В мировой прокат выходит психологический триллер немецкого режиссера Эдварда Бергера, чей фильм "На Западном фронте без перемен"(2022) собрал коллекцию из четырех золотых статуэток на премии "Оскар".
На этот раз на суд зрителей представлен "Конклав" (2024) – экранизация одноименного романа-бестселлера Роберта Харриса. Фильм поднимает множество политических, философских и теологических вопросов и, скорее всего, снова будет номинирован на премию "Оскар".
О чем рассказывает фильм "Конклав" (2024)
В центре внимания "Конклава" – выборы нового Папы Римского после смерти прежнего от сердечного приступа. Тело умершего еще только грузится в машину скорой помощи, а вокруг фигуры будущего Папы уже начинают плестись интриги.
"Ни один адекватный человек не захочет стать Папой."
Один из вероятных кандидатов, кардинал Беллини (Стэнли Туччи), забирает на память о почившем шахматы: он часто играл в них с понтификом в последнее время.
Через три недели, которые пройдут от похорон до Конклава, весь Ватикан превратится в огромную шахматную доску, где фигурками станут люди.
Рэйф Файнс в роли главного героя фильма "Конклав" (2024)
Следить за шахматными партиями предстоит кардиналу Томасу Лоуренсу (Рэйф Файнс), декану Коллегии кардиналов. Он – главное лицо, ответственное за процедуру выборов нового понтифика во время Конклава.
Конклав – это закрытое собрание кардиналов, проходящее после смерти прежнего папы Римского и посвящённое выборам нового.
Буквально "конклав" переводится как "лица, запертые вместе" или "запирающаяся комната".
Лоуренс не в восторге от должности, навязанной ему прежним папой. "Некоторые должны быть пастырями (пастухами), а некоторые должны управлять фермой," – говорит ему папа в ответ на прошение покинуть Рим, чтобы разобраться в себе – у Лоуренса кризис веры.
Спорить больше не с кем, и Лоуренс принимает на себя обязанности декана, чтобы соблюсти закон и провести выборы, которые были бы справедливы и чисты перед Богом и перед людьми. Вот только сделать это будет очень непросто.
– Это конклав, а не война.
– Это война.
Главные кандидаты на Папский престол в фильме "Конклав" (2024)
Основная борьба за Папский престол идет между четырьмя кандидатами: либеральным кардиналом Беллини (Стэнли Туччи), жестким и непримиримым традиционалистом кардиналом Тедеско (Сержио Кастеллито), более мягким консерватором кардиналом Трамбле (Джон Литгоу) и кардиналом Адееми (Лусиан Мсамати), который хотел бы пересмотреть многие экономические установки церкви.
Лоуренс собирается поддержать кардинала Беллини, но в процессе выборов появляются и другие кандидаты, в том числе на голосовании возникает и его собственное имя.
Плюс на Конклав приезжает кардинал Бенитес – руководитель католических церковных миссий в Конго, Багдаде, а ныне в Кабуле, о фигуре которого почти никому неизвестно: умерший папа держал имя кардинала Бенитеса в секрете из-за угрозы его жизни в горячих точках.
Как проходят выборы Папы в Ватикане
Для того, чтобы на выборы не оказывалось никакого давления, члены Конклава запираются в Сикстинской капелле. Будущий папа должен набрать две трети голосов от общего количества – 72 голоса. До этого времени кардиналам запрещено выходить на связь с внешним миром и получать какие-либо известия из него.
Однако Томасу Лоуренсу приходится нарушить это правило, поскольку вскоре Зал собраний в Сикстинской капелле начинает напоминать шкатулку Пандоры, откуда появляются все новые и новые тайны.
Чтобы выбрать действительно достойного кандидата, декану придется стать детективом и распутать многие секреты из прошлого и настоящего. Развязка будет сокрушительной – предугадать ее невозможно, даже если правильно определить кандидата.
"Уверенность – смертельный враг единства. Наша вера жива потому, что идет рука об руку с сомнениями. Давайте помолимся, чтобы Бог послал нам Папу, который сомневается и который грешит. Поднимается и идет дальше."
Особенности съемок фильма "Конклав" (2024)
Помимо виртуозно выстроенной интриги и нарастающего от сцены к сцене напряжения, фильм невероятно красиво снят. Пожалуй, это самое совершенное с точки зрения визуального ряда кино за последние годы.
И дело не только в воссоздании исторических декораций, тщательном подборе костюмов, переносе на экран множества символичных деталей и т.д. – хотя и в этом, конечно же, тоже. Например, современный красный цвет одежды католических священников, по мнению художников-декораторов, смотрелся на экране скучно, поэтому они раскопали в архивах оттенок красного цвета, который носили в Ватикане в шестнадцатом веке – он и засиял в отснятой версии фильма.
Но главное в работе съемочной группы – это то, как выстроен кадр, какие интересные ракурсы находит оператор, тот угол зрения, который демонстрирует режиссер.
Статичные кадры часто напоминают картины эпохи Возрождения, где главная фигура расположена в центре, а остальные подчинены законам симметрии.
Огромную роль играет освещение. За счет игры света и тени игре артистов придается большая драматичность, она становится выразительнее: не столько слова, сколько скрытое в тени – в буквальном и переносном смысле – начинает играть более важную роль.
Несмотря на сложную архитектуру вокруг персонажей, кадр всегда остается живым, естественным, гармоничным, не замкнутым – в нем очень точно выстроена перспектива, как в лучших образцах классической живописи.
В кадре – даже горизонтальном, протяженном – всегда ощущается сильная вертикаль, напоминающая о связи с Создателем.
Но даже если перечислить все, что удалось подметить, это не объяснит и малой доли того, почему фильм Эдварда Бергера получился настолько красивым.
Современное и архаичное в фильме "Конклав" (2024)
Вместе с тем, съемки фильма не выглядят архаичными. В нем много сцен, снятых в движении, есть вставки с использованием ручной камеры, со смещенной перспективой.
Удивительное сочетание прошлого и современности выглядит здесь гармонично и полностью соответствует содержанию фильма: ведь и сам Ватикан хоть и законсервирован во времени, но все же остается важной фигурой на мировой религиозной и политической шахматной доске.
Служить Богу или политике – главный вопрос фильма "Конклав" (2024)
"Я думал, мы здесь, чтобы служить Богу, а не курии,"
– говорит Томас Лоуренс в разгаре интриг, разворачивающихся на Конклаве.
«Наш фильм может дать повод для размышлений тем, кто хочет изменить свою жизнь, найти новую цель или обновить старую. Если люди выйдут после просмотра с парой свежих мыслей, я буду очень рад»
– говорит Эдвард Бергер в одном из интервью.
И им обоим это удается.
А что скажете вы? Смотрели, собираетесь, понравилось?
Пишите в комментариях и подписывайтесь на канал, чтобы не потеряться!