Найти в Дзене

От Андрея Боголюбского до Ивана Грозного. Евреи в земле русской.

Россия – многонациональное и многоконфессиональное государство в которой проживает более 190 национальностей. И в нашей стране живут евреи, мы к этому привыкли и уже кажется, так было всегда. Но оказывается в отношениях евреев и русских не все и не всегда было гладко.

В статье стараюсь не давать своей оценки, собрал лишь некоторые свидетельства из летописи нашей страны, выводы делайте сами.

После разгрома Хазарии Святославом Игоревичем евреев не очень тянет на русские земли, и они расселяются по Восточной Европе, постепенно дойдя до французских и германских земель.

Разгром Хазарии Святославом Игоревичем. Из открытых источников сети интернет.
Разгром Хазарии Святославом Игоревичем. Из открытых источников сети интернет.

Впрочем, одно горестное исключение можно привести из XII века, то есть еще до татарского ига.

Андрей Боголюбский охотно принимал пришельцев-иноверцев. Он любил показывать им свой великолепный храм Богоматери во Владимире, чтобы иноверцы видели истинное христианство и крестились. За христианские подвиги и «за обращение многих болгар и евреев» летописец особенно хвалит Боголюбского.

В числе этих новообращённых и облагодетельствованных самим князем оказались два еврея: Аньбал и Ефрем Моизич (Моисеевич). Оба они приняли участие в боярском заговоре против князя. Как тут не вспомнить фразу из «Иван Васильевич меняет профессию»: «лукавый, презлым заплатил за предобрейшее». В пятницу, 28 июня 1174 года заговорщики собрались в доме бояр Кучковых. Среди них был и Ефрем Моизич. Андрей не смог защититься от заговорщиков так как меч святого Бориса, постоянно висевший над княжеской постелью, был предварительно похищен ключником Аньбалом. Совершив затем в Боголюбове самым варварским образом убийство князя Андрея, заговорщики предались грабежу, а тело выбросили в огород. Здесь его нашёл и стал стеречь верный слуга княжеский, Кузьма Киевлянин. Увидев проходившего мимо княжеского ключника Аньбала, Кузьма не мог удержаться от слёз: (из летописи, с непривычки читать конечно сложно, но при желании все понятно)

Убийство князя Андрея Боголюбского. Из открытых источников сети интернет.
Убийство князя Андрея Боголюбского. Из открытых источников сети интернет.

«И нача плакати надъ нимъ Кузмище: «Господине мой! како еси не очютилъ скверныхъ вороговъ своихъ, идущихъ къ тобѣ? или како еси не домыслилъ побѣдити ихъ, иногда побѣжаа полкы поганыхъ Болгаръ?» И тако плакася; и пріиде Аньбалъ Ключникъ, Ясинъ родомъ: тотъ бо ключь дръжаше у всего дому Княжа, и надо всѣмъ ему волю далъ бяше; и рече, възрѣвъ нань, Кузмище: «Аньбале вороже! сверзи коверъ или что ли подослати, или чимъ прикрыти Господина нашего». И рече Аньбалъ: «Иди прочь; мы хочемъ выверечи псомъ».

И рече Кузмище: «О еретиче! помнишь ли, Жидовине, въ которыхъ портѣхъ пришелъ бяше? ты нынѣ въ оксамитѣ (бархате) стоиши, а Князь лежить нагъ; но молю ти ся, сверзи ми что любо» — И съверже къверъ и корзно; и обвилъ его и несо въ церковь, и рече: «отомкнете» ... и рекоша: «порини его ту въ притворѣ; печаль ти имъ: уже бо піани суть.»

И рече Кузмище: «Уже тебе, Господине, паробци твои не знають. Иногда бо если и гость приходилъ изъ Царягорода и отъ иныхъ странъ, изъ Рускоя земли, если Латининъ, и до всего Христіанства, и до всеа погани», и рече: «выведете и́ въ церковь и на полаты, да видять истинное Христіаньство и крестятся — яко же и бысть: и крести и Болгаре и Жидове и вся поганы. И ти больше плачють по тобѣ, а сіи ни въ церковь не велять вложити».

«И так производя жидовство над христианами, на их же собственной земле, — удостоверяет Костомаров, — такую тяжкую наругу (поругание), сами, между тем, свои пейсахи отправляли свободно и проклинали христиан и веру их в синагогах своих, на русской же земле построенных, невозбранно».

Из открытых источников сети интернет.
Из открытых источников сети интернет.

Экспертами в тирании являлись евреи и в период татарского ига. Например, под 1321 г. летопись, по Никонову списку говорит: «Прииде из Орды в Кашин Таянчар татарин, с жидовином, с должником (откупщиком), и многу тягость учиниша Кашину».

Открыв себе доступ со времени Софии Витовтовны и развиваясь наряду с увеличением здесь числа иностранцев, особенно под видом аптекарей и врачей, заражение русской земли евреями отягощалось фактом, что они не замедлили приняться за чернокнижие, изготовление эротических либо абортивных напитков, а подчас и за те зелья, которыми выдающиеся лица “устранялись” в Московии.

Мудрено ли, что посетив наше отечество гораздо позже, в царствование Василия III, Павел Иовий свидетельствует, как «в его время русские ненавидели евреев, содрогались при одном их имени и не пускали их к себе как людей презренных и опасных». Это убеждение не могло, конечно, не усиливаться далее с проникновением евреев в самую Москву.

Иван Грозный пылал особой «любовью» к евреям, но об этом чуть позже…

Размышления о истории и не только. | Исторический сказочник | Дзен