Иоганн Генрих Фюсли (7 февраля 1741, Цюрих — 16 апреля 1825, Лондон) — швейцарский и английский рисовальщик и живописец, историк и теоретик искусства.
Фюсли считается одним из главных новаторов живописи рубежа XVIII-XIX веков, а его творчество, наряду с творчеством Уильяма Блейка, — ранним проявлением романтизма в английском искусстве. ( Кстати в Эрмитаже будет главный представитель немецкого романтизма с 8 декабря 2024 по 30 марта 2025 года. Кто он, чем знаменит и почему важен сегодня? Хотите ответы на эти вопросы - смело пишите об этом мне напрямую. По поводу обзора на выставку туда же. А если захотите индивидуальную (или) групповую лекцию - договоримся об оплате =))) )
Самая известная работа Фюсли — серия из четырёх картин «Ночной кошмар». В них художник изобразил инкуба, восседающего на спящей женщине. В качестве первой картины я умышленно использую второй ( более знаменитый и тиражируемый) вариант.
В картинах Фюсли заметно пристрастие к мрачно-фантастическим сюжетам, заимствованным из литературы, фольклора и мифологии, гротескному изображению состояний страха и безумия, сверхъестественных существ (демонов, ведьм, призраков)
Известно высказывание писателя Хораса Уолполла, автора готических романов. Он написал о художнике следующее: «Шокирующе безумен, безумнее, чем кто-либо, совершенно безумен». (Интересно, а обо мне кто-то скажет нечто подобное?)
Ах, как же это в тему в преддверии Хэллуина и мрачного языческого Самайна.
На этой картине мы видим женщину, которая спит в очень неестественной позе, а может быть она и вовсе без сознания. Её голова и руки запрокинуты за кровать, ноги скрещены, а лицо выражает напряжение и страх. К тому же на груди героини сюжета сидит странное существо - Инкуб. Фюзели (чтобы вы привыкли к двум вариантам написания его фамилии, буду чередовать) намеренно написал её именно так, чтобы показать всю тяжесть сидящего на её груди инкуба — демона, который являлся женщине ночью, во время сна и совращал её.
В спальню вошла слепая лошадь ( те кто был на моих лекциях помнит что на английском кошмар - nightmare. Night Mare - ночная кобыла).
Издавна ночной кошмар (или мара) считался злым духом, который приходит в темное время суток и душит людей. Такой мифологический сюжет объясняющий сонный паралич или кошмары мы можем встретить в разных культурах и мифологиях. Этот демон может принимать разные формы, вплоть до самых ужасных созданий. В западной культуре кошмар часто ассоциировался со слепой лошадью, которая считалась чем-то сатанинским. Ну или была психопомпом и часто перевозила души почивших людей в загробном мире.
Что же здесь происходит?
Художник Генрих Фюссли изобразил на своей картине не что иное как ночной кошмар, который снится молодой женщине. При этом видно, что она находится в состоянии глубокого сна или по другим источникам в состоянии сонного паралича и не может даже пошевелиться.
Сюжет произведения не рассказывает нам о спальне героини, о её жизни и быте. Здесь мы видим только трёх действующих лиц, которые в данный момент находятся между реальным миром и царством теней. Существа, пришедшие к спящей женщине, не могут повлиять на неё в обычной жизни, зато могут завладеть её сознанием во время сна.
Чудовище, восседающее на своей жертве, скорее всего, является демоном, известным как инкуб — воплощение кошмаров, бессознательных страхов и похоти. Тут же мы видим и его лошадь с полными одержимости глазами и развевающейся гривой. Зритель практически слышит пронзительное ржание жутковатого животного, выглядывающего из штор.
В ходе создания этой работы мастер сильно интересовался мистикой, а также рассказами о сонном параличе, при котором человек всё видит, но не может двигаться и говорить. При этом у «спящего» есть отчётливые зрительные и слуховые галлюцинации. Это состояние до сих пор ещё не до конца изучено специалистами, а 200 лет назад его и подавно связывали с воздействием потусторонних сил.
В основе работ Фюссли лежит дух английской готики. Художник вдохновлялся произведениями Данте, Джона Мильтона, Уильяма Шекспира и других авторов, которые часто писали свои труды на основе английского фольклора.
«Ночной кошмар» так нравился самому художнику, что он написал несколько похожих картин. Фюссли в целом любил писать картины на тему мистики. Его современники поговаривали, что художник перед сном ел сырое мясо или принимал опиум, чтобы ему приходили зловещие галлюцинации. Поэтому не удивительно, что все рисунки и картины мастера похожи на сны или фантазии.
Часть критиков считала, что Фюссли испортил мораль своим зловещим оккультизмом, а другие, наоборот, полагали, что его стиль положил начало викторианской сказочной живописи.
Кстати, а вы не думаете что художник обманул нас? И девушка вовсе не жертва кошмаров, а их управительница? Что если ее бледность и изломанность/ театральность позы указывает нам на ведьму? Три главных героя как насмешка над Троицей в христианстве? Но это лишь догадки для того чтобы вы дольше смотрели и размышляли об этой картине ( картинах)
Друг Фюзели датский художник Николай Абильдгаард использовал сюжет «Ночного кошмара» при написании одноименной картины. Только у Абильдгаарда инкуб сидит на двух женщинах — первой и второй женах художника.
Один из друзей Фюссли, Томас Коутс, написал о нем: «Он не любил некоторых людей и при их появлении убегал в угол комнаты. Я слышал, Руссо обладал такой же склонностью. Фюссли так хорошо знал все произведения Шекспира, что мог воспроизвести по случаю любое нужное место. Но его талант имел такого же рода искажения, как и его ум, и отражается во многих его картинах». Уильям Блейк, поэт и художник, с которым Фюссли также был знаком и который известен на сегодняшний день больше, нежели Фюссли, писал: «Один лишь человек, которого я знаю, / С которым я при встрече не зеваю. / Фюссли это, он еврей и турок в одночасье, / А это братьям-христианам не приносит счастья».
В приемной великого психоаналитика и психиатра Зигмунда Фрейда всю жизнь висела репродукция одной единственной картины «Ночной кошмар».
Возможно, потому что эпоха Просвещения несколько изменила отношение к инфернальным видениям, которые перестали восприниматься как божественные откровения, не требующие объяснений, а перешли в разряд явлений, которые могут быть познаны и поняты человеческим разумом с точки зрения науки. Возможно, именно по этой причине «Ночной кошмар» Генриха Фюсли и нашел свое законное место на стене в кабинете Зигмунда Фрейда. И порой по тому как пациент смотрел или реагировал на это произведений отец психоанализа делал определенные выводы еще до начала сеанса.
Если сейчас многие зрители находят в работе эротический подтекст (репродукция Фюзели висела в квартире у Фрейда в Вене) и трактуют «Ночной кошмар» как иллюстрацию юнгианских теорий (сновидение по Юнгу являлось «прямой манифестацией бессознательного», понять которое мешает наше незнание его языка), то для современников она была связана с сонным параличом (сонным ступором). Это состояние имеет тонкую грань между сном и явью и характеризуется мышечной слабостью и сильными галлюцинациями. Паралич может быть вызван сном на спине, а также отеком рук, задранных выше головы, - то есть поза, в которой сон сковал девушку на картине Фюзели, является «классикой жанра». Помимо зрительных и слуховых галлюцинаций, а также затрудненности дыхания многие описывали и приятные ощущения: тело словно парило, трепетали бабочки, возникало ощущение радости и неги.
Есть мнение, что Фюзели написал свою работу от неразделенных чувств: на оборотной стороне холста был найден незавершенный женский портрет. В это время он был влюблен в племянницу друга, Анну Ландхольд, но она предпочла выйти замуж за другого. В письме другу художник сообщает: «Прошлой ночью она была в моей постели; я отбросил покрывала, ласкал ее теплыми руками; ее тело и душа слились с моими, я излил в нее мой дух, мое дыхание, мою силу. Кто бы ни притрагивался к ней сейчас, тот занимается инцестом и развратом! Она - моя, а я - ее. И я буду владеть ею, все мои усилия будут потрачены на нее, я останусь один до тех пор, пока не завоюю ее». В свете этого письма инкуб, похотливый демон, становится автопортретом художника, желавшего добиться взаимности.
Как бы то ни было, успех «Ночного кошмара» был закреплен и большим числом сатирических пародий, и выпуском гравюр, а сам Фюзели создал три интерпретации, которые, хоть и отличались по своей композиций от оригинала, но сохранили самое главное - атмосферу гнетущего ужаса, липкого ночного кошмара, из которого невозможно выбраться.
Ученик Фюсли Бенджамин Хэйдон: "Я восхищался его воображением и наблюдал за его манерным творческим стилем. Он обладал всеми сторонами эфирного гения, но у него не хватало земной силы, чтобы выразить свои идеалы естественно. Он представлял гротескную смесь литературы, искусства, скептицизма, бестактности, невежества и доброты. Он разрушал слабые умы, которые принимали его остроумие за разум, бестактность – за воспитанность, богохульство – за мужественность, неверие – за силу ума".
Но самое веское слово о таланте художника сказала его жена. Она уничтожила более 100 его рисунков "за их непристойное содержание".
Что же на этом, я сегодня закончу повествование. А "Сон в Летнюю ночь" и влияние этого сюжета на мировую культуру мы с вами разберем в других постах.
И на прощание вам приятного пробуждения сладких снов!