В этой статье я расскажу, как шла работа над путеводителем «Верховые болота Подмосковья». Причем от старта проекта до напечатанного тиража прошел всего месяц, а в течение следующего месяца весь микротираж (150 экземпляров) разлетелся, несмотря на довольно конскую себестоимость (полноцветная малотиражка — она всегда такая).
Наверное, для увеличения числа просмотров стоило бы назвать статью «Как заработать на своем увлечении» или что-нибудь вроде того, но это было бы чистым враньем. Проект вышел совсем в крошечный плюс, а если считать разного рода сопутствующие расходы — то, максимум, в твердый ноль. Но, во-первых, не все в этом мире делается ради денег. А, во-вторых, ввязаться в такое без какого бы то ни было стартового капитала (максимум, чем я мог рискнуть — половина месячной зарплаты), да так, чтобы не залезть в долги, потеряв всякую охоту заниматься чем-либо подобным в будущем — уже достижение. В любом случае, отдача — эмоциональная, когда получал отзывы на книгу — была, и немалая.
Начиналось все, конечно, с самих болот. Точнее — с объемного фотоархива по верховым болотам, скопившегося у меня за несколько лет. Кажется, мои «болотные» заметки Вконтакте привлекали большее внимание аудитории, чем все остальные посты, вместе взятые. И хохмы ради я закинул туда опрос: был бы интересен такой путеводитель, и если да — то как его лучше издавать: за недорого на туалетной бумаге или за дорого, зато полноцветный и на мелованной?
Результаты меня особо не впечатлили, но человек двадцать, похоже, были бы не против приобрести полноцветный вариант. При этом — почти все хотели в формате фотокниги. Примерно по той цене, которая окупила бы себя, будь тираж хотя бы экземпляров сто. А лучше — сто пятьдесят. Фотокнига же тиражом двадцать экземпляров — это, ну сами понимаете... Чуть дешевле крыла от самолета.
И тут до меня дошло. В сущности, я предлагал людям: «купите у меня когда-нибудь какой-нибудь путеводитель по болотам». Да, маркетолог из меня — хуже некуда, сам знаю.
Прежде чем забивать на проект как заведомо нереализуемый, хватило ума написать, сверстать и выложить на пробу несколько разворотов — с цветными картинками и читаемым текстом. И вот эта запись «выстрелила». Это был уже не «какой-нибудь» а вполне конкретный авторский путеводитель, причем на не реализованную до сих пор (во всяком случае, для Подмосковья) тему — узкую и интересную.
Пошли репосты. Мне стали писать люди — и незнакомые, и живущие в сотнях километров от Москвы. Писали, что не знают зачем, но им определенно нужен такой путеводитель. Помимо описаний самих болот, возникла очевидная необходимость добавить разделы с практическими советами — о том, как ходить по болоту, о болотной фотосъемке, и т.д.
В общем, когда я открыл сбор предзаказов по себестоимости, за несколько дней набралась примерно половина необходимой суммы для печати минимально разумного тиража.
Следующие ночи были бессонными. Не знаю, для кого как, а для меня наличие на счету довольно крупной суммы, которая не моя, в сочетании с обязательствами, которые пока не выполнены — дичайшая головная боль и желание разобраться с этим как можно скорее. Я ложился спать заполночь и вскакивал в четыре-пять утра, писал главы, отбирал фотографии, снова писал, проверял... Матерился про себя, когда слетала верстка или иллюстрация к определенному фрагменту текста ну никак не кадрировалась под нужный формат...
Помимо писанины и верстки, приходилось разбираться с организационными моментами: предзаказы продолжались, нужно было их фиксировать, а также мучить типографию бесконечными вопросами из серии «а как изменится цена экземпляра, если будет не 100, а 120 книжек? А 150? А если на мелованной бумаге? А если обложка с матовой ламинацией?»
К счастью, рядом была моя жена — Лена. Она не только терпела всю эту суету и меня с красными глазами, но и сама активно включилась в процесс: вычитывала, правила, искала в своем архиве подходящие фотографии, которых не оказалось у меня... В итоге примерно треть фотоматериала в книге — ее.
Наконец, путеводитель был почти готов. Оставалось съездить еще на одно болото и собрать материал по нему (для количества), а также скататься на парочку уже известных — доснять недостающие картинки. Все это было сделано в каком-то очень скоростном режиме и на редкость удачно, благо с погодой повезло...
Последний шаг, где он меня хоть что-то зависело — обложка. Какие картинки ставить на лицевую и оборотную сторону, я уже понимал, но со шрифтами никак не складывалось. Как говорил Остап Сулейман Берта Мария Бендер Бей, «я художник, а не шрифтовик». Понимал, что фигня какая-то получается — но объяснить не мог.
Накидал кое-как несколько вариантов, закинул на стену, снова устроил опрос... И в тот же день получил прекрасный вариант шрифтового оформления от знакомой, с которой пару раз устраивали совместные фотовыезды. Аннхен сначала пыталась давать мне советы по подбору шрифтов, а потом сама подобрала настолько лаконичный, легко читаемый и при этом эстетичный дизайн, что делать с обложкой что-то еще мне показалось кощунством.
Добавив к собранной сумме остатки зарплаты, я отправил книгу в печать. Следующие три недели прошли в томительном ожидании. Вот просто — элементарно страшно. В кармане — ни копейки (хорошо хоть в серьезные долги не пришлось залезать), деньги на тираж собраны и отправлены... А вдруг что-нибудь непотребное напечатают? Да еще так, что по договору все будет «в рамках допустимых отклонений», но в руки брать такую книгу никто не захочет? Или я сам проглядел какой-нибудь крупный косяк верстки? Чтобы не трепать лишний раз нервы, макет после отправки в печать я даже не открывал: теперь что будет — то будет.
К счастью, было, чем отвлечься. Пока тираж печатался и ехал, нужно было довольно оперативно подготовить лекцию-презентацию о верховых болотах в магазине «Территория Странствий». И все это время продолжали поступать заказы, с которыми нужно было что-то делать. Свободных экземпляров оставалось все меньше, и в определенный момент я объявил, что сбор по себестоимости закрыт, поскольку путеводитель запущен и ждем тираж. А дальше — уже не по себестоимости, а добавьте автору хотя бы на пиво (ну или на электричку до очередного болота).
К счастью, и общее качество печати, и внешний вид книги полностью оправдали все ожидания. Поняв, что за такой результат, как минимум, не стыдно, мы с Леной выдохнули и поехали на болото — отмечать выход путеводителя, а заодно провести небольшую фотосессию.
Практические моменты
А теперь перейдем от эмоций к практике и цифрам.
Параметры книги: формат A4, мягкая обложка, полноцветная печать, мелованная бумага, 78 страниц. Тираж — 150 экземпляров.
Печатался я в Ridero. Кто не знает — это сервис, позволяющий самостоятельно сверстать и напечатать книгу, а также отправить электронную версию на площадки вроде ЛитРес в полуавтоматическом режиме.
Вариант не самый дешевый, зато печать и переплет у них гарантированно качественные (в этом я смог убедиться ранее). А учитывая, что «классические» типографии работают с готовым макетом, за который еще нужно заплатить верстальщику, и немало (сам осваивать полноценную верстку пока не берусь) — вряд ли в этом случае риск стоил бы экономии.
Себестоимость подобного экземпляра с учетом накладных расходов вроде Pro-аккаунта (без которого в редакторе Ridero не сверстать ничего толкового), пары экстренных поездок и доставки получилась около 1100 р при тираже 150 штук.
Опытным путем было установлено, что цена экземпляра в зависимости от тиража меняется нелинейно, поэтому пришлось провести некоторое время с калькулятором на сайте. Существенное снижение стоимости происходило на отметках 50-100-150-300 экземпляров, на промежуточных цифрах меняясь на какие-то копейки. Но для точного подсчета с учетом дополнительных опций (вроде мелованной бумаги) все равно приходилось писать менеджеру: в автоматическом режиме такое не считается. При этом для мягкой обложки и полноцветной печати формат A4 оказался примерно в 1,5 раза выгоднее традиционного A5 (если брать соотношение «цена/полезная площадь бумаги»).
Перед авторами издаваемой за свой счет малотиражки встает непростой этический вопрос: кому дарить книги, а кому продавать? И если подарить книгу одному хорошему знакомому, то почему не подарить ее второму, чуть менее хорошо знакомому, но тоже замечательному? И третьему, и десятому? Где ни проведи эту грань — возможно, появятся обиженные. Или обижаться на себя будет сам автор, мучаясь угрызениями совести — что еще хуже.
Поскольку затраты были немаленькими, свободных средств у меня не было вообще, а увеличивать цену для одних читателей, чтобы за их счет подарить книгу другим представлялось вообще каким-то свинством, пришлось решать вопрос кардинально. В итоговую смету были включены всего два «бесплатных» экземпляра — один для автора, второй на всякий случай, если, например, какая-то из книг потеряется или испортится при доставке. Вроде никто не обиделся.
В общем, проект вышел некоммерческим, но вполне удачным. Мне не пришлось стоять с готовой книжкой в переходе, антресоли не забиты коробками с тиражом, да и затраты на рекламу были нулевыми: все как-то само... Ну и с помощью друзей, конечно.
Эта статья, конечно, не инструкция, но что-то вроде руководства к действию. Если у вас есть интересный материал, который хочется издать в виде печатной фотокниги или альбома — непременно попробуйте. Сверстайте несколько разворотов— так, чтобы можно было составить представление о конечном продукте, закиньте в соцсети и посмотрите: а вдруг это нужно не только вам?
Электронную версию путеводителя можно скачать здесь: https://ridero.ru/books/verkhovye_bolota_podmoskovya/
Еще статьи по теме:
Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал!
Возник вопрос по статье? Не стесняйтесь задать его в комментарии.