Есть мнение, что Перуна в молодости звали «Бегун». Потому что шустрый был, паразит, очень. Бог Птах его ни разу догнать не смог. Хотя, поводы имелись… Мнение это, как утверждает комментатор, почерпнуто из Книги Мёртвых, найденной в гробнице Тутанхамона.
...И само собой, разбирать такое мнение необходимости нет. В данном случае, оно лишь повод рассказать о вещах любопытных и не слишком тривиальных.
Во-первых, о египетской Книге Мёртвых. Где с её содержанием можно ознакомиться? Да где попало, поисковик в помощь… Но это только если не знать, что словами «Книга Мёртвых» называется. Книга – не священный текст, отражающий догмы древнеегипетской религии, а ритуальный предмет. Папирусный свиток, помещавшийся в гробницу, дабы усопшему было что почитать в дороге.
Размер «Книги Мёртвых» зависел от платежеспособности заказчика, однако, обычно не был слишком велик. Египтяне, скорее, ценили художественное оформление. Содержание первое время было произвольным… В пределах контекста. То есть, на папирусе записывались, снабжаясь иллюстрациями, те или иные связанные с особо близкими сердцу покойного богами и с загробной жизнью гимны и мифы. Значительное место занимали также магические заклинания. Подборка составлялась на усмотрение заказчика, текст же представлял собой авторский пересказ материала.
...С пирамидами «Книги Мёртвых» пересекаются слабо, приобретая популярность уже после выхода из моды гигантских гробниц. Но популярность растущую. Расцвет жанра приходится уже на эллинистический период. Тогда же только начинает формироваться и канон, – представление о неких центральных мифах, которые в более или менее пространной форме в Книгу Мёртвых вписывать требует традиция.
Однако, – и это важно подчеркнуть, – «священных текстов», в том смысле, который вкладывает в понятие христианская культура, у египтян просто не было. По этой, кстати, причине выше речь шла об авторском «пересказе» легенд, а не их цитировании. Своего аналога Священного Писания, объединявшего все мифы, все религиозные представления, фиксирующего всё это до буквы, а также сопутствующей литературы, полученный ужас толкующей, египтяне не создали. Как и греки. Но у последних, хотя бы, была «Илиада»… Тем не менее, книги Мёртвых – все найденные – и надписи на стенах гробниц и храмов позволяют составить представление о верованиях египтян. Причём, куда более общее, чем они сами когда-либо имели.
...Второй правильный вопрос, почему на скрине я сразу посылаю комментатора короткой дорогой. Может быть, я читал Книгу Мёртвых Тутанхамона? Может быть, ещё и в оригинале?
Нет.
Просто, Тутанх-то у нас-то – Амон. Во всех трех Книгах Мёртвых этого фараона пересказывались бы мифы о боге Амоне, которому себя этот царь посвятил.
Почему в трёх? Потому что, «не разграбленная» гробница Тутанхамона подвергалась разграблению (вскоре после смерти фараона) дважды. Мумию замуровывали с новыми сокровищами, вход маскировали и только с третьего раза это сработало.
Но что начертано хотя бы в третьей книге Тутанхамона?.. Увы. Ни одна из трёх книг не сохранилась, – как не сохранилась в гробнице и вообще никакая органика за пределами внутреннего саркофага. Как бы странно это не звучало, – всё уничтожила сырость.
Долина Царей кажется очень сухим местом, но пар в атмосфере присутствует и там. Просачиваясь в погребальную камеру по микротрещинам, вода конденсировалась, накапливалась и поддерживала процесс гниения. Несмотря на то что в гробнице была найдена бездна бесценных исторических реликвий, – тем только Тутанхамон и знаменит, – его Книгу Мёртвых восстановить не удалось.
...Можно, конечно, пофантазировать на тему «учёные скрывают». Но они-то и для вечного хранения в архивах Ватикана придумали бы по-лучше, нежели «молодого Перуна звали Бегун». Не вяжется как-то Ватикан с такой глупостью.
Возвращаясь же к древнеегипетской Книге Мертвых, следует отметить, что жанр пришёл в упадок незадолго до новой эры. До этого же, производство такого рода литературы в Египте носило характер поточный. Запись текста от руки иероглифами и художественное оформление свитка занимали много времени, – покойный же, даже с учётом мумификации, бесконечно ждать не мог. Так что, часты склейки, – одну книгу, но разные листы, выполняла сразу целая бригада писцов (с разным почерком). Практиковалась и продажа уже готовых книг, – в таком случае писец просто оставлял пробелы, в которые можно будет быстро вписать имя клиента.