Такая небольшая, но очень важная подтема – как установить связь слов в предложении. Это основа для того, чтобы ребенок научился правильно формулировать свои мысли и грамотно строить речь. По сути, умение красиво говорить – это важный навык, который необходим будущим ораторам, дикторам, блогерам и т.д. А сегодняшним школьникам и будущим студентам это просто поможет при устных ответах и общении со сверстниками.
Задания взяты из учебника по русскому языку для второго класса, часть 1. Авторы – В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, 2023 год. Программа – Школа России.
Задание 49
Как выполнить задание
Сходство предложений:
Имеют одинаковый смысл. В обоих говорится о яблоке, которое упало.
Различие:
Первое предложение – нераспространённое. Оно состоит только из главных членов (двух слов): подлежащего и сказуемого.
Во втором предложении имеются и другие слова: второстепенные члены, которые дополняют и уточняют основную информацию. Это предложение является распространенным.
°
Распространённое предложение:
Спелое яблоко упало с яблони.
Вопросы задаем от главных членов к второстепенным:
Что? – яблоко (подлежащее);
Яблоко что сделало? – упало (сказуемое);
Яблоко какое? – спелое;
Упало откуда? – с яблони.
Задание 50
Как выполнить задание
°
Находим в предложении основу (главные члены) – подлежащее и сказуемое. Это слова дуб стоял. Также мы видим, что в предложении кроме главных членов есть и другие слова. Это второстепенные члены. Значит, предложение является распространенным.
°
Дуб какой? – могучий, по смыслу этот второстепенный член связан с подлежащим;
Стоял как? – одиноко, по смыслу этот второстепенный член связан со сказуемым;
Стоял где? – на краю, по смыслу этот второстепенный член связан со сказуемым;
На краю чего? – леса, по смыслу этот второстепенный член связан с другим второстепенным членом.
°
Пары слов, связанные по смыслу:
Дуб (какой?) могучий, стоял (как?) одиноко, стоял (где?) на краю, на краю (чего?) леса.
Задание «Проверь себя»
Как выполнить задание
1
Вот на ветке лист кленовый. – сообщение, информация о листе. Повествовательное предложение, в конце ставится точка.
Нынче он совсем как новый! – удивление, восторг. Предложение восклицательное, поэтому в конце стоит восклицательный знак.
Весь румяный, золотой. – описание, повествование, в конце – точка.
Ты куда, листок? – обращение, которое содержит вопрос. Вопросительное предложение - в конце ставится вопросительный знак.
Постой! – призыв к действию. Побудительное предложение, в конце – восклицательный знак.
2
3
- Ребята играют.
- Ребята играют в шахматы.
Первое предложение – нераспространенное. Из него мы просто узнали, что ребята играют. Это может быть любая игра.
Второе предложение – распространенное. Содержит уточнение – во что играют ребята. Теперь понятно, что они играют именно в шахматы.
4
Текст к рисунку:
Наступила золотая осень. Мальчики и девочки пошли в лес. Очень красиво в осеннем лесу! Дети с радостью собирали букеты из желтых и красных листьев. Прогулка удалась.
***
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые полезные публикации.
Также читайте: