В послевоенную пору в Москве работало три аэропорта: Центральный аэродром имени М.В. Фрунзе, Внуково и Быково. Первый находился в городской черте, на Ленинградском проспекте, и до него можно был добраться автобусами, трамваями и троллейбусами, шедшими из центра в сторону метро «Сокол». До аэропорта Быково ходили электропоезда рязанского направления. В аэропорт Внуково с 1946 года ходил автобусный маршрут №11 Площадь Свердлова – Аэропорт Внуково. Его обслуживал 2-й (с 1948 г. – 3-й) автобусный парк столицы, сначала машинами ЗИС-8 и ЗИС-16, с июля 1948 года ЗИС-154, а с 1951 года – ЗИС-155.
С 1947 года все пассажирские авиарейсы были переведены с Центрального аэродрома во Внуково и Быково.
Во второй половине пятидесятых годов Москва стала получать в больших количествах комфортабельные междугородные автобусы ЗИС (ЗИЛ)-127. В числе прочего эти машины поставили на вновь организованные экспресс-линии в аэропорты Внуково, Быково, а с 1959 года и Шереметьево. Начальной точкой отправления автобусов стала площадка на площади Революции.
В 1960-1965 гг. вблизи закрытого для гражданских рейсов Центрального аэропорта имени Фрунзе было построено современное здание городского аэровокзала, а все экспрессные автобусные рейсы в аэропорты столицы (к которым в 1963 году добавился новый аэропорт Домодедово) перевели с площади Революции на Ленинградское шоссе. Причём возможность регистрации пассажиров, оформления ручной клади и багажа на авиарейсы в городском аэровокзале, позволила доставлять их прямо к трапу вылетающего самолёта, минуя аэропортовские формальности.
Как я писал ранее, в этой статье, в 1971 году распоряжением Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог были созданы фирменные городские, пригородные и междугородные маршруты. От обычных фирменные маршруты должны были отличаться более комфортабельными машинами, с чётким графиком работы и «экспрессным» графиком. Всем этим критериям, безусловно, соответствовали маршруты, соединявшие гораэровокзал с московскими аэропортами.
И с 1971 года на бортах этих автобусов стала появляться надпись, предусмотренная распоряжением Минавтошосдора. В первоначальном варианте надпись гласила «Обслуживание авиапассажиров» и выглядела так:
Вариант надписи образца 1972 года. Добавилось слово «Главмосавтотранс».
С появлением на аэропортовских маршрутах автобусов венгерского производства Икарус-250 (1972) и Икарус-255 (1973 г.) изменилась и надпись на борту. Теперь она стала более лаконичной и состояла всего из двух слов: «Для авиапассажиров».
В 1981 году дизайн надписи «Для авиапассажиров» претерпел изменения. Шрифт написания стал более современным, я бы сказал, летящим. На передней части кузова появилась надпись: «Главмосавтотранс».
В таком виде автобусные «аэроэкспрессы» просуществовали вплоть до развала Советского Союза в 1991 году.
Предыдущая статья на тему:
Фирменные междугородные автобусные маршруты в СССР.
Спасибо за внимание.