Найти в Дзене
В движении

Наскальная живопись

Если их спросить, зачем они это делают, вы услышите какие угодно варианты. Или ответ «Не знаю». Некая глубинная слабо осознаваемая мотивация, какое-то смутное влечение побуждает молодежь, а иногда и зрелых людей каким-то образом обозначить свое присутствие. От банального «Здесь был Вася» до более интеллектуальных форм – художественных изображений на скалах, повязывания цветной ленточки или создания пирамидки из камней. И, часто эта потребность в самовыражении идет рука об руку с почти необходимостью что-нибудь сломать, выдернуть из земли, или, наоборот, повалить на землю. И подобное – не нечто новое, такое поведение было всегда, во все эпохи. И это также не локальное явление, подобный легкий, неосознаваемый вандализм есть во всех странах. Конечно, статистических данных по этой теме нет, как и сравнительных исследований. Но мы хорошо понимаем, что подобное поведение свойственно в основном подросткам, или лицам с низкой социальной ответственностью – иными словами – маргиналам. Оказывае

Если их спросить, зачем они это делают, вы услышите какие угодно варианты. Или ответ «Не знаю». Некая глубинная слабо осознаваемая мотивация, какое-то смутное влечение побуждает молодежь, а иногда и зрелых людей каким-то образом обозначить свое присутствие. От банального «Здесь был Вася» до более интеллектуальных форм – художественных изображений на скалах, повязывания цветной ленточки или создания пирамидки из камней.

И, часто эта потребность в самовыражении идет рука об руку с почти необходимостью что-нибудь сломать, выдернуть из земли, или, наоборот, повалить на землю.

изображение из открытых источников
изображение из открытых источников

И подобное – не нечто новое, такое поведение было всегда, во все эпохи. И это также не локальное явление, подобный легкий, неосознаваемый вандализм есть во всех странах. Конечно, статистических данных по этой теме нет, как и сравнительных исследований. Но мы хорошо понимаем, что подобное поведение свойственно в основном подросткам, или лицам с низкой социальной ответственностью – иными словами – маргиналам.

Оказывается, что, как минимум, отчасти неодолимое желание пометить территорию, написав что-то нецензурное или поломать что-то, есть действие модуля территориальности - инстинкта в форме сильного желания сделать именно это. Конечно, у человека нет инстинктов в том виде, в каком они выполняются, например, у насекомых. Но, как считают некоторые исследователи, наши инстинкты – это врожденные сильные побуждения, источник которых неосознаваем. А сами эти действия воспринимаются человеком как совершенно естественные позывы, которым трудно, но если нужно, то можно и противостоять. Есть два признака подобной инстинктивной обусловленности – это, во-первых, решения быстрые, «естественные», «очевидные». И, во-вторых, связанные с сильными эмоциями.

Приматы метят территорию либо своими выделениями, либо обламывая ветки. В современном обществе метка с помощью выделений почти не используется. Но и не исчезла совсем. Вы наверняка с ней сталкивались где-нибудь в переулках или темных углах. А как раз метка надписью, в более художественном случае – граффити используется в меру способностей индивидов очень широко. Особенно это бросается в глаза где-нибудь летом на скалах у воды, на берегу реки, озера. Да и в городе на заборах, стенах, даже на железнодорожных вагонах.

И что же это нам дает? Знание. Которое объясняет возможный источник подобного поведения. А это уже немало.