ФИПИ опубликовал методические рекомендации для учителей, основанные на анализе типичных ошибок, допущенных участниками ЕГЭ по литературе 2024 года. Эти рекомендации могут помочь выявить проблемные области в подготовке учеников, поэтому стоит уделить внимание изучению этих рекомендаций.
Анализ ошибок даёт возможность понять, какие аспекты программы требуют более тщательной проработки, а также позволяет учителям адаптировать методы преподавания к реальным потребностям учеников. В условиях постоянно меняющихся образовательных стандартов такие рекомендации играют ключевую роль в повышении качества подготовки и помогают ученикам лучше справляться с экзаменационными заданиями.
Общие результаты ЕГЭ по литературе 2024 года
Участники ЕГЭ 2024 года по литературе продемонстрировали средний уровень подготовки. В их ответах в целом наблюдалось соответствие требованиям, касающимся знаний теории литературы и историко-литературного процесса. Проверка экзаменационных работ показала, что большинство выпускников владеют навыками анализа и интерпретации произведений различных жанров.
Экзаменуемые достаточно успешно использовали в сочинениях литературоведческие термины и анализировали рассматриваемые произведения в контексте заданных проблемно-тематических связей. В сочинениях (задания 11.1–11.5) они в основном следовали предложенному алгоритму, строя свои рассуждения на литературные темы.
Однако, анализируя результаты ЕГЭ по литературе 2024 года, нельзя не отметить определённые недостатки в подготовке выпускников. Рассмотрим их подробнее.
Недостаточное знание содержания произведений
Одной из ключевых проблем последних лет является недостаточное знание содержания художественных произведений. Это отражается на выполнении заданий всех уровней сложности. Например, задание 2, которое требует соотнесения персонажей с их портретными характеристиками, цитатами, названиями произведений и их авторами, традиционно выполняется с низким процентом успешности.
Попытки заучить краткий пересказ текстов или опираться на готовые сочинения из интернета не дают желаемого результата. Эффективная подготовка к экзамену требует вдумчивого и внимательного чтения произведений с акцентом на важные моменты.
Как запомнить содержание произведений и выполнить задание № 2 в ЕГЭ по литературе
Эффективным приёмом для запоминания информации, необходимой для успешного выполнения задания № 2, является создание интеллект-карт по произведениям. Для создания интеллект-карты по литературному произведению стоит начать с выбора центральной темы — в центре карты советуйте ученикам размещать название произведения и его автора. От центральной темы ученики должны провести ветви, которые будут представлять ключевые сюжетные линии или проблемы.
Для персонажей посоветуйте школьникам создавать отдельные ветви, добавляя портретные характеристики, цитаты и ключевые эпизоды, которые раскрывают внутренний мир героев. Важно также выделить основные темы произведения, связанные с персонажами или событиями, чтобы показать их глубокий смысл. Можно добавить ветви с названиями других произведений и цитатами для сопоставительного анализа, что может понадобиться для выполнения задания № 5 КИМ ЕГЭ. Такая карта поможет наглядно структурировать важные аспекты текста и усилить понимание его содержания.
Чтобы потренироваться выполнять задания линии № 2 КИМ ЕГЭ, можно использовать материалы портала «Облако знаний».
Сложности с запоминанием терминологии
Анализ результатов ЕГЭ-2024 также показал, что у учеников возникают трудности при выполнении заданий, связанных с терминологией. Выпускникам сложно справляться с заданиями на заполнение пропусков в предложениях или выбор терминов из списка без глубокого понимания литературоведческих понятий и функций художественных средств.
Чтобы выучить термины, рекомендуйте ученикам использовать флэш-карточки: на одной стороне пишется термин, на другой — определение или пример. Термины можно выписывать на карточки, исходя из правила «одна карточка = один термин» (можно комбинировать небольшие группы терминов, не более пяти штук, если они тесно связаны между собой). Советуйте делить карточки на небольшие группы и повторять ежедневно, постепенно добавляя новые.
Предложите применять метод интервального повторения, возвращаясь к пройденным карточкам через определённые промежутки времени. Напоминайте периодически перемешивать карточки и проверять себя, чтобы избежать заучивания терминов по порядку.
Найти теоретический материал для создания флэш-карточек можно в разделе «Опорные конспекты» на портале «Облако знаний». В них ёмко собрана информация, которая необходима для успешного выполнения задания.
Сложности с сопоставлением текстов
У экзаменуемых есть трудности с заданиями на сопоставление текстов (задания 5 и 10). Ошибки в выборе произведений для сравнительного анализа или неспособность выявить сходства и различия между текстами разных авторов приводят к поверхностным рассуждениям, которые не соответствуют требованиям задания. Особые сложности возникают при выборе сопоставительных материалов из литературных произведений XVIII века и первой половины XIX века. Недостаточное знание литературных эпох приводит к ошибочному выбору авторов и произведений, что негативно сказывается на полученных баллах.
Стоит отметить, что задание линии № 5 согласно проекту ЕГЭ-2025, представленному в демоверсии, изменилось, при этом очень спорно, стало ли оно легче или сложнее. До этого выпускник мог самостоятельно выбрать, с каким текстом сравнивать фрагмент из КИМ. Теперь же в условии чётко указано, с каким произведением необходимо сравнить исходный фрагмент текста, и задаётся одно направление анализа.
Проблемы в сочинениях на литературные темы
В сочинениях на литературные темы (задания 11.1–11.5) выпускники часто уходят от темы, допускают логические и фактические ошибки, не используют текст произведения для аргументации своих суждений, игнорируют литературоведческую терминологию, а также допускают ошибки в речевом и грамматическом оформлении. Возможно, решить проблему ухода от темы поможет нововведение 2025 года: теперь одна из формулировок сочинения будет носить дискуссионный характер.
Материалы для подготовки к ЕГЭ по литературе от «Облака знаний» →