Найти в Дзене
AutoHS - история автомобилей

Как капиталисты граждан СССР автомобилями искушали

Ввиду особой экономической формации советские граждане в большинстве своем были лишены возможности владения собственным автомобилем. Ситуация стала меняться после запуска Волжского автомобильного завода: если в 1960 году в Советском Союзе было выпущено 139 тыс. легковых автомашин, то десятилетие спустя все предприятия страны изготовили 344 тыс. легковушек. Впрочем, даже несмотря на этот уверенный рост, по степени автомобилизации СССР значительно отставал от передовых стран. Капиталисты это прекрасно осознавали и не упускали возможности напомнить советским гражданам о превосходстве западной экономической модели, ведь в одних только США в 1970 году было выпущено 8 млн машин. Впервые к американской автомобильной мечте советские граждане прикоснулись в 1959 году, когда в Москве состоялась Американская национальная выставка, где концерны GM, Chrysler и Ford представили свои лучшие автомобили. На наших граждан, не избалованных товарным разнообразием, огромные, сияющие хромом машины произвели неизгладимые впечатления!

Расположение павильонов и стендов Американской выставки 1959 года
Расположение павильонов и стендов Американской выставки 1959 года

Первая в Советском Союзе зарубежная автовыставка длилась шесть недель и, помимо автомобильной части, включала демонстрацию сельскохозяйственных машин, электроприборов, мебели, одежды, предметов искусства и многих других экспонатов, так или иначе демонстрирующих величие американской экономики. Впрочем, ажиотаж вызвали именно автомобили.

Continental Mark IV
Continental Mark IV

Фирма General Motors продемонстрировала все свои марки, в том числе знаменитые «хвостатые Кадиллаки», ставшие символом эпохи «детройтского барокко». Большое внимание привлек выполненный в разрезе седан Chevrolet Impala, оборудованный 5,7-литровым 280-сильным мотором V8. Кроме того, на стенде Шевроле засветился небольшой, но весьма привлекательный Chevrolet Corvette C1. Концерн Форд отметился первой «персоналкой» Ford Thunderbird и массовыми моделями Ford Galaxy и Edsel Corsair, а немного поодаль стоял роскошный Continental Mark IV. Продукция фирмы Крайслер была представлена автомобилями DeSoto Fireflite, Pontiac Bonneville и представительским седаном Imperial 1959 модельного года.

Все экспонаты выставки имели поясняющие таблички на русском языке, а около некоторых из них работали русскоязычные гиды, прошедшие специальную подготовку в ЦРУ. На фото роскошный Cadillac 1959 года
Все экспонаты выставки имели поясняющие таблички на русском языке, а около некоторых из них работали русскоязычные гиды, прошедшие специальную подготовку в ЦРУ. На фото роскошный Cadillac 1959 года

Всего на выставке было представлено 22 автомобиля, из которых несколько осталось в СССР. Так, Plymouth Belvedere, перекрашенный в черный цвет, был выкуплен американским посольством, а после списания в конце 1960-х попал на Мосфильм, где снялся в таких фильмах, как «Выстрел в тумане» (1963 г.), «Два воскресенья» (1963 г.) и т.д.

Impala на стенде GM, выполненная в продольном разрезе,
Impala на стенде GM, выполненная в продольном разрезе,

Простому советскому гражданину завладеть американской машиной не было никакой возможности (хотя некоторые и пытались), поэтому посетителям выставки раздавали информационные брошюры с подробным описанием всей выпускаемой заокеанскими автомобилестроителями продукцией. Впрочем, некоторые листовки несли мощный пропагандистский заряд, описывая всю мощь американской автопромышленности и безбедную жизнь тамошних рабочих.

-5

За шесть недель Американскую автовыставку в Сокольниках посетило 2,7 млн человек. Нельзя сказать, что она перевернула сознание наших граждан, но определенный культурный шок они испытали. Новенькие, очень мощные машины красноречиво говорили о несомненно высоком уровне жизни. Впрочем, воспитанные на идеях коллективизма и аскетизма, многие советские граждане искренне недоумевали, зачем строить столь большие и прожорливые машины мощностью 300 л.с. Иные, напротив, мечтали такие машины приобрести, пересчитывая в уме их стоимость на советские деньги. В общем, о всей палитре мнений лучше всего скажут отзывы о мероприятии:

Выставка очень понравилась. Я очень много слышал о вашей стране плохого. Но выставка показала другое. На вашу выставку невозможно достать билета, особенно приезжему. Билеты свободно не продаются.Выставка хорошая, и хотелось бы, чтобы она была не последняя. Нам, советским людям, есть чему у вас поучиться. У нас, конечно, тоже будет много товаров широкого потребления, и мы вас перегоним. Передайте привет американскому народу!
Ваши легковые автомобили — это просто прелесть, это мечта! Особенно мне понравился автомобиль марки Шевроле — спортивный седан Импала. Это оценка человека, который всю свою творческую и сознательную жизнь посвятил автомобильному транспорту, человека, который слушает шум мотора как мелодию Чайковского, человека, который полюбил автомобиль как близкую подругу сердца.
Мне очень понравились автомобили и чудо-кухня. Но не отражается жизнь простых людей. Доступно ли им все это?Ваша выставка произвела большое впечатление – особенно телевизоры и автомашины. Было бы здорово, если бы Вы наладили продажу нам своих автомашин по ценам ниже стоимости нашего «Москвича», который стоит 25 тыс. руб., т.е. по ценам, доступным для среднего рабочего с заработком 700-800 руб. в месяц.
Коротко остановлюсь на разделах выставки. Автомобили. Великолепные машины, обладать которыми мечтает каждый. Правда, если 1 доллар исчислять за 10 рублей, а машина стоит 4-7 тысяч долларов, то приобрести такую машину рядовому советскому не под силу…

Продолжение следует...

Если понравился материал, поддержите его лайком 👍 и комментарием. Спасибо!

Подписывайтесь на мой телеграм канал, там много интересных материалов

Читайте также:

«Со звездой на решетке»: почему провалилась марка Edsel
AutoHS - история автомобилей20 марта