Найти в Дзене
Музкультура

Елена Шергина: «Наша работа – это не только праздники»

Уважаемые родители дошкольников, а вы достаточно внимания уделяете музыкальному воспитанию своих детей? Ведь именно в «садовском» возрасте формируются и эмоциональная сфера, и творческий потенциал будущих взрослых, а музыка в этом играет одну из решающих ролей. Мы поговорили с музыкальным руководителем дошкольного отделения «Успех» ГБОУ Школа №1158 г. Москвы Еленой Анатольевной Шергиной, посвятившей тридцать семь лет работе с детьми. Читайте далее и вы узнаете, почему занятия музыкой в саду имеют огромную важность для развития детей, какой отпечаток они оставляют на будущей личности и почему родителям нельзя легкомысленно относиться к музыкальному воспитанию. – Елена Анатольевна, спасибо, что уделили время для беседы. Расскажите, пожалуйста, в чем заключается ваша работа как музыкального руководителя? Это же не просто праздники музыкальные организовывать? – Нет, это гораздо глубже. Сейчас и правда не всегда есть понимание того, что наша работа – это не только праздники, вернее, непоним

Уважаемые родители дошкольников, а вы достаточно внимания уделяете музыкальному воспитанию своих детей? Ведь именно в «садовском» возрасте формируются и эмоциональная сфера, и творческий потенциал будущих взрослых, а музыка в этом играет одну из решающих ролей.

Мы поговорили с музыкальным руководителем дошкольного отделения «Успех» ГБОУ Школа №1158 г. Москвы Еленой Анатольевной Шергиной, посвятившей тридцать семь лет работе с детьми.

Читайте далее и вы узнаете, почему занятия музыкой в саду имеют огромную важность для развития детей, какой отпечаток они оставляют на будущей личности и почему родителям нельзя легкомысленно относиться к музыкальному воспитанию.

Елена Анатольевна Шергина, музыкальный руководитель дошкольного отделения «Успех» ГБОУ Школа №1158 в Москве
Елена Анатольевна Шергина, музыкальный руководитель дошкольного отделения «Успех» ГБОУ Школа №1158 в Москве

– Елена Анатольевна, спасибо, что уделили время для беседы. Расскажите, пожалуйста, в чем заключается ваша работа как музыкального руководителя? Это же не просто праздники музыкальные организовывать?

– Нет, это гораздо глубже. Сейчас и правда не всегда есть понимание того, что наша работа – это не только праздники, вернее, непонимание того, что представляет собой праздник. Пытаются свести к тому, что это практически анимация. Включили музыку, что-то быстренько на ходу станцевали и все. А работа, конечно, совсем другая.

Мы закладываем очень много. Во-первых, музыкальное восприятие. Занимаясь с детьми от двух лет, мы стремимся не потерять их природную отзывчивость на музыку. Развиваем их эмоциональную сферу, музыка ведь непосредственно на нее воздействует. Кто-то заплакал, а кто-то, наоборот, перестал плакать. Вот оно, воздействие музыки. Второй вариант, кстати, встречается гораздо чаще. Потом мы, конечно, развиваем чисто практические навыки, например, умение легко и красиво бегать, прыгать, шагать. Часто чувствуется, что детям, которые в детстве мало ходили в сад, часто болели, непросто организованно двигаться, ощущать себя в пространстве, координировать свои действия. Кроме того, мы развиваем слух: и музыкальный, и слух в целом.

Вообще умение слушать и слышать – это то, за что мы все время и боремся в детском саду. Это навык, который в жизни очень нужен, ведь, к сожалению, сейчас люди друг друга зачастую не слышат вообще. Притом люди с разным уровнем образования, культуры, разного возраста. Поэтому проблемы, которые мы здесь решаем, я считаю стратегическими. Дошкольный возраст – это наиболее благоприятное время для развития, хочется максимум возможного дать детишкам в это время. К сожалению, музыкальное развитие не всегда продолжается дальше в школе. Повезет, если будет хороший учитель музыки. И конечно, воздействие семьи и окружающей действительности, от этого тоже никуда не денешься. Поэтому я считаю, что работа с маленькими детьми очень ответственная и очень важная.

– А как проходят ваши занятия? Мы, родители, видим только публичную часть, а что с нашими детьми происходит, когда нас нет рядом?

– Например, занятие для трехлетних детей длится всего пятнадцать минут, но за эти пятнадцать минут мы должны уделить время и слушанию музыки, и пению, и музыкальному движению, и обязательно поиграть. Вообще на музыкальном занятии мы много двигаемся: шагаем, бегаем, прыгаем, танцуем. Но при этом обязательно играем, вызываем образные ассоциации: то мы шагаем как медведи, то мы прыгаем как зайки или мячики. С детьми проще «договориться» через образы, потому что это игра. И все само встает на места. В два-четыре года бесполезно объяснять: «Прыгай легче, не стучи пятками» – это может не сработать. А вот образ срабатывает.

– Здесь, получается, смешивается и музыка, и театр, и ритмика?

– Конечно. А мы же еще и поем. Опять же, не просто поем, а развиваем артикуляционный аппарат и выразительность речи, что тоже немаловажно, потому что очень многим людям по роду их деятельности нужно уметь говорить выразительно: врачам, продавцам, спикерам, да даже машинистам электричек – они бубнят остановки так, что вообще ничего не разобрать! Так что выразительность речи – это очень много. Вот и получается, что наши занятия – комплексные.

Досуг «Что такое этикет?» с детьми старшего дошкольного возраста
Досуг «Что такое этикет?» с детьми старшего дошкольного возраста

– Пение способствует развитию речи?

– С помощью пения можно собственно запустить речь! Существуют специальные методики. Если дети не говорят, ты их включаешь в игру: баюкать мишку, кормить киску, звать птичку. Вот сегодня пришли дети двухлетние, мы звали птичку: ручками махали, повторяющиеся простые слова пропевали, вроде «клю-клю-клю», «дам-дам-дам» – то, что они могут сказать. И дети начинают потихонечку включаться, как-то пытаются их интонировать – это уже начало общения, потом оно идет дальше.

Это можно увидеть и на маленьких детях, и на детях-иностранцах более старшего возраста. Они начинают последние слоги слов повторять, говорить отдельные слова, потом постепенно через пение уже расширяют свой словарный запас. И так легче язык осваивать. Пение также лечит проблемы с заиканием, когда есть барьер в виде согласных, очень сложный для преодоления. Пение, кроме того, развивает дыхание: идет кислородный обмен, соответственно, голова работает лучше. Все это очень важно.

-3

– А как по вашему опыту с пением сейчас обстоят дела? Дети в принципе поют?

– Да, дети поют. С пением бывают сложности, когда есть проблемы с речью – многие не поющие дети испытывают проблемы с выражением своих эмоций в речи: она бывает монотонной, невыразительной. Отсюда проблемы с интонированием песен: дети, что называется, «гудят» все песни на одном звуке. И мы развиваем речь через эмоции. Для малышей очень важно слышать эмоциональную приветливую речь родителей, воспитателей, окружающих. Это залог своевременного становления их речи.

Большое количество детей, которые только приходят в сад, не говорят, особенно мальчики. Бывает, что подбираются целые группы двухлеток, где все молчат. Был у меня опыт с одной такой группой, я им пела, а они сидели, молчали, слушали. И так весь год. Но когда на следующий год в сентябре я решила повторить какие-то песни, они их все спели! То есть, они все запоминали, в голове у себя прокручивали, но просто не выдавали. Так что вся наша работа мимо не проходит и ее нельзя сводить просто к развлечению.

А когда речь у детей появляется, то они с удовольствием поют те песни, которые чаще слышат: из колонки, из телевизора, за праздничным столом. При разучивании детской песни могут возникнуть проблемы: что-то непонятно в тексте, сложно проинтонировать мелодию, но песни, которые «крутят» дома, ребята просто горланят. Так что мы осведомлены о предпочтениях родителей в области музыки.

Досуг «В гостях у сказки» с детьми разновозрастной группы
Досуг «В гостях у сказки» с детьми разновозрастной группы

– А хоровое пение на что влияет, чему способствует?

– Петь в хоре очень хорошо для развития чувства коллективизма и понимания чувств и ощущений окружающих. Кроме того, хоровое пение развивает умение слушать. Ребенок, когда он только начинает петь в хоре, может петь и никого не слышать. Или бывает трудно услышать себя в общем хоре голосов. Всему этому мы учимся. Хоровое пение очень развивает и слух, и дыхание, часть проблем со всей носоглоткой решает, то есть, налицо чисто оздоровительный эффект. И когда звучит хороший хор, это как оргáн – слушаешь и внутри становится хорошо. Это состояние, которое необходимо для психического здоровья.

– Объясняете ли вы детям смыслы песен, которые с ними слушаете и поете?

– Конечно. Сначала мы вообще разбираем, какие непонятные слова там есть. Вот сегодня мы пели: «Ветер на свирели вальс играл для них». Кто играл? Ветер. Что играл? Кто-то все же услышал, что вальс. А на чем играл? С этим было вообще сложно.Что же это такое, свирель? Так что да, более сложные песни, чем «Жили у бабуси два веселых гуся» мы проговариваем и разбираем, про что они.

– И вот здесь хорошо видна роль музыкального руководителя, человека, который действительно участвует в обучении и воспитании ребенка, как личности, а не только отрабатывает положенную программу.

– Поэтому учиться музыке дистанционно – не самый лучший вариант. Это не всегда понимают. Люди считают, что исполнять музыку можно научиться дистанционно или самому через компьютер. Но даже инженера нормально не выучить без прямого воздействия педагога! Сесть прочитать книжку по менеджменту – да, это можно. Но ведь в книжках не все пропишешь. Важно не только какие-то слова сказать, важно и то, как их сказать. Допустим, когда мы раздаем детям стихи к празднику, родители часто дома их учат с детьми. И мы сразу видим, где это делали осмысленно, а где нет. Где-то и ударения не те, и вообще ребенок не понимает, про что говорит. До интонации дело у некоторых вообще не доходит. Вот это – роль человека и педагога в том числе. Чтобы не перегрузить информацией, а дать нужное, в правильном объеме, с нужной подачей.

– Скажите, а за годы вашей практики программа сильно изменилась?

– Нет, в саду комплексные программы по сути остались практически неизменными, хотя и поменяли названия. Но появились и новые – парциальные, посвященные отдельным образовательным областям, в частности, музыкальному развитию. Например, программа музыкального развития детей до трех лет «Малыш» была создана в девяностые годы прошлого века.

А вот в общеобразовательной школе все изменилось сильно. Когда я училась в музыкальном училище и начинала работать, в школе была программа Дмитрия Борисовича Кабалевского. В ней было все очень хорошо разложено по полочкам, виды деятельности были направлены на развитие эмоциональной сферы. Было все гармонично: и пели, и слушали музыку и узнавали о композиторах, музыкальных жанрах и инструментах. Но эмоция была на первом месте. Нынешняя же программа, с которой мне пришлось столкнуться, делает упор на осведомленность: что такое оркестр, какие виды оркестров, какие музыкальные инструменты в него входят. Но эмоциональная область в этой программе почти не затронута. Пения тоже очень мало стало. Тут уже все на усмотрение учителя: если учитель поет и ему это в удовольствие, он понимает, что это важно – тогда и дети будут петь. А иногда бывает, что пение идет под фонограмму, под «минусовку». Но так с детьми нельзя, должна быть живая музыка! Хотя бы в силу того, что это проще – живой человек всегда может где-то чуть осадить темп, где-то наоборот, прибавить, «вытянуть», как говорится. А фонограмма играет и играет. И притом дети ее не слышат, просто не слышат! Фонограмма «дует» свое, дети – свое, и подстроиться под нее, если «потерялись», они уже не могут.

-5

– Потому что нет взаимодействия живого. Музыка сейчас фоном играет вообще везде и всегда, мы уже привыкли ее не замечать, не вслушиваться.

– Да, и это тоже проблема – музыка, как фон. Потому что в результате это уже не музыка, а шум. Должно быть разграничение: вот она музыка, а вот она тишина. Иначе разницы никакой не будет между шумом и музыкой. И сейчас как раз проблема в том, что дети живут в большом шуме. Кроме того, что чисто технических звуков мы слышим слишком много, все норовят что-то еще включить, чтобы было нескучно,чтобы громко играло. Многое и от родителей зависит: как бы мы тут ни старались, но дети же слышат дома, что играет, что слушают взрослые. И они все это запомнят и все это споют.

Вот начинаешь детей спрашивать, кому поют песенки – почти никому не поют, даже перед сном. В школе спрашивала, кто был в музыкальном театре – очень мало кто был. Родителям проще отдать деньги на очередной бургер или компьютерную игру, а не купить билет в театр или на концерт. Вот тут они не готовы вложить в будущую успешность своих детей, так как недопонимают, где эта успешность закладывается. Сейчас театры очень стараются, даже для двухлетних детей делают спектакли, совсем короткие, двадцатиминутные, пожалуйста, ходите! Но далеко не все туда идут.

И потом, родители сейчас тоже озабочены тем, что развивают именно интеллектуальную сферу. Так они хотят сразу выучить иностранный язык или чтобы ребенок с малолетства знал математику, читал. Но мало кто задается целью развить эмоциональный спектр своего ребенка, научить его управлять своими эмоциями и понимать эмоции других людей. И получается, что период, благоприятный именно для эмоционального развития, они упускают.

– Что можно посоветовать родителям?

– В первую очередь – все-же минимизировать общение детей с гаджетами в пользу «живого» общения. Вслушиваться вместе с ребенком в окружающие звуки природы. Просто каждый день включать ребенку понемногу аудиозаписи хорошей музыки, например, классическую музыку в хорошем исполнении. Не в синтетическом, не в современных обработках, а чтобы исполнение было оригинальное, на тех инструментах, для которых произведение было написано. Все эти переложения в современном стиле могут быть интересными для ушей, но суть теряется. Все-таки не всякий набор звуков – это музыка. Музыка – это то, что имеет воздействие на человека, трогает сердце.

Обязательно, конечно, мамина песня – это вообще самое живое, это самый непосредственный контакт! Опять же, с детьми мало разговаривают, это проблема современных родителей. Порой видно, как они идут в детский сад: идет мама или папа и где-то в стороне идет ребенок, даже не за руку. Даже тут уже нет контакта.

Нужно читать вместе. Книжки же сейчас тоже мало кто читает, дети иногда ужасные вещи говорят: «А у нас дома нет книг». И мне становится просто страшно, ведь невозможно все прочитать в компьютере! Это другие совсем ощущения, даже просто книжку в руках подержать, картинки красивые рассмотреть, буковки.

Это совсем не просто – танцевать тарантеллу! Попробуйте скакать в таком быстром темпе, да еще и управляться с бубном. Готовимся к Международному Дню танца с детьми старшей группы
Это совсем не просто – танцевать тарантеллу! Попробуйте скакать в таком быстром темпе, да еще и управляться с бубном. Готовимся к Международному Дню танца с детьми старшей группы

– А музыкальная школа, по вашему мнению, всем рекомендована?

– Я считаю, что да. Пусть не музыкальная школа, а хотя бы музыкальная студия. Но года три прозаниматься нужно, я считаю, всем обязательно. Меньше не очень целесообразно. За три года, конечно, не получишь полноценное музыкальное образование, но азы изучить можно. Это очень развивает. И не только эмоциональную сферу, но еще формируется и более стройное мышление. Часто считают, что музыканты – это творческие натуры «с ветром в голове» и логика у них страдает. Это не так. Ведь музыкант научен все систематизировать, укладывать в голове своей. Игра на музыкальном инструменте – это развитие обоих полушарий мозга, ведь при игре на любых инструментах руки одновременно выполняют разные функции, а это координация и одновременная работа двух полушарий мозга. Плюс умение читать все эти закорючки-ноты, каждый раз расшифровывать знаковые системы. Когда, играя на инструменте, читаешь с листа, то все время смотришь вперед, глаза всегда чуть впереди, то есть, ты играешь одно, а глаза уже смотрят на другое. И это умение помогает в работе видеть весь текст сразу, охватывать больше, и не только при музицировании. Это сродни скорочтению. Это умение одномоментно решать несколько задач.

– Набор в музыкальные школы начинается с пяти-шести лет. Не рано ли? Ребенок в первый класс идет, все новое, непривычное, а тут еще и музыкальная школа сразу.

– Я считаю, что да, рано. Для большинства детей рано. Я своих детей отдавала учиться музыке, когда они пошли во второй класс общеобразовательной школы. Мне в музыкальной школе сказали, что мы слишком поздно пришли, но я считаю, что вовремя. Не каждый ребенок может в пять-шесть лет сидеть и контролировать себя: что он играет, правильно ли работают его руки и еще представлять в голове, как должна звучать пьеса. Я считаю, что в пять лет ребенок должен заниматься музыкой, но в другой форме: петь, танцевать, играть на элементарных музыкальных инструментах (хотя бы на металлофоне). Получать двигательный опыт – это как раз ему по натуре, ему сидеть-то сложно!

Опять же, преподавание должно быть такое, чтобы это было интересно, а не делать из ребенка сразу Святослава Рихтера, это не все дети потянут. И я считаю, что в первом классе тяжело одновременно начинать обучение и в общеобразовательной, и в музыкальной школе. Лучше разнести начало занятий по времени. Но есть и исключения – одарённые музыкально дети, которые могут начать обучение в музыкальной школе раньше, чем в общеобразовательной. Так что все индивидуально.

– Давайте теперь про чувство ритма поговорим. Сложно ли его развивать у детей?

– Вообще ритм заложен в нас от природы, все биоритмы: дыхание, сердцебиение, ритмы день/ночь. И чтобы с чувством ритма все было плохо – такое встречается довольно редко. У меня однажды был такой опыт: мы набирали ребят в хоровую школу, много слушали детей, и был один мальчик, который никак не мог повторить ритм. Просто какой-то уникум. Оказалось, что у этого мальчика порок сердца. Был сбой в организме. Поэтому, если есть проблемы с чувством ритма – это повод пойти и проверить себя, свой организм. А так мы все достаточно ритмичны, только иногда нужно немного «подтолкнуть» ребенка и он раскроется.

-7

– Получается, что музыка всегда рядом с человеком в том или ином виде.

– Если считать, что музыка – это интонация плюс ритм и плюс эмоция, то да. Наша речь – это интонация, прообраз музыки. Наш организм – это ритмы. Вообще мы от природы все к музыке очень способны. Просто это надо развивать. Могу посоветовать всем слушать хорошую музыку, не лениться, ходить на концерты, в театры. Все-таки хочется, чтобы не через кнопочку, не через наушники, а живую музыку больше слушали. Надо пытаться ходить, читать отзывы, аннотации, полагаться на собственный вкус. Не стесняться спрашивать совета у педагогов. И, вообще, общаться с педагогами надо обязательно! Рассказывать нам про особенности ваших детей, про их увлечения, склонности. И мы обратим внимание на эти моменты, в чем-то поможем. Ведь музыкальное воспитание – это именно воспитание, во многом формирующее будущие личности наших детей.

Беседовала Елена Ракша