Найти в Дзене
Михаил Быстрицкий

Страх Божий

В христианстве концепция греховной природы часто рассматривается в свете того, что, поскольку мы не в состоянии не грешить, мы предстанем на суд Божий с грузом грехов, и можем за эти грехи быть осужденными на вечные муки. Даже святые, мол, перед смертью дрожали. Страх понятен в случае, если человек поступает не по совести. Но если человек поступает по совести, старается не грешить, но не может где-то не промахнуться, поскольку не промахнуться невозможно, чего бояться? Однако, страх Божий часто преподносится как необходимая составляющая здорового человека - не больного. На самом деле, страх Божий восходит к Ветхому завету, где Бог мог тебя прибить просто за промах. Например, согласно Ветхому завету, Бог убил двух священников, поскольку они кадильницу не так раскурили, а потом пригрозил смертью тем, кто без разрешения осмелится пожалеть убитых (Лев.10:1-6). Или Бог начинает беспорядочно убивать всех подряд за то, что кто-то, не имеющий должного статуса, принимается роптать (Чис.11:1-3).

В христианстве концепция греховной природы часто рассматривается в свете того, что, поскольку мы не в состоянии не грешить, мы предстанем на суд Божий с грузом грехов, и можем за эти грехи быть осужденными на вечные муки. Даже святые, мол, перед смертью дрожали.

Страх понятен в случае, если человек поступает не по совести.

Но если человек поступает по совести, старается не грешить, но не может где-то не промахнуться, поскольку не промахнуться невозможно, чего бояться?

Однако, страх Божий часто преподносится как необходимая составляющая здорового человека - не больного.

На самом деле, страх Божий восходит к Ветхому завету, где Бог мог тебя прибить просто за промах. Например, согласно Ветхому завету, Бог убил двух священников, поскольку они кадильницу не так раскурили, а потом пригрозил смертью тем, кто без разрешения осмелится пожалеть убитых (Лев.10:1-6).

Или Бог начинает беспорядочно убивать всех подряд за то, что кто-то, не имеющий должного статуса, принимается роптать (Чис.11:1-3).

Но ниже в этой же главе начинает роптать Моисей, и ему не сделано даже замечания. Ему можно.

Понятно, что такого Бога следует бояться.

Можно здесь сделать интересную параллель с маоистским Китаем. Юнь Чжан пишет: "Как-то мы прочитали в «Жэньминь жибао», что один старый крестьянин повесил на стенах своей комнаты тридцать два изображения Мао «и теперь видит лицо Председателя Мао, едва откроет глаза, в какую бы сторону ни поглядел». Мы тоже оклеили стены класса плакатами с милостиво улыбающимся Мао. Но очень скоро поспешили их снять. Прошел слух, что на самом деле крестьянин использовал их вместо обоев — портреты Мао печатались на лучшей бумаге и выдавались бесплатно. Репортера, написавшего заметку, по слухам, разоблачили как классового врага, проповедующего «оскорбление Председателя Мао». Впервые в мое подсознание вошел страх перед Мао".

Получается, репортер промахнулся, и накрыли его. Отсюда и у остальных страх.

Но это нездоровый страх.

Не должно быть в здоровой ситуации страха перед лидером.