«Неприятелю времени давать не должно, пользоваться сколько можно его наименьшею ошибкой и брать его всегда смело со слабейшей стороны; но надлежит, чтобы войска предводителя своего разумели».
Александр Суворов
Продолжалась русско-турецкая война 1787-1791г. Военный союз Австрийской и Российской империй противостоял Оттоманской Турции. Победа у Фокшан русско-австрийских войск под командованием принца Кобургского и генерал-аншефа Суворова не была использована в силу просчетов императрицы Екатерины 2 и австрийского императора Иосифа 2. Военное руководство обоих империй на причерноморском театре военных действий оказалось неспособным к развитию своего успеха для завершения войны. Принц Кобургский остался топтаться на месте в Фокшанах, а Суворову и вовсе командующий (князь Репнин) вместо поддержки нашего наступления приказал вернуть войска в Бырлад, т.е. в исходное положение. Всесильный временщик Потемкин (нач. Репнина) ,бывший неспособным к военному делу, положился на мнение Репнина и поддержал «топтание» на месте нашей армии.
Турецкий султан Селим 3 сумел сделать правильные выводы из поражения своих войск под Фокшанами. Он быстро стал стягивать на это угрожаемое направление войска, послал команды по розыску и сбору остатков разбитых частей и отправку их на переформирование. Энергично продолжилась мобилизация, комплектовались и вооружались вновь создаваемые части, усиливалась артиллерия. Дороги заполнились двигающимися в Молдавию новыми кавалерийскими и пехотными частями, множество обозов и большие стада скота, лошадей и верблюдов день и ночь двигались к фронту,гигантские клубы пыли поднятые сотнями тысяч колес и копыт висели над дорогами,гул от криков людей и рёва массы животных оглашал окрестности на многие версты. Командующим этой вновь собранной великой 130 тысячной армии был сам Великий визирь Кетхюда Гассан-паша(по национальности черкес), опытный командир не раз наносивший тяжелые поражения на поле боя врагам Турции. Дело двигалось, и Гассан-паша увидев, что противник пассивен и не способен к активным действиям, сам перешел в наступление. Послав отвлекающий 30-ти тысячный корпус под командой опытных командиров в сторону и обманув Репнина, который кинулся своими силами за этим корпусом, сам Гассан-паша с основной массой войск навалился на 18 тысячный австрийский корпус принца Кобургского. 5-ти кратный перевес в силах обещал полное уничтожение австрийцев и большую вероятность выхода Австрии из войны вследствие этого. А князь Репнин поддавшийся на отвлекающий маневр визиря был нейтрализован. Кобург, поняв угрозу из донесений разведки пришел в ужас. Немедленно (6 сентября) им был послан гонец к Суворову с просьбой о помощи. Наш генерал сомневался в данных австрийцев, ему казалось, что Кобург преувеличивает опасность. Потемкин писал Государыне «Кобург почти караул кричит и наши (Суворов), едва ли к нему поспеют вовремя». Второй гонец от Кобурга избавил Суворова от сомнений (передовые отряды турок уже вошли в соприкосновение с австрийцами) и он в ночь на 8 сентября выступил на помощь к союзнику.
. Не сомневаясь, что идет навстречу главной турецкой армии он взял с собой 30 пушек, то есть все что были и 7 тысячный отряд выступил с максимальной скоростью на соединение с войсками Кобурга. Дорога была плоха, шли дожди, реки вздулись ,а ручьи стали реками и переправы их отнимали силы и время. Суворов опасался не успеть вовремя..
Суворов успел соединиться с войсками принца Кобурга. Опасения ,что армия визиря опередит его к счастью не подтвердились. Турки не ждали столь скорого прибытия русских, ведь те были за 100 верст от австрийцев. Только плохо они знали Суворова. 10 сентября в 10 часов утра австрийские разъезды увидели приближавшиеся русские войска. Обрадованные австрийцы помогли нашим с продовольствием. Через 2 часа русский корпус примкнул к правому флангу австрийской армии стоявшей невдалеке от Фокшан и разбил лагерь. Суворов в своей палатке принял подъехавшего вскоре принца Кобургского. Долго шло обсуждение плана совместных действий, но договориться с принцем было сложно. Того пугала перспектива атаки вчетверо большей турецкой армии. Принц предлагал обороняться. Однако Суворов, противник «подлой обороны», быстро понял, что просто теряет время. Утомившись слушать «робкие диспозиции» Кобурга, наш генерал объявил, наконец, что пусть принц как хочет, а он (Суворов) тогда завтра сам атакует турецкую армию одними русскими войсками. Задетое самолюбие заставило Кобурга скрепя сердце согласиться. Суворов то не шутил! Выступление союзной армии должно было начаться на следующий день. Грозовые тучи собрались над головой Великого визиря, но он, доверившись показаниям шпиона, что русские за 100 верст, оставаясь в неведении, не торопился. Однако счет уже шел на часы, и время гибельно работало против турок.
Суворов в тот же день, 10 сентября, в сопровождении нескольких офицеров и отряда казаков выехал на рекогносцировку к реке Рымне. Дабы лучше осмотреть окрестности 60-летний генерал шустро вскарабкался на высокое дерево, с которого можно было рассмотреть равнину на большом расстоянии. Заметив в подзорную трубу расположение лагерей противника, Суворов выработал порядок действий войск в предстоящем сражении. Вернувшись, он поделился с Кобургом только начальной частью плана атаки, дабы не пугать его излишне, пообещав позже прислать своего офицера с диспозицией боя. Войскам русским после утомительного 2-х суточного марша необходим был отдых. Суворову, не смыкавшему глаз тоже.
После захода солнца союзная армия выступила двумя колоннами: правая –русские, левая – австрийцы. Шли «в великой тихости», команды подавались в полголоса, курить, подавать сигналы, было запрещено. Так, пройдя 12км, скрытно подошли к р.Рымне шириною около 150 м (теперь полупересохшей). которую смогли перейти вброд. Артиллерию перетащили лошадьми на канатах по дну реки, так как «крутизну берегов Рымны исправили поспешно шанцовым инструментом» отмечено в реляции. Переправа была тяжелой и продолжительной. На другом берегу построились в боевой порядок фронтом на юг в 2 линии пехотных каре с кавалерией в третьей линии и на флангах. Начинался рассвет, армия пошла на сближение с неприятелем вверх по правому берегу Рымны, который был в 7 км и не озаботился выставить боевое охранение и патрули. И правда, кто мог угрожать столь многочисленному и могучему турецкому войску с авторитетными командирами. Однако армия Великого визиря была разбросана в нескольких лагерях отстоявших друг от друга на приличном расстоянии. Проклятая неторопливость подвела Гассан-пашу под монастырь. Удивительно, но бросивший свои войска в фокшанском сражении Ходжа-Сайтарь-паша двухбунчужный не только не был казнен, но был снова назначен командовать 12тысячным передовым лагерем турок у поселка Тыргокукули(видать за преданность). Это аукнулось вскоре.
Русские войска наступали на правом фланге, двигаясь на лагерь Ходжа-Сайтаря вдоль берега Рымны. Левый австрийский фланг продвигался на второй турецкий лагерь у леса Крынгу-Мейлор. Это было опасно, движение по расходящимся направлениям (см.схему). Брешь по центру прикрывала конница ген.майора Карачая, опытнейшего австрийского командира.
Солнце уже было высоко, а визирь все еще не подозревал о смертельной опасности, нависшей над ним. Союзные войска шли по заросшим высоким кустарником и кукурузой полям. Шли молча, стараясь не шуметь. Офицеры тихо подавали команды, лошади тащили полевые пушки, линии каре и конница соблюдали равнение. «Корпус пошел на атаку. 7 вёрст против нас, при деревне Тыргукуколи, стояло турецкое войско лагерем на высотах в выгодном месте в числе 12000 под командою двухбунчужного паши Гаджи-Сойтари. Марш был густым высоким бурьяном и кукурузными полями, нечто на возвышенность, и скоро начался с их партиями шармицель (стычки)» писал Суворов в реляции Потёмкину. Внезапность исчезла. Наши батальоны шли в атаку выстроенные в 6 каре на 2-х километровом фронте. Загрохотали русские барабаны и литавры ,а турки открыли частый артиллерийский огонь по подходившим русским каре с 2-х километровой дистанции. Наша пехота ускорила шаг, двигаясь прямо на батареи лагеря басурман у Тыргокукули. Удивительно, но половина отряда Ходжа-Сайтаря сразу кинулась бежать, однако на правофланговое русское каре помчались с гиканьем несколько кавалерийских отрядов. Непредвиденное препятствие (заболоченный глубокий овраг) остановило продвижение русских, солдаты замешкались, однако Суворов, находившийся тут же во втором каре приказал немедля спускаться в овраг и выбираться на другую сторону. Солдаты не хуже Суворова понимали, что «промедление смерти подобно», но уже в буквальном смысле – свист турецких ядер не оставлял в этом сомнений. Преодолеть овраг с заболоченным дном оно бы и ничего, но полевые пушки, а их было несколько при каждом каре, перетаскивать пришлось на руках. Это и вызывало задержку, как-никак тащить руками 350-ти килограммовое изделие еще то «удовольствие». Но гренадёры справились. Каре вновь строились для атаки, преодолев овраг. Затем 2 каре фанагорийских гренадер и егерское ударили на турецкую батарею.
. Наша кавалерия по правому флангу отогнала турецкую кавалерию. Но тут басурманы в числе 3000 спагов с подсаженными за спину 3000 янычар(по 2 всадника на лошади) нанесли сильный встречный контр удар по нашей кавалерии, которой пришлось повернуть назад. Спешившиеся янычары махая ятаганами и кинжалами с яростью бросились в бой. 1-е правофланговое каре фанагорийских гренадер оказавшееся на их пути , хоть и пошатнулось, натиск басурман был очень силен, но выдержало эту атаку, а ружейный и артиллерийский огонь, а так же удар соседнего 2-го каре егерей(Суворов был с ним) во фланг в штыки заставил и спагов и янычар повернуть назад. «Храбрый отпор оного и крестные огни егерского в центре карея команды подполковника Рарога, паче картечами, как из ружей и штыками через полчаса турков опровергли с великим уроном» поясняет наш генерал. Героическое упорство янычарам и спагам не помогло остановить движение русских каре. Русские в храбрости не уступали басурманам. «Примечания достойно: вахмистр Канатов(Ефрем Иванович) Рязанского полку со своим взводом оторвал целый байрак(отдельный отряд) в 40 человеках, весь изрубил, сам взял первое знамя» приводит пример Суворов степени ожесточения в бою. За показавшим тыл неприятелем погналась наша кавалерия. В турецкий лагерь ворвались казаки и арнауты. Проносясь на огромной скорости меж телег с арбами , палаток и прочего разбросанного имущества они рубили саблями направо и налево всех замешкавшихся в лагере басурман. 1-й турецкий лагерь был разгромлен, хотя наша пехота не заходила в него - она заставила замолчать активно стрелявшую вражескую артиллерийскую батарею (левее дер. Тыргукукули). Толпы подчиненных Ходжа-Сайтаря резво бежали по бухарестской дороге, конные спаги и янычары рассеялись в разные стороны. Куда исчез сам Ходжа-Сайтарь-паша неизвестно, однако в боевых порядках своих войск сей «герой» замечен не был (надо думать удрал так же, как и под Фокшанами). Наши каре пехоты приняли влево в обход леса Каята по направлению к 2-му турецкому лагерю у Кынгу-Мейлорского леса изменив направление своего движения с юга на восток под прямым углом.. Часть войск прочесывали лес Каята и засевшие там басурманы частью были перебиты, а частью бежали. Суворов приказал не преследовать бегущих, дать им «золотой мост»(свободную дорогу к бегству).
Пока эти схватки шли на правом (русском) фланге наступавшей армии союзников левый австрийский фланг приближался к 2-му турецкому лагерю, но направление движения австрийцев расходилось с направлением движения русских , и образовавшийся промежуток между флангами стал всё увеличиваться. Правда, он был прикрыт конницей генерала Карачая. Австрийцы подверглись тяжелым атакам мощной турецкой кавалерии в 20 000 всадников с обоих флангов, но им удавалось с помощью своей конницы и артиллерии отражать противника. Басурманы откатывались назад и снова шли в атаку подобно волнам морского прибоя. Австрийцы мужественно держались. Их кавалерия контратаковала раз за разом скопища спагов, гусары цесарцев дрались не жалея себя. Звенели клинки высекая искры, но турки напирали и отогнать их не удавалось . Карачай стал отступать. Эти огромные скопища конных спагов до 7 раз контратаковали его гусары , но всякий раз были отбиты. Правоверные дрались как бешеные. И их численный перевес всё же делал своё дело. Принц Кобургский, бесстрашный генерал, в большом смятении наблюдал все это. Он слал к Суворову одного офицера за другим, прося о помощи. Суворов жестко приказывал держаться, но в критический момент подкрепил контратаку Карачая 2 батальонами. И Кобург держался. В это время, заметив разрыв между русским и австрийским флангами, визирь (бывший в лагере Кынгу-Мейлорского леса) нанес сильнейший удар конницей со стороны Мартынешти из 3-го главного турецкого лагеря при речке Рымнике. Атаковали наше левофланговое смоленское каре и правый фланг австрийцев 6000 конных спагов. , каре правого фланга австрийцев едва устояло перед поистине зверской атакой, а ворвавшиеся внутрь каре турки были переколоты штыками резервной роты. Суворов приказал соседнему ростовскому каре принять вправо. Тогда конная масса противника хлынула в увеличившийся интервал между смоленским и ростовским каре (их напор на правофланговое каре австрийцев снизился). Тем самым турки попали под перекрестный огонь. В итоге «…от пальбы и штыков наших неприятель знатно погибал». Более часу неприятель упорствовал в своих атаках, но губительный ружейный огонь, картечь полковой артиллерии и контратаки нашей и австрийской кавалерии наносили тяжелые потери – турки гибли сотнями, но пробиться внутрь каре не могли. Несмотря на массовость, свирепые атаки басурман отразили по всему фронту и прогнали в деревню Бокза и частью во 2-й турецкий лагерь у Крынгу-Мейлорского леса. Враг был отражен во всех пунктах союзной армии. Выучка австрийской и русской пехоты оказалась на высоте. Поле сражения, усеянное телами людей и лошадей, осталось за нами. Яростные атаки прекратились, и враг откатился на 3 км от наших линий каре. «Против полден бывшие в атаке турки отступили версты 3 пред нашим фронтом к лесу Крынгу-Мейлор, где обреталось пеших 15000 янычар и имели там ретраншамент недоконченный. Мы одержали место сражения. Я выстроил линии, собрал распростёртые кареи в их дистанцию, фронт на восток, и отдыхал с войском более получасу при колодезях» поясняет Потемкину Суворов в своём донесении. Утомленные боем войска наш генерал остановил на отдых. Около колодцев. Стрельба смолкла, и грохот барабанов и литавр утих. Ветер рассеивал пороховой дым. Турки тоже не проявляли активности , их яростные атаки прекратились. Тишину нарушали лишь стоны раненых. Но это была только первая часть сражения и его, тяжкое для басурман продолжение последовало очень скоро…через час. Суворов не дал времени Великому визирю Кетхюда-Гассан-паше на перегруппировку своих потрепанных войск....
(окончание следует)
РЫМНИК, Контратака австрийских гусар ген.Карачая против атаки 6000 спагов
Список названий некоторых уже опубликованных в ДЗЭН статей:
Бой Суворова под Ореховым против отряда польских конфедератов 1 сентября 1769г.
Бой у Тынецкого редута 10 мая 1771г. Суворов против польских конфедератов под командой М.Валевского
Замостье. Разгром польской обороны у стен крепости войсками Суворова и манёвр Пулавского 22 мая 1771 года
Сражение под Ланцкороной. Разгром войска конфедератов генерал-майором Суворовым А.В. 12 мая 1771г.
Измаил. Часть 1.
Измаил. Часть 2.
Измаил. Часть 3.
Гибель корпуса литовского гетмана Огинского в Сталовичах в бою с отрядом Суворова 24 сентября 1771 года.
Осада краковского замка Суворовым А.В. в 1772г. Неудачный штурм. Часть1.
Осада краковского замка Суворовым А.В. в 1772г. Разгром корпуса Зиберха. Капитуляция Шуази. Часть2.
Сражение под Туртукаем 9 мая 1773г. Полный разгром войсками Суворова турецкого гарнизона. Часть1.
Сражение под Туртукаем 9 мая 1773г. Полный разгром войсками Суворова турецкого гарнизона. Часть2.
Второе сражение под Туртукаем (стой тут конь) от 17 июня 1773г. Поражение корпуса Физуллы-Сары-паши. Часть1.
Второе сражение под Туртукаем (стой тут конь) от 17 июня 1773г. Поражение корпуса Физуллы-Сары-паши. Часть2.
Оборона Гирсово на Дунае. Печальный конец турецкого войска Джафер-паши 3 сентября 1774 г. Часть1.
Оборона Гирсово на Дунае. Печальный конец турецкого войска Джафер-паши 3 сентября 1774 г. Часть2
Козлуджи. Абдул-резак против генерала Суворова 9 июня 1774г. Часть1.
Козлуджи. Катастрофа армии Великого визиря Муссин-заде 9 июня 1774г. Часть2.
Козлуджи. Сражение поставившее точку 9.06.1774г. в Русско-Турецкой войне 1768-1774г. русским генералом Александром Суворовым. Часть3.
Кинбурн. Уничтожение Суворовым турецкого десанта Сеюб-Гешти-Эюб-аги на Кинбургской косе 1 октября 1787 года.
ФОКШАНЫ. Бегство сераскира Мустафы от войск Суворова и Кобурга 20 июля 1789 года.
РЫМНИК. Разгром 1-го лагеря армии Великого визиря Кетхюда-Гассан-паши солдатами Суворова 11 сентября 1789г. Часть1.
РЫМНИК. Перелом. Часть2.
Удачный отход. Генерал Сераковский против Суворова в боях при Дивине 3 сентября, Кобрине 4 сентября и Крупчицах 6 сентября 1794 года.
БРЕСТ. Совершенное побиение польского корпуса Сераковского победоносными Ея Императорского Величества войсками 8 сентября 1794 года
БРЕСТ. Полное уничтожение польского корпуса генерала Сераковского войсками Суворова 8 сентября 1794г. Часть2.
КОБЫЛКА. Генерал-адьютант короля Бышевский в бою с войсками генерал-аншефа Суворова А.В. 15 октября 1794 года.
ВАРШАВА! Вавржецкий против Суворова или Блистательный штурм прагского ретраншемента 24 октября 1794г. Часть1.
ПРАГА В ОГНЕ. Действия штурма Победоносными Российскими войсками под командою генерала Суворова 24 октября 1794г. Часть2.
Провал операции "Переселение ногаев". Канакай-мурза с ордой ембулуков против солдат Суворова 1 августа 1783г.
Закубанская экспедиция Суворова против ногайских орд в 1783г.Часть1.
Закубанская экспедиция Суворова против ногайских орд в 1783г. Часть 2.
Осада и взятие замка Ujazd. Шляхтичи Мощинского против солдат Суворова. Декабрь 1769г.
НАВОДИЦЕ.БОЙ В ЛЕСУ. Противостояние шляхтичей Мощинского солдатам Суворова 8 апреля 1770г.
Рейд Суворова за Краков.Разорение магазейна и неудачный штурм замка в Ланцкороне 9 февраля 1771г.
ОЧАКОВ.Отражение вылазки турок и тяжелое ранение Суворова 27июля 1788г.