит в том, чтоб установить, где проходят границы мечети – и этот на этот вопрос каждый мазхаб отвечает по-своему. Это может быть стена помещения для молящихся, это могут быть внешние изгороди и ковры. Поэтому в одних странах можно встретить торговцев религиозной атрибутикой во дворе мечети, а в других они найдутся только снаружи.

-3

Что касается заработка имама, то есть отличия по странам, регионам и даже внутри региона одной страны. Например, в Российской империи зарплату получали священнослужители всех признанных властью религий. В Советском Союзе ее по понятным причинам не получал никто. В современной России государство никому ничего не платит, но религиозные организации могут устанавливать жалование за счет пожертвований и иных собственных доходов. Вместе с тем, даже в мусульманских республиках нельзя сказать, что на зарплате сидят все имамы и, тем более, сельские муллы. Поэтому многие из последних занимаются какой-то мирской профессией, например, преподают арабский язык.

Также, ислам предусматривает два вида пожертвований, одно из которых почитается в качестве важного столпа веры. Это закят, ежегодный налог, уплачиваемый всеми взрослыми мусульманами. Фактически, даже в большинстве мусульманских стран он уже давно стал добровольным, и платить его или нет – это личное дело каждого. Средства, собранные в рамках закята, передаются на благотворительность, но часть из них имеет право удержать собирающий, то есть мулла. Но это происходит раз в году и тут ничего не проверишь. Правда, многие мечети ставят ящики для подаяний, куда можно положить деньги по велению души.

-4

Поэтому обычно муллы живут за счет садаки. Теоретически, так называется добровольное пожертвование, которое кто угодно может дать кому угодно. По факту садака давно стала формой платы за ритуальные действия, хотя некоторые незамутненные граждане могут заплатить что-то вроде 50-ти или 100 рублей.