Найти в Дзене

Опричнина - тайный Орден св. Христофора (часть первая)

В российской истории едва ли найдётся другая фигура, вызывающая столь горячие споры, как Иван Грозный, особенно учитывая, сколько времени прошло с момента его правления. Одним из ключевых событий его политики стала опричнина — явление, которое вызывает неоднозначные оценки исследователей. Одни считают опричнину трагедией для страны, полагая, что это был период террора, спровоцированный безумием Ивана Грозного. Они напрямую связывают последствия деятельности опричников с наступлением Смутного времени через несколько десятилетий. Другие, напротив, видят в опричниках положительный аспект укрепления государства, рассматривая их как личную «царскую гвардию», созданную в ответ на многочисленные боярские заговоры, ереси и раздробленность страны. Как опричнина, так и правление Ивана Грозного в целом имели неоднозначные результаты. С одной стороны, государство при нём увеличилось вдвое, с 2,8 млн км² до 5,4 млн км². Россия расширилась как на Восток, так и на Запад, несмотря на неудачную Ливонск
Оглавление

В российской истории едва ли найдётся другая фигура, вызывающая столь горячие споры, как Иван Грозный, особенно учитывая, сколько времени прошло с момента его правления. Одним из ключевых событий его политики стала опричнина — явление, которое вызывает неоднозначные оценки исследователей.

Одни считают опричнину трагедией для страны, полагая, что это был период террора, спровоцированный безумием Ивана Грозного. Они напрямую связывают последствия деятельности опричников с наступлением Смутного времени через несколько десятилетий.

«Царь Иван Васильевич Грозный» — фрагмент картины русского художника Виктора Васнецова, написанной в 1897 году. Хранится в Третьяковской галерее.
«Царь Иван Васильевич Грозный» — фрагмент картины русского художника Виктора Васнецова, написанной в 1897 году. Хранится в Третьяковской галерее.

Другие, напротив, видят в опричниках положительный аспект укрепления государства, рассматривая их как личную «царскую гвардию», созданную в ответ на многочисленные боярские заговоры, ереси и раздробленность страны.

Противоречивые результаты

Как опричнина, так и правление Ивана Грозного в целом имели неоднозначные результаты. С одной стороны, государство при нём увеличилось вдвое, с 2,8 млн км² до 5,4 млн км². Россия расширилась как на Восток, так и на Запад, несмотря на неудачную Ливонскую войну. С другой стороны, даже современники Ивана Грозного писали о «великом разорении и запустении» страны, как будто она подверглась внешнему завоеванию.

Сам Иван Грозный был сложным и противоречивым человеком. Опричнина возникла по личным, психологическим, политическим и даже религиозным мотивам. В ней сочетались личные страхи царя, государственный расчёт и долгосрочная перспектива, а также «репрессивные перегибы», которые, во многих случаях, были обоснованными, хотя и жестокими.

Опричнина для уравнивания

Разговор об опричнине следует начать с юности и детства царя, который стал правителем Руси в три года. Юность государя прошла в тяжёлой обстановке после неожиданной смерти его отца, Василия III. Фактически, государством в те годы управляли Шуйские — знатный боярский род. Однако двор сотрясали заговоры: в 1534 году состоялся заговор Глинского, в 1536 — мятеж Юрия Дмитровского, а в 1537 — попытка государственного переворота Андрея Старицкого. В том же году в ходе дворцовых интриг была убита мать Ивана IV, Елена Глинская.

Детство государя было настолько «весёлым», что неудивительно, что он не испытывал тёплых чувств к старому боярству. Заговоры, фрондерство и побеги бояр в Польшу и другие европейские государства продолжались. Одной из функций опричнины было искоренение привилегий поместных бояр и уравнивание их в правах с служилыми дворянами.

Борьба с ересью жидовствующих

Следующий важный момент — социально-религиозный. Стоит вспомнить деда Ивана Грозного, Ивана III, при котором на Русь через Новгород проникла ересь жидовствующих. Здесь сложилось несколько факторов. Во-первых, «жидовствующие» отрицали роль Церкви как сакрального института, имеющего божественную санкцию. Они отвергали иконы и церковные таинства и обряды. Ересь быстро проникла в Москву, где её проповедники, будучи православными священниками, начали «смущать» умы аристократии.

-3

Во-вторых, именно при Иване III состоялось первое венчание на Царство на Руси — обряд не только религиозный, но и политический. Царь показывал, что ведёт своё преемство от византийских императоров, а его власть имеет сакральную силу и «Божественную санкцию». Но если дворяне и бояре, переходя в «ересь жидовствующих», отвергали таинства и обряды, то эта «санкция» не значила для них ничего.

На момент воцарения Ивана IV это отношение аристократии к царской власти стало неким «политическим фоном», с которым должна была всеми силами бороться опричнина. Отсюда, кстати, и устройство, и внешний вид самих опричников.

Поход на Новгород

Опричнина, созданная царём в 1552 году и достигшая численности в 6000 бойцов, к 1572 году уже и в глазах Ивана Грозного расценивалась как утратившая свою эффективность структура. В 1571 году опричники не смогли противостоять войскам крымского хана Девлет-Гирея, и Москва была сожжена.

До 1572 года, до официальной отмены «опричного войска», Иван Васильевич изрядно проредил его опричными же руками, заподозрив своих приближённых в заговоре. До этого, впрочем, опричники с царем успели сходить в разрушительный поход на Новгород и Псков, который также рисуется в ряде источников как «акт немотивированной агрессии» и фактический геноцид новгородцев.

-4

Однако стоит заметить, что «вольные города» Псков и Новгород ещё при Иване III фактически шантажировали Москву тем, что в случае попыток привести их под полный контроль метрополии они присоединятся к европейским государствам. Если учесть, что нечто подобное произошло в итоге с Изборском, то настрой царя на подавление сепаратизма вполне понятен.

К тому же отход северо-западных территорий под власть европейских государств ставил крест на «западном» проекте Русского царства, на продвижении на Балтику и в целом в Европу, которое в итоге в полной мере осуществил Пётр I.

Отметим и то, что опричнина заложила фундаментальные принципы русского абсолютизма, изрядно проредила слишком амбициозное боярство, существенно снизив роль русской аристократии в ведении внутренней и внешней политики. Но разорение и террор также имели место быть, и действительно такого масштаба, что в итоге Россия пришла к Смутному времени. Однако впоследствии вышла из Смуты обновлённой и снова сильной и великой державой…

Продолжение следует…