Найти в Дзене
Цитадель адеквата

Что сказано в египетской Книге Мёртвых о князьях Тартарии и боге Перуне

Есть мнение, что Перуна в молодости звали «Бегун». Потому что шустрый был, паразит, очень. Бог Птах его ни разу догнать не смог. Хотя, поводы имелись… Мнение это, как утверждает комментатор, почерпнуто из Книги Мёртвых, найденной в гробнице Тутанхамона.

-2

...И само собой, разбирать такое мнение необходимости нет. В данном случае, оно лишь повод рассказать о вещах любопытных и не слишком тривиальных.

Во-первых, о египетской Книге Мёртвых. Где с её содержанием можно ознакомиться? Да где попало, поисковик в помощь… Но это только если не знать, что словами «Книга Мёртвых» называется. Книга – не священный текст, отражающий догмы древнеегипетской религии, а ритуальный предмет. Папирусный свиток, помещавшийся в гробницу, дабы усопшему было что почитать в дороге.

Размер «Книги Мёртвых» зависел от платежеспособности заказчика, однако, обычно не был слишком велик. Египтяне, скорее, ценили художественное оформление. Содержание первое время было произвольным… В пределах контекста. То есть, на папирусе записывались, снабжаясь иллюстрациями, те или иные связанные с особо близкими сердцу покойного богами и с загробной жизнью гимны и мифы. Значительное место занимали также магические заклинания. Подборка составлялась на усмотрение заказчика, текст же представлял собой авторский пересказ материала.

-3

...С пирамидами «Книги Мёртвых» пересекаются слабо, приобретая популярность уже после выхода из моды гигантских гробниц. Но популярность растущую. Расцвет жанра приходится уже на эллинистический период. Тогда же только начинает формироваться и канон, – представление о неких центральных мифах, которые в более или менее пространной форме в Книгу Мёртвых вписывать требует традиция.

Однако, – и это важно подчеркнуть, – «священных текстов», в том смысле, который вкладывает в понятие христианская культура, у египтян просто не было. По этой, кстати, причине выше речь шла об авторском «пересказе» легенд, а не их цитировании. Своего аналога Священного Писания, объединявшего все мифы, все религиозные представления, фиксирующего всё это до буквы, а также сопутствующей литературы, полученный ужас толкующей, египтяне не создали. Как и греки. Но у последних, хотя бы, была «Илиада»… Тем не менее, книги Мёртвых – все найденные – и надписи на стенах гробниц и храмов позволяют составить представление о верованиях египтян. Причём, куда более общее, чем они сами когда-либо имели.

...Второй правильный вопрос, почему на скрине я сразу посылаю комментатора короткой дорогой. Может быть, я читал Книгу Мёртвых Тутанхамона? Может быть, ещё и в оригинале?

Нет.

Просто, Тутанх-то у нас-то – Амон. Во всех трех Книгах Мёртвых этого фараона пересказывались бы мифы о боге Амоне, которому себя этот царь посвятил.

Почему в трёх? Потому что, «не разграбленная» гробница Тутанхамона подвергалась разграблению (вскоре после смерти фараона) дважды. Мумию замуровывали с новыми сокровищами, вход маскировали и только с третьего раза это сработало.

-4

Но что начертано хотя бы в третьей книге Тутанхамона?.. Увы. Ни одна из трёх книг не сохранилась, – как не сохранилась в гробнице и вообще никакая органика за пределами внутреннего саркофага. Как бы странно это не звучало, – всё уничтожила сырость.

Долина Царей кажется очень сухим местом, но пар в атмосфере присутствует и там. Просачиваясь в погребальную камеру по микротрещинам, вода конденсировалась, накапливалась и поддерживала процесс гниения. Несмотря на то что в гробнице была найдена бездна бесценных исторических реликвий, – тем только Тутанхамон и знаменит, – его Книгу Мёртвых восстановить не удалось.

...Можно, конечно, пофантазировать на тему «учёные скрывают». Но они-то и для вечного хранения в архивах Ватикана придумали бы по-лучше, нежели «молодого Перуна звали Бегун». Не вяжется как-то Ватикан с такой глупостью.

Возвращаясь же к древнеегипетской Книге Мертвых, следует отметить, что жанр пришёл в упадок незадолго до новой эры. До этого же, производство такого рода литературы в Египте носило характер поточный. Запись текста от руки иероглифами и художественное оформление свитка занимали много времени, – покойный же, даже с учётом мумификации, бесконечно ждать не мог. Так что, часты склейки, – одну книгу, но разные листы, выполняла сразу целая бригада писцов (с разным почерком). Практиковалась и продажа уже готовых книг, – в таком случае писец просто оставлял пробелы, в которые можно будет быстро вписать имя клиента.