Лидия Литвяк действительно олицетворяла собой дух бунта и противоречия, став первой женщиной в мире, сбившей вражеский самолет. Несмотря на ее маленький рост, который заставлял использовать дополнительные подушки сиденья и специальные бруски для педалей, она сумела преодолеть физические ограничения, чтобы стать выдающимся пилотом.
Её неординарный характер и стремление к авантюрам позволяли ей делать то, что другим казалось невозможным. Она шокировала коллег и командование своим подходом к авиации, делая неожиданные маневры в бою и нарушая установленные правила. Это дерзкое поведение, казалось бы, было ей прощено, поскольку её мастерство и успехи в воздухе затмевали её нарушения.
Литвяк стала настоящим асом, сбив значительное количество вражеских самолетов. Её жизнь, наполненная борьбой и достижениями, завершилась трагически всего за несколько недель до её 22-го дня рождения, но её наследие продолжает вдохновлять новые поколения. Лидия Литвяк стала символом не только мужества и героизма, но и преодоления стереотипов о женщинах в военной авиации.
Лидия Литвяк считала, что её день рождения — 18 августа, совпадает с Днем Военно-воздушных сил, не случайно. Она росла в семье с родителями и младшим братом Юрием на Новослободской улице в Москве, где провела счастливое детство, полное игр и творчества. Живая и жизнерадостная девочка, она организовывала импровизированные театральные постановки, радуя друзей своими талантами.
К четырнадцати годам Литвяк поняла, что её призвание — летать. В Советском Союзе 1930-х годов обучение летному делу было бесплатным, но доступно только с шестнадцати лет. Тем не менее, она тайком пробралась в аэроклуб, где, хотя её маленький рост и заставлял выглядеть младше своего возраста, она смогла впечатлить инструктора своими способностями. Постепенно она начала помогать механикам и чистить самолеты, а вскоре получила разрешение на полеты.
Несмотря на то, что в конце 1930-х годов многие девушки обучались летному делу, лишь немногие достигли уровня, позволяющего стать инструкторами или военными пилотами. Литвяк осуществила свою мечту стать летчицей в сложное время. В 1937 году, когда она только начинала свою карьеру, её жизнь резко изменилась: отца арестовали как «врага народа» в ходе сталинских репрессий. Семья больше никогда о нем не слышала, а в 1956 году стало известно о его смерти в тюрьме. Это событие наложило отпечаток на её жизнь, и она сталкивалась не только с эмоциональной травмой, но и с предвзятостью как дочь репрессированного.
Противостояние социальным предрассудкам и внутренним конфликтам стало важной частью её пути, когда она продолжала стремиться к своим мечтам, несмотря на трудности.
После войны ее брата Юрия увольняли с нескольких работ всякий раз, когда обнаруживалось, что его отец был «врагом народа»; в конце концов он сменил фамилию, женившись в 1951 году.
Восемнадцатилетняя Лидия Литвяк твердо решила посвятить себя авиации. С января по май 1940 года она училась в Херсонской авиационной школе, где прошла подготовку на летчика-инструктора. Вернувшись в Москву, она начала работать в аэроклубе имени Кирова, обучая будущих пилотов. В период с 1940 по 1941 год Литвяк подготовила 45 курсантов, среди которых были те, кто впоследствии стали опытными пилотами. Она установила рекорд, проведя 8 часов и 40 минут обучения за один день в небе, что принесло ей признание в журнале «Самолет» как одной из лучших летчиков-инструкторов Москвы.
После начала Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года, тысячи женщин стремились стать добровольцами, желая участвовать в защите своей страны. Однако большинству из них было отказано, и лишь постепенно, по мере развития конфликта, двери в армию открылись для женщин. В конечном итоге в советских вооруженных силах служили около 800 000 женщин. Литвяк, несмотря на неоднократные обращения о назначении в военную авиацию, получала отказ и продолжала выполнять обязанности инструктора.
Ситуация изменилась в начале октября 1941 года, когда известная советская летчица Марина Раскова, своего рода русская Амелия Эрхарт, получила разрешение сформировать три авиационных полка, полностью укомплектованных женщинами. Литвяк была выбрана для учебного отряда Расковой, авиационной группы № 122.
Группа 122 отправилась в Энгельс, расположенный в 500 милях к юго-востоку от Москвы, для интенсивной подготовки. Курсанты работали по 12-14 часов в день, стремясь освоить за шесть месяцев то, что обычно занимает три года. Инна Паспортникова, механик, вспоминает первый день утренней переклички, когда Раскова внезапно приказала Литвяк выйти вперед. Вместо стандартного коричневого мехового воротника зимней формы на ней был нарядный, пушистый белый воротник. Литвяк, срезав козлиную подкладку с сапог, пришила её к куртке и ответила на вопрос Расковой о странном аксессуаре: «Козлиный воротник. А мне разве не идет?»
Ей приказали заменить воротник на стандартный военный, и Паспортникова была в ужасе от этой легкомысленности. Как такая тщеславная девушка могла стать боевым летчиком, когда вокруг гибли солдаты? Она и не могла представить, что вскоре станет частью экипажа Литвяк и станет свидетелем ее блестящего мастерства в небе.
Лидия Литвяк быстро продемонстрировала свои выдающиеся навыки пилота и была отобрана в 586-й истребительный авиационный полк — первый из трех «женских» полков, созданных для защиты Родины. Этот полк был приписан к войскам ПВО и переведен недалеко от Энгельса с задачей защищать Саратов от вражеских атак. Основные задачи 586-го включали выполнение воздушных патрулей и сопровождение транспортных самолетов, что делало их работу не менее важной, чем действия фронтовых истребителей. За время службы в Саратове Литвяк совершила 55 боевых вылетов, хотя полеты были скучными, так как линия фронта оставалась далекой.
10 сентября 1942 года Литвяк, наконец, получила возможность увидеть настоящий бой, когда ее перевели в Сталинград вместе с другими летчицами. Советские полки понесли тяжелые потери, и Литвяк вместе с Катей Будановой, Раисой Беляевой и Марией Кузнецовой оказалась в 437-м истребительном полку 8-й воздушной армии. С первых дней женщины столкнулись с недоверием со стороны мужчин-военнослужащих, которые считали, что их прислали не для боевых действий, а для того, чтобы заполнить вакансии.
Однако Литвяк быстро доказала свою ценность. В течение первых трех дней в Сталинграде она сбила два бомбардировщика Ju-88, оба во время одного вылета. Этот подвиг сделал ее первой женщиной в истории, сбившей врага, хотя ее достижения остались незамеченными в условиях жестокого боя. На фоне сражений имя Литвяк не сразу стало известным, и ее заслуги перед другими пилотами.
Три недели спустя, 1 октября 1942 года, Литвяк и ее товарищи были переведены в 9-й гвардейский истребительный полк, где они получили высококлассное обучение от опытных летчиков. Здесь, среди самых известных советских асов, Литвяк и ее подруга Буданова смогли показать свои способности, несмотря на трудности, с которыми они сталкивались.
Литвяк отличалась не только выдающимися летными навыками, но и умением сохранять хладнокровие. Ее личные амбиции были сильны, и она стремилась не только к боевым победам, но и к восстановлению чести своей семьи, у которой была трагическая история. Боясь, что она может пропасть без вести, как многие солдаты, Литвяк оставалась решительной и целеустремленной.
8 января 1943 года Литвяк нашла свой настоящий боевой дом в 296-м истребительном авиационном полку, где ей предоставили возможность показать свои навыки в настоящих боях. В одном из боев 11 февраля 1943 года она сбила бомбардировщик Ju-87 и участвовала в боях с 29 вражескими самолетами, что лишь укрепило ее репутацию. Вскоре она была выбрана для элитной группы «свободных охотников», где проявила все свои способности, увеличив свою роль и статус в полку. 8 марта 1943 года 296-й полк получил гвардейское звание, что стало знаком признания его заслуг на фронте.
Среди летчиц-женщин за всю Великую Отечественную войну наибольшее число побед в воздушных боях одержала Лидия (для близких – Лиля) Владимировна Литвяк. Она сбила 14 самолетов и один аэростат заграждения. При этом воевала Лидия только до 1 августа 1943 года.
Орден Красной Звезды; Орден Красного Знамени; Медаль «За оборону Сталинграда»; Орден Отечественной войны I степени; Герой Советского Союза (посмертно в 1990 году).