Найти в Дзене
История транспорта

Автобусы для авиапассажиров

В послевоенную пору в Москве работало три аэропорта: Центральный аэродром имени М.В. Фрунзе, Внуково и Быково. Первый находился в городской черте, на Ленинградском проспекте, и до него можно был добраться автобусами, трамваями и троллейбусами, шедшими из центра в сторону метро «Сокол». До аэропорта Быково ходили электропоезда рязанского направления. В аэропорт Внуково с 1946 года ходил автобусный маршрут №11 Площадь Свердлова – Аэропорт Внуково. Его обслуживал 2-й (с 1948 г. – 3-й) автобусный парк столицы, сначала машинами ЗИС-8 и ЗИС-16, с июля 1948 года ЗИС-154, а с 1951 года – ЗИС-155.

С 1947 года все пассажирские авиарейсы были переведены с Центрального аэродрома во Внуково и Быково.

Во второй половине пятидесятых годов Москва стала получать в больших количествах комфортабельные междугородные автобусы ЗИС (ЗИЛ)-127. В числе прочего эти машины поставили на вновь организованные экспресс-линии в аэропорты Внуково, Быково, а с 1959 года и Шереметьево. Начальной точкой отправления автобусов стала площадка на площади Революции.

Стоянка автобусов-экспресс в аэропорты столицы на площади Революции, конец пятидесятых годов. Источник указан на фото
Стоянка автобусов-экспресс в аэропорты столицы на площади Революции, конец пятидесятых годов. Источник указан на фото

В 1960-1965 гг. вблизи закрытого для гражданских рейсов Центрального аэропорта имени Фрунзе было построено современное здание городского аэровокзала, а все экспрессные автобусные рейсы в аэропорты столицы (к которым в 1963 году добавился новый аэропорт Домодедово) перевели с площади Революции на Ленинградское шоссе. Причём возможность регистрации пассажиров, оформления ручной клади и багажа на авиарейсы в городском аэровокзале, позволила доставлять их прямо к трапу вылетающего самолёта, минуя аэропортовские формальности.

ЗИЛ-127 привёз авиапассажиров из города прямо к трапу вылетающего Ту-104Б. Аэропорт Внуково, первая половина 60-х гг., источник указан на фото
ЗИЛ-127 привёз авиапассажиров из города прямо к трапу вылетающего Ту-104Б. Аэропорт Внуково, первая половина 60-х гг., источник указан на фото

Как я писал ранее, в этой статье, в 1971 году распоряжением Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог были созданы фирменные городские, пригородные и междугородные маршруты. От обычных фирменные маршруты должны были отличаться более комфортабельными машинами, с чётким графиком работы и «экспрессным» графиком. Всем этим критериям, безусловно, соответствовали маршруты, соединявшие гораэровокзал с московскими аэропортами.

И с 1971 года на бортах этих автобусов стала появляться надпись, предусмотренная распоряжением Минавтошосдора. В первоначальном варианте надпись гласила «Обслуживание авиапассажиров» и выглядела так:

Автобусы ЛАЗ-697М для перевозки авиапассажиров. Аэропорт Шереметьево, 1971 г. Источник указан на фото
Автобусы ЛАЗ-697М для перевозки авиапассажиров. Аэропорт Шереметьево, 1971 г. Источник указан на фото

Вариант надписи образца 1972 года. Добавилось слово «Главмосавтотранс».

ЛАЗ-697М для перевозки авиапассажиров, 1972 г. Скриншот из документального фильма. Источник указан на фото
ЛАЗ-697М для перевозки авиапассажиров, 1972 г. Скриншот из документального фильма. Источник указан на фото

С появлением на аэропортовских маршрутах автобусов венгерского производства Икарус-250 (1972) и Икарус-255 (1973 г.) изменилась и надпись на борту. Теперь она стала более лаконичной и состояла всего из двух слов: «Для авиапассажиров».

Автобус Икарус-250 с надписью на борту «Для авиапассажиров» у здания городского аэровокзала
Автобус Икарус-250 с надписью на борту «Для авиапассажиров» у здания городского аэровокзала
Автобус Икарус-250 с надписью на борту «Для авиапассажиров». Источник указан на фото
Автобус Икарус-250 с надписью на борту «Для авиапассажиров». Источник указан на фото

В 1981 году дизайн надписи «Для авиапассажиров» претерпел изменения. Шрифт написания стал более современным, я бы сказал, летящим. На передней части кузова появилась надпись: «Главмосавтотранс».

Автобус Икарус 250.58 с надписью «Для авиапассажиров» дизайна восьмидесятых годов. Источник указан на фото
Автобус Икарус 250.58 с надписью «Для авиапассажиров» дизайна восьмидесятых годов. Источник указан на фото
Автобус Икарус 250.58 с надписью «Для авиапассажиров» дизайна восьмидесятых годов. Источник указан на фото
Автобус Икарус 250.58 с надписью «Для авиапассажиров» дизайна восьмидесятых годов. Источник указан на фото
Автобус Икарус 250.59 с надписью «Для авиапассажиров» дизайна восьмидесятых годов. Источник указан на фото
Автобус Икарус 250.59 с надписью «Для авиапассажиров» дизайна восьмидесятых годов. Источник указан на фото
Автобус Икарус 250.59 «Для авиапассажиров». Аэропорт Внуково, 16 июля 1986 г. Фото моё
Автобус Икарус 250.59 «Для авиапассажиров». Аэропорт Внуково, 16 июля 1986 г. Фото моё

В таком виде автобусные «аэроэкспрессы» просуществовали вплоть до развала Советского Союза в 1991 году.

Предыдущая статья на тему:

Фирменные междугородные автобусные маршруты в СССР.

Спасибо за внимание.