Судя по событиям последних недель можно смело заявлять следующее - у наших ударных вертолётов, особенно модернизированных Ка-52М, существенно расширились возможности, включая решение изначально неспецифичных задач, о чём мы сегодня и поговорим более подробно.
Приветствую на канале!
Последние несколько лет чётко демонстрируют следующий факт - беспилотники по праву стали основным средством ведения боевых действий, причём во всех средах - под водой, на земле и в воздухе. Последний особо актуален по причине присутствия там целых стай дешёвых, но крайне эффективных изделий, способных преодолевать расстояния в тысячи километров. Безусловно, сбить их не представляет никакой трудности, однако, как и всегда, есть нюансы. Ключевой из них - это территория, которую нужно закрыть. И проблема в том, что сделать это с помощью наземных комплексов ввиду ряда ограничений чрезвычайно трудно, а в нашем случае невозможно по той причине, что пространства просто огромны. К тому же практика показывает, что территория - далеко не ключевой фактор, а прорвать можно любую оборону. Яркий пример - нынешний ближневосточный конфликт, где мощнейшие ЗРК по типу "Железного купола" и его аналогов попросту не справляются с количеством атакующих целей, далеко не самых сложных. Вот только прикрываемая там территория не идёт ни в какое сравнение с нашей, что откладывает свой отпечаток на обороне. В общем, одной только сухопутной компонентной не справиться, нужна авиация - довольно очевидный факт, получивший недавно, если можно так выразиться, серьёзный толчок в развитии - на охоту против беспилотников наконец-то подключили армейскую авиацию.
О чём речь? В Сети стали появляться кадры, на которых преимущественно Ка-52 занимается тем, что сбивает летящие к своим целям дроны. Причём разного типа, не только простенькие самолётные, но и ударные мультикоптеры и прочее-прочее. Казалось бы, что здесь особенного? Да и чем такой способ лучше, чем подключить полноценную авиацию? Ответ прост - авиации не хватает. И причина далеко не в количестве машин, нет. Проблема кроется в том, что все близлежащие аэродромы пустуют - техника переведена вглубь территории, дабы обезопасить её от ударов всё тех же дронов или крылатых ракет. По этой причине патрулировать на постоянной основе весьма обширную территорию - задача не самая простая, так как технику нужно сначала пригнать, заправить, возможно сменить экипаж и так далее. У армейской же авиации колоссальное преимущество - вертолёт может сесть где угодно, подготовленных и замаскированных площадок могут быть сотни, что существенно усложняет задачу противника в плане их поиска. Иными словами, винтокрылая машина уже на передовой, практически всегда готова и может выдвинуться на выполнение задачи сразу - высочайшая оперативность. К тому же подгадать, где именно появится "Аллигатор" довольно трудно - летит низко, видно его на радарах плохо, если вообще видно, а значит оказаться он может в самых неожиданных точках, где противник решил провести маршруты своих дронов. В общем, подход этот пусть и не заменит целиком полноценную авиацию, но во многом её дополнит, как и сухопутную компоненту в виде ЗРК.
Плюсы концепции очевидны, но давайте взглянем на сам вертолёт. Чем он может похвастаться в рамках воздушной борьбы? Начнём с модификации. Если перед нами Ка-52М, то первое, что бросается в глаза - это радар, выполненный по технологии АФАР. Трудно сказать, с какого расстояния изделие обнаружит малозаметный дрон, но вероятно речь о паре-тройке десятков километров. Если мы говорим о не самых продвинутых в плане скрытности машин, по типу барражирующих боеприпасов и прочего. Но если про радар у Ка-52М мы слышим часто, то вот о средствах приземления не очень. Что есть у вертолёта для выполнения этой задачи? Не пушкой же сбивать? Можно и с её помощью, но здесь больше подойдёт Ми-28. Так вот, базовой ракетой "воздух-воздух" у нашего Ка-52М выступает "Игла-В". Да, ракета из состава сухопутного ПЗРК, но как РВВ для вертушек - то, что надо. Летит на дистанцию чуть более 5 километров, наводится на теплоконтрастные цели, достаточно маневренная и дешёвая. К тому же, благодаря лёгкому весу, позволяет взять их достаточно много - имеются модули на 2 перехватчика и на 4. Учитывая количество точек подвески, то максимум 24 ракеты. Вряд ли столько понадобится, но тут, как говорится, просто смотрим, на что способен вертолёт. Более того, недавно именно с этой ракеты и был сбит тихоходный малозаметный ударный беспилотник, что и вызвало интерес к теме в целом. Помимо "Иглы" есть в арсенале и куда более серьёзная ракета - Р-73 той или иной модификации, что позволяет работать на дистанции уже на десятки километров, но, увы, пока что данная РВВ не была замечена в арсенале наших Ка-52М.
Подводя итог по поводу работы Ка-52М в качестве охотника на беспилотники отметим, что подобное решение прогнозировалось довольно давно, а реализация не может не радовать - это позволит закрыть некоторые бреши, и прямо усилить связку сухопутных комплексов и авиации. Как ни крути, но есть у винтокрылых машин несколько серьёзнейших преимуществ перед самолётами. Ну а если практика окажется успешной, то рано или поздно, в ходе дальнейших модернизаций, армейская авиация получит своего рода летающий ЗРК.