Найти в Дзене
Alt Mind

Проклятие знания.

Каждый человек смотрит на мир и происходящее вокруг него через призму собственного восприятия. И здесь багаж накопленного опыта, знаний у всех разный. Если чему-то научился, сразу кажется, что это всем известно и все об этом знают. Как только мы что-то узнаем, трудно представить, что другие не понимают банальных вещей. Это может привести к тому, что мы недооцениваем сложность концепции или задействованные усилия для ее понимания другими людьми. Когда мы знаем что-то о человеке или ситуации, то склонны делать предположения и основываться на своих предсказаниях вместо фактической информации. Более информированный человек не может с легкостью предугадать поведение менее информированного человека. Он обычно полагает, что его контрагент будет поступать согласно информации, доступной ему самому. Но тут-то и вмешивается «проклятие знания»: контрагент совсем не обязательно обладает тем же объемом информации, и поэтому его решения предугадать не так-то просто. Подобное можно наблюдать в разных

Каждый человек смотрит на мир и происходящее вокруг него через призму собственного восприятия. И здесь багаж накопленного опыта, знаний у всех разный. Если чему-то научился, сразу кажется, что это всем известно и все об этом знают. Как только мы что-то узнаем, трудно представить, что другие не понимают банальных вещей. Это может привести к тому, что мы недооцениваем сложность концепции или задействованные усилия для ее понимания другими людьми.

Когда мы знаем что-то о человеке или ситуации, то склонны делать предположения и основываться на своих предсказаниях вместо фактической информации.

Более информированный человек не может с легкостью предугадать поведение менее информированного человека. Он обычно полагает, что его контрагент будет поступать согласно информации, доступной ему самому. Но тут-то и вмешивается «проклятие знания»: контрагент совсем не обязательно обладает тем же объемом информации, и поэтому его решения предугадать не так-то просто.

Подобное можно наблюдать в разных сферах.

Одной из областей, где феномен проклятия знания особенно вредно, является сфера образования.

Каждый, кто учился в школе или университете, знает, что иногда понять что-то бывает совершенно невозможно: несмотря на то, что преподаватель вроде как прекрасно разбирается в теме, все его попытки что-то объяснить практически ни к чему не приводят.

Учителя или преподаватели, несмотря на огромный багаж знаний, не могли адекватно донести материал до обучаемых.

В итоге эти преподаватели сердились на обучаемых за то, что они не поняли чего-то, аргументируя свой гнев словами «ну я же все объяснял»?

Происходит это потому, что учителя и преподаватели, забывают о том, что уровень знаний обучаемых отличается от их собственного. Учителя полагают, раз учебную тему прошли, то все уже все нужное знают. Ошибочка с. Когда преподаватель много лет читает учебный курс, он уверен, что теоретическая база настолько проста, что не нуждается в расширенном объяснении. Он пропускает основы. И студенты, которые ничего не уяснили, теряют интерес к предмету. Причина в том, что педагог уже не помнит, каково это – не понимать основ научной концепции. В результате каждая сторона решает, что другой слишком туп, чтобы понять или, чтобы объяснить.

Не каждый человек, который много знает, способен эффективно передать это знание другому. Как следствие, из хорошего специалиста может получиться плохой учитель, тренер, инструктор.

Большинство учебных материалов готовятся экспертами. Они не учитывают аудиторию и их материалы часто оказываются не эффективными.

Легче всего учиться, соединяя новую информацию с опытом. Учителя не используют контекст, понятный аудитории.

Они не пытаются, прежде чем освещать что-либо, выяснить или определить, какие типы базовой информации могут потребоваться для понимания.

Нет пользы от учености, если не принимать во внимание наличие другого взгляда на вещи у оппонентов. Такой подход чреват ошибками и стрессами.

Если наставник, педагог или руководитель считает себя опытным настолько, что его ничем не удивить, он застревает в стереотипах. Знания начинают мешать инновациям и свежему подходу к решению проблем.

Вместо того, чтобы оценить информацию независимо от наших предварительных знаний, обучаемые, да и все другие люди, склонны искажать факты и интерпретировать их так, чтобы они соответствовали их существующим убеждениям или знаниям.

Суть проклятия знания заключается не в самом знании, а в неспособности людей к осознанию того, что собеседник может думать по-другому, а если быть точным, не знать чего-то, что знает он сам.

Более информированным людям чрезвычайно сложно рассматривать какую-либо проблему да и вообще любую ситуацию с точки зрения менее информированных людей.

Когда у нас есть больше знаний о предмете или ситуации, мы можем быть подвержены искажению в оценке вероятности событий. Мы склонны недооценивать вероятность более редких событий или ошибочно считать их менее вероятными, чем они на самом деле.

Быть простым не означает быть примитивным. Быть простым означает быть понятным, говорить с человеком на его языке, объяснять с учетом его мировоззрения, ценностей и образования. Это искусство коммуникации, которое стоит в себе развивать.

Полностью одолеть феномен «проклятия знания» невозможно, так как люди всегда были, есть и будут разными. мировосприятие и характеры людей формируются по-разному. Против природы не попрешь, поэтому полноценно «примерить чужую шкуру» не получится. Однако попытаться уменьшить влияние этого когнитивного искажения все же можно.

Кроме того, на наш взгляд, знание несет человеку не только проклятие, а и благо, поскольку отсекает от нас тех, кому с нами не по пути.

А зачем с дураками общаться?

Психолог педагог С. Ж.