Найти в Дзене
С искусством по жизни

Как современные технологии помогают раскрывать секреты шедевров прошлого

В последнее время не утихают поры о том, что технологии - зло, и, мол, искусственный интеллект скоро лишит художников со всего света работы. Возможно, именно так и будет, а мир захватит нейросеть, которую обучали создавать рисунки, но глупо прятать голову в песок, пытаясь сделать вид, что технологии не приносят пользу. И сегодняшняя история как раз об этом. Обязательно прочитайте - это займет всего пару минут! ⬇️

Долгое время произведение Ивана Якимова «Мужчина у колыбели» ставило в тупик многих искусствоведов.

Якимов Иван - Мужчина у колыбели, начало 1770-х. 43 x 31,5 см, Государственная Третьяковская галерея
Якимов Иван - Мужчина у колыбели, начало 1770-х. 43 x 31,5 см, Государственная Третьяковская галерея

Причиной этому было не только то, что подобные бытовые сценки нехарактерны для живописи XVIII века, но и одна странная деталь: веревка у лошадки-качалки в нижнем правом углу картины была весьма неестественно натянута, хотя логично было бы видеть её лежащей на полу. К тому же, ребёнку в колыбели вряд ли по возрасту было играть с такими игрушками. Странно также выглядел и камин, который оказался наполовину за пределами холста. Давайте же рассмотрим изображение в деталях.

Картина выполнена в стиле голландской живописи - автор мог рассматривать полотна голландцев во время своей стажировки в Европе.

Перед нами интерьер скромного бюргерского жилища. Планировка и оформление пространства типичны для европейских жителей и полностью соответствуют их практическим нуждам. Яркий свет пробивается через окно, расположенное под потолком, освещая темное пространство. Также мы видим плитку на полу, старый камин, нетрудно наваленные в углу доски для розжига, а также часть метлы.

Свет, проникающий в комнату, никак не мешает сладкому сну малыша. Он всю ночь беспокоил своего пожилого отца, который лишь к утру с трудом задремал в неловкой позе рядом с красивой плетёной кроваткой. Все показывает нам обычную человеческую жизнь - вот и какая-то посуда приютилась на подоконнике.

Но все же... чего-то в композиции явно не хватает.

Разъяснить ситуацию помогла рентгенограмма. Тогда и выяснился удивительный факт: холст был обрезан с правой стороны и сверху - перед нами лишь фрагмент полотна.

Картина была передана в Третьяковскую галерею после распродажи коллекции Павла Петровича Свиньина, владельца так называемого «Русского музеума» — собрания живописи, скульптуры и антиквариата.

Свиньин на литографии Е. И. Гейтмана, 1821
Свиньин на литографии Е. И. Гейтмана, 1821

В 1834 году, столкнувшись с финансовыми трудностями, коллекцию пришлось распродать, и именно левая часть «Мужчины и колыбели» попала в галерею. Правая же часть была утеряна, однако полное изображение работы Якимова можно увидеть в альбоме «Собрание отличных произведений российских художников и любопытных отечественных древностей».

В начале XIX века Свиньин учредил один из первых музеев русского искусства и поручил молодому художнику Н.Г. Чернецову сделать зарисовки картин из своей коллекции.

Эти работы Чернецова легли в основу альбома «Собрание замечательных произведений российских художников и интересных отечественных древностей». Альбом был передан в Третьяковскую галерею почти одновременно с картиной «Мужчина у колыбели». Листая его страницы, музейные эксперты заметили продолжение уже знакомого им сюжета:

Рисунок Чернецова, изображающий "Мужчину у колыбели"
Рисунок Чернецова, изображающий "Мужчину у колыбели"

Выяснилось, что лошадку тянет за собой девочка лет пяти, а неподалеку, за шитьем, сидит мать семейства.

Именно благодаря рисунку Чернецова можно увидеть правую часть картины и представить домашнюю сцену до разделения холста.

Обстоятельства и точное время, когда картину разрезали, остаются загадкой. Кстати, настоящее название сюжета также стало известно из альбома - «Семейная сцена».

Сейчас фрагмент полотна экспонируется с куском рамы, что особо подчеркивает его нецелостность. Нам кажется это очень изящным и интересным решением:

-4

Вот так поветрие проверять картины в рентген-лучах открыло искусствоведческом у сообществу ещё один секрет.

Напомним, что неоднократно до этого случая рентгенограмма помогала обнаруживать крытые слои на картинах известных авторов. И то ли ещё будет! Так что ждём новых открытий с интересом 😉

А вы знали об этом произведении Якимова?

-5