Фильм 1960 года, который многими киноресурсами причисляется к шедеврам Федерико Феллини и всего мирового кинематографа. Попробуем разобраться, о чем этот обладатель Золотой пальмовой ветви Каннского кинофестиваля и чем он хорош.
Сюжет без спойлеров
Успешный журналист Марчелло (Марчелло Мастроянни) живет в Риме и крутится в самом эпицентре его светской жизни: мимо него не проходят ни модные вечеринки, ни приезды мировых кинодив, ни другие знаменательные инфоповоды, которые потом найдут свое место на страницах газет. На первый взгляд, его жизни можно позавидовать, но стоит ли?
У "Сладкой жизни" есть свои достоинства.
Во-первых и, пожалуй, в-главных, это очень красивое кино.
Красивые женщины, красивые наряды, красивые виды, красивые машины, красивые кадры, красивая постановка.
А намеренный фон из пыльных пустырей, грязного и некомфортного жилья только подчеркивает, насколько прекрасна может быть белокурая дива в вечернем платье, что, позируя, купается в фонтане Треви, и почему людям так интересно на нее смотреть: она воплощает оторванность от будней с их тривиальными проблемами и тягостным бытом.
Да и проносящаяся над всем этим сразу статуя Христа тоже добавляет остроты. Уж не оставил ли Бог Вечный город? Или наоборот вечно витает над ним?
Во-вторых, Феллини удалось передать внутреннюю драму героя Марчелло Мастроянни, его потерянность, неудовлетворенность и пустоту.
Сначала Марчелло, кажется, рад быть там, где он есть. Но затем с каждым новым витком он все больше теряется внутренне. Оставаясь рукопожатным человеком, востребованным журналистом и желанным гостем на всех светских мероприятиях.
Режиссер передал и вязкую, липкую безысходную атмосферу, которая окружает героя и пессимистки засасывает его в себя, забирая силы и связь с самим собой.
Мне этот фильм никогда не нравился, и сейчас при повторном подходе он мне тоже не понравился, потому что это депрессивное кино, а внутриличностный конфликт главного героя для меня не настолько актуален.
Так о чем же "Сладкая жизнь"?
"Сладкая жизнь" - это кино на две основные темы, переплетенные друг с другом.
Во-первых, это географическая дуэль двух путей для молодого амбициозного человека: блеск и возможности большого города, с одной стороны, настоящая радость и сладость жизни, но в небольшом населенном пункте без славы и денег, с другой.
Во-вторых, это нравственный поединок между жизнью напоказ и жизнью в глубокой связи с самим собой.
Смотря "Сладкую жизнь", я поймала себя на мысли об "инстаграмах" и прочих соцсетях, которые эксплуатируют тщеславие и жажду легкости и красоты.
"Сладкая жизнь" про это же. Если Вы насмотритесь прекрасных "инстаграмных" завтраков, которые с легкостью монтажа готовятся за считанные секунды, не пачкая посуды, и оказываются на идеальном столе, то разве впечатлит Вас простой неровный омлет, который Вы себе приготовите, потратив время и силы и обрекая себя на уборку? Сможете ли Вы его оценить?
С одной стороны, при высокой конкуренции за внимание аудитории те, кто близок к индустрии (моды, красоты, кино, соцсетей как вида заработка и т.д.), все критичнее относятся к красоте. Любой красоте. Природы, людей, мест. К людям тоже цинично предъявляются требования сверхумений (а умение казаться кем-то или вызывать эмоции у аудитории тоже считается). Это повышает планку отбора в информационное поле внимания.
С другой стороны, такой подход очень далек от реальных людей, каждодневной жизни, а следовательно, и настоящих радостей. Люди в погоне за роскошью и развлечениями остаются наедине со своей болью и унынием. Реальная боль, скучная и верная любовь в семье, внимание к своим детям, невыразительная с виду любовь к своим родным местам сложно продать. Развлечения, блеск, сплетни, роскошь, распущенность - то есть красивая и свободная с виду жизнь - вот что продается быстрее.
У Марчелло возникает глубинный личностный кризис, который он видит и в других обитателях римских холмов; кризис, который приводит к трагедиям.
Люди вокруг Марчелло, да и он сам - заложники красивой картинки, умирающие внутренне каждый день. Они терпят порой жуткие неудобства ради жизни в столице, денег (которые в ней тратятся очень быстро) и славы. Характерно, что отец Марчелло, навещая сына, восхищается кафе, ресторанами, кабаре, выступлениями, ему кажется, что столичная жизнь кипит весельем, но здоровье его не выдерживает и одного вечера в таком темпе.
Именитая актриса получает по лицу от своего мужчины. Проститутка, которая, кажется, искренно любит Марчелло, получая от него признание в чувствах, допускает, чтобы его подслушал другой мужчина, с которым она тут же уходит.
Символично, что этот фильм потерял в массовой культуре свой тягостный шлейф размышлений о личностном кризисе и горечи сладкой жизни, пошлости, в которую все скатывается, и стал заложником красивой картинки: снова и снова Сильвия в своем роскошном платье (Анита Экберг) купается в фонтане. Кинопоиск, например, следуя за этим веянием и вовсе называет в аннотации этот фильм праздником, хотя с таким праздником и тяжкой работы не нужно.
Марчелло то и дело лихо игнорирует боль, мысли о старости, бытовые неприятности, а главное себя, и вновь надевает темные очки и отправляется в свет. И то, что ему нравится по-настоящему, вызывает у него ужасное раздражение, потому что это несовместимо с блеском дольче виты.
У него есть простая несветская женщина, которая любит его и принимает (Ивонн Фюрно), но он ей изменяет, жесток и груб с ней.
У него есть его мечта - роман, но он ее забрасывает и становится продажным журналистом, который за деньги готов написать любую хвалебную оду заплатившему.
И все из-за дольче виты: он в городе блестящих огней как глубокий нишевый писатель или муж скучной, с точки зрения света, женщины никому не будет интересен. Его не будут приглашать, ему не будут платить, его будут не замечать, как в свое время не замечал Марчелло его отец, который так же проводил свою собственную бурную молодость, свою дольче виту, вместо того, чтобы быть ему отцом.
Марчелло стыдно и страшно за себя перед неопределенным кругом лиц, включенных в понятие "свет". Он словно самозванец, бедный провинциальный оборванец с простыми вкусами, интересами, который мечтает написать роман. Отказываясь от себя, он не ценит жизнь, не ценит безопасность, не ценит того, что не блестит, и того, что не раскупит публика сиюсекундно.
Символом его настоящего себя является провинциальная девушка, которая подрабатывает официанткой и мечтает вернуться в родные места, которые искренно любит. В "Сладкой жизни" она появляется дважды. В первый раз она поет песню (которую герой еще услышит, но совсем в других обстоятельствах). И она безумно раздражает Марчелло тем, как громко она это делает.
Во второй раз девушка придет на пляж в финале фильма, она будет звать Марчелло, но он ее на этот раз уже не услышит, хотя и очень захочет. Она и есть его душа.
Финал "Сладкой жизни" намекает, что Марчелло ждет тоже самое, что и выволоченный труп большого ската. Мертвое тело привлечет сиюминутное внимание, в него потыкают пальцем, над ним посмеются и уйдут прочь.
Для меня "Сладкая жизнь" - грустное и неприятное, но отлично поставленное кино с безысходным финалом.
И еще меня печалит то, что "Сладкая жизнь" называют фильмом-праздником, где главное - это шикарная блондинка с идеальной укладкой в роскошном вечернем платье, которая гуляет по красивому фонтану Треви.
Смотреть ли это кино?
Думаю, да.
Но четко понимая, что Вас ждет галерея очень красивых и эффектных картинок, которая служит обманчивым фоном для пессимистического размышления о саморазрушении, отказе от себя, боли и скуке.