В этой статье я расскажу вам о посещении самого главного буддийского религиозного учреждения в России - Иволгинского дацана, расположенном в 35 км. от Улан-Удэ - столицы Республики Бурятия. В России буддизм исповедают калмыки, проживающие на юге Европейской части России, тувинцы и буряты, жители горных областей юга Сибири. Бурятия является самым крупным буддийским субъектом РФ с численностью населения чуть менее 1 млн. человек, в Туве и Калмыкии проживают около 300 тыс. человек, а Улан-Удэ неофициально называют главным центром буддизма в России. Конечно, в Кызыле и Элисте тоже есть большие буддийские религиозные комплексы, но по масштабу они уступают Иволгинскому дацану. Буддизм исповедуют в странах Центральной, Восточной, Южной и Юго-Восточной Азии (Монголия, Тибет, Непал, Бутан, Шри-Ланка, Мьянма, Таиланд, Камбоджа и Лаос).
Иволгинский дацан расположен вблизи села Верхняя Иволга в межгорной степной Иволгино-Селенгинской впадине. Добраться до главной буддийской святыни России из Улан-Удэ очень просто (из бурятской столицы ходят маршрутное такси №104 и №130 с интервалом от 15 до 30 минут до районного центра поселка Иволгинск, а оттуда уже сесть на газель до дацана). Путь до дацана из центра Улан-Удэ займет меньше одного часа.
Но а теперь немного истории становления Иволгинского дацана. Дацан появился в Иволгинской долине, в местности Ошор-Булаг, в 1945 г., после окончания Великой Отечественной войны. В 1920-1930-ых годах буддийские храмы и дацаны закрывались по всей Бурятии и безжалостно сносились. В 1947 г. на территории дацана появился первый храм - Чойра-дуган. В 1950-1960-ых годах на территории дацана были возведены основные деревянные хозяйственные постройки и жилые помещения для лам-священнослужителей, а также основные храмовые комплексы, напоминающие китайские пагоды.
На территории комплекса расположены многочисленные субурганы (буддийское архитектурно-скульптурное культовое сооружение полусферической формы), молитвенные барабаны с китайскими иероглифами, а также скульптуры тигра, льва, дракона, характерные для азиатских стран .
В 1991 г., после распада СССР, на территории дацана был организован буддийский университет "Даши Чойхорин им. Дамба Даржа Заявва" (первый глава буддистов Восточной Сибири в 1764-1776 гг.). В университете ламы обучаются буддийской философии, исполнению обрядов, буддийским канонам и основам тибетской медицины. Согласно официальным данным, в единственном в России буддийском университете обучаются не менее 100 студентов. В университете периодически проходят шахматные турниры, а также мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни и отказа от вредных привычек (курение, употребление спиртных напитков и наркотических веществ), так как буддизм - это миролюбивая религия, направленная на достижении гармонии человека с окружающим миром и избавлению от невзгод, страданий и пороков.
Самой главной изюминкой Иволгинского дацана является нетленное тело Хамбо-ламы Итигэлова, который 75 лет провел в нирване, прежде чем его тело доставили в главный храм. Итигэлов Дарши-Доржо являлся авторов многих книг по буддийскому учению, проектировщиком нескольких дацанов в Бурятии, организатором фонда помощи военным и ветеранам Русско-Японской и Первой Мировой войны. В 1911-1917 гг. был главой буддистов Восточной Сибири. Также Пандито Хамбо Лама Итигэлов обладал даром предсказывать дальнейшее развитие событий. В частности, в 1920-ых года Итигэлов предвидел уничтожение буддизма в СССР и соседней Монголии, а ламам посоветовал спасаться от преследований НКВД в труднодоступной местности (высокогорья, тайга, болота), при этом сам был уверен, что его не смогут найти представители советской власти. В 1927 г. Дарши-Доржо Итигэлов впал в нирвану в позе лотоса, а фактически умер.
В 2002 году дацан получил нетленное тело хамбо-ламы Итигэлова, а в 2008 г. прошел обряд освящения Благословенного Дворца Хамбо-ламы Итигэлова, а само тело было помещено в саркофаг и напоминает мумию. Фотографировать внутри буддийских храмов запрещено, поэтому не будет фотографии тела Итигэлова. Как оказалось, спустя 80 лет после смерти тело Итигэлова сохранило признаки жизни (тело монаха достаточно высокой температуры, температура тела меняется, монах даже потеет, тело нисколько не деформировалось). Как такое возможно спустя почти век после смерти?
Известно, что температура тела умершего человека падает до температуры окружающей среды менее чем через сутки после смерти, а тело разлагается за 30-40 лет. Скорее всего, Хамбо-лама Итигэлов обладал какими-то священными свойствами, которых нет у обычных людей. Согласно распространенным сведениям от лам-священнослужителей, Итигэлов перед своей смертью в 1927 году завещал своим учеником вскрыть саркофаг через 30 лет, и, убедившись в сохранности тела, навестить его повторно через 20 лет, а через 75 лет лама обещал вновь вернутся в мир живых. После завещания Пандито Хамбо Лама Итигэлов сел в позу лотосу в впал в состоянии медитации, а затем ученики поместили тело в кедровый куб с солью, где и скончался. В 1955 и 1973 г. ламы - последователи учений Итигэлова, вскрывали кедровый куб , убедившись, что тело ламы Итигэлова находится в целостности и сохранности, без видимых признаков смерти и изменения позы тела. О точном местоположения кедрового куба Итигэлова в советское время практически никто не знал, да и не безопасно было это делать по политическим соображениям. В 2002 году лишь один лама, хоронивший Итигэлова, остался в живых. 88-летний Амгалан Дабаевич Дабаев (старожил села Гильбира Иволгинского райна, 1914 года рождения), указал тогдашнему духовному лидеру Бурятии Пандито Хамбо Ламе ХХIV Дамбе Аюшееву местонахождение кедрового куба с телом Итигэлова. А спустя несколько дней тело ламы перенесли в Иволгинский дацан. С тех пор тысяча паломников со всей России и соседних зарубежных стран приезжают в Иволгинский дацан, чтобы поклониться нетленным мощам Итигэлова, попросить у него мудрого совета в трудной ситуации. Удивительно, но температура и вес тела нетленного старца изменяются во время большого скопления людей, которое случается в крупные буддийские праздники. Посещение главного храма с телом Итигэлова платное и составляет около 300-350 рублей с человека, а в храме каждый день проходят хуралы (буддийские богослужения), посвященные здоровью, избавлению от недуг и страданий, проводам в последний путь павших на СВО воинов и т.д.
В специальной оранжерее растет священное для буддистов дерево Бодхи, привезенное из Индии в Бурятию в 1960-ых годах. Специалисты тогда переживали, сможет ли дерево, растущее в тропических и экваториальных широтах, пережить суровые забайкальские зимы, где средняя температура в январе держится на отметке -25-30 градусов ниже ноля. И на сегодняшний день, помимо дерева Бодхи, в оранжерее произрастают фикусы и другие растения экваториальных широт. Круглый год в оранжерее поддерживается специальный микроклимат, а помещение оттапливается печкой-буржуйкой.
В стороне от популярных туристических маршрутов расположена скульптура известного бурятского скульптора Даши Намдакова "Маленький Будда", где будда лежит на туловище представителя семейства кошачьих (то ли лев, то ли тигр).
Помимо религиозной деятельности, Иволгинский дацан занимаются изготовлением статуэток Будды для туристов, прочей сувенирной продукции, а также, по словам местного экскурсовода, переработкой овечьей шерсти и изготовлением одежды.
Итак, Иволгинский дацан является памятником истории и архитектуры регионального значения. Путешествуя по Бурятии, обязательно стоит заехать в дацан, даже если вы далеки от учений буддизма (погулять по территории дацана, сделать красивые фотографии храмов, построенных в стиле китайских и японских пагод, редких для российской архитектуры), отведать местной бурятской кухни в этно-кафе, а также набрать воды из целебного источника (аржана), обладающим рядом лечебных свойств (лечит заболевания кожи, глаз, желудочно-кишечного тракта, печени, сердца, суставов и т.д.).
Помимо посещения дацана, можно прогуляться по степи, побродить по окрестным горам, напоминающих солнечную Хакасию, и искупаться в прохладной речке. Летом здесь стоит адская жара под 35-40 градусов, поэтому стоит с собой брать несколько бутылок питьевой воды с собой.
В следующих статьях я вам расскажу про посещение бальнеологического и термального курорта Горячинск, расположенного в 170 км. к северо-востоку от Улан-Удэ на берегу Байкала. Всем удачи и интересных путешествий.