Найти в Дзене
Новости СарБК

Пушкин, гульфик, "Рюмка водки на столе". В ТЮЗе поэкспериментировали с "Маленькими трагедиями"

В последние несколько лет саратовские театры смело экспериментируют с классикой. И если раньше, переосмысленная классика была редкостью и настоящим событием, то сейчас, напротив, редко встретишь канонически поставленное произведение. Саратовский ТЮЗ имени Киселева, начавший сезон с оригинального прочтения "Обыкновенного чуда", решил и второй премьерой взбодрить зрителя. На этот раз выбор руководства театра и молодого режиссера Владимира Чухланцева пал на самого Александра Сергеевича Пушкина, вернее, его "Маленькие трагедии".

   Андрей Лапшин
Андрей Лапшин

Напомним, что это цикл коротких драматических пьес, куда входят "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Каменный гость" и "Пир во время чумы". Как только в ТЮЗе открываются кулисы, становится понятно, что Пушкина Чухланцев и художник Александр Храмцов пересказывают довольно вольно. Текст классика и сам сюжет пьес остались неизменными, однако костюмы, сценография и сама подача получились дерзкими.

   Андрей Лапшин
Андрей Лапшин

В начале зрителей встречает театр в театре. Актеры в верхней одежде заходят в театр будто через проходную, по громкой связи их вызывают в различные цеха, по пути куда они успевают повспоминать тексты, пофлиртовать, помириться и поругаться. А затем эти же самые люди превращаются в скупого рыцаря (Алексей Ротачков) и его сына Альбера (Дмитрий Ахметшин), Моцарта (Эдуард Мошкин), Сальери (Валерий Емельянов), Дона Гуана (Владимир Егоров) и Донну Анну (Надежда Червонная). Все пьесы постановщик режет на множество коротких отрывков и перемешивает их между собой. Для тех, кому сложно быстро определять, какое произведение сейчас играют, над сценой появляются названия произведений.

   Андрей Лапшин
Андрей Лапшин

В пиковый момент на площадке вдруг начинается какая-то вакханалия. За одним праздничным столом оказываются разом все герои "Маленьких трагедий". Будучи изрядно навеселе, они поют в караоке все подряд - от "Опустела без тебя земля" и "Течет река Волга" до "Рюмки водки на столе", "Седой ночи" и "Тополиного пуха". Именно этот эпизод взбудоражил публику больше всего - в соцсетях ТЮЗа саратовцы спорят, уместно ли это было или нет, но равнодушных в любом случае нет.

   Андрей Лапшин
Андрей Лапшин

Актерская игра во всем этом безумном капустнике на высоте, все же тюзовцев сложно испортить. Оформление сцены тоже на уровне - Храмцов вместе с художником по свету Максимом Шлыковым создали магическую пушкинскую вселенную на Исторической сцене.

Однако при всех плюсах к творению Владимира Чухланцева, который пока не успел отметиться большими значимыми работами или сотрудничеством с известными театрами, есть вопросы. Что хотел сотворить мастер? Спектакль-шоу? Но шоу там было все-таки маловато. Спектакль-провокацию? Но и провоцировать можно поинтереснее. Порой Чухланцев подает материал слишком в лоб, крупными мазками. Пир - это пьяное караоке, а чума - это умирающий человек в маске чумного доктора. Все это явно и транспарантно, а то вдруг люди в зале не поймут или перепутают. Туда же стоит отнести и Дона Гуана с гульфиком, куда наложили нарочито много ваты. А что, зато сразу понятно, что вот он, севильский обольститель.

   Андрей Лапшин
Андрей Лапшин

Впрочем, публики, что от души благодарила постановочную группу и расхваливала спектакль все равно предостаточно. Сарафанное радио быстро разнесет эти восторги, и у "Маленьких трагедий", возможно, случится долгая и счастливая репертуарная судьба. А значит все не зря - настоящее большое искусство никогда не упустит шанса на жизнь.

Автор: Екатерина Ференец