Найти в Дзене
Всеволод Шимов

На старой советско-польской границе

Сегодня осмотрим места, связанные со старой советско-польской границей 1921-39 гг.: советские пограничные укрепления в Дзержинском районе, а также бывшие пограничные станции Негорелое и Столбцы. Нынешнюю территорию Белоруссии советско-польская граница по условиям Рижского мира перерубала практически пополам. Сегодня этот старый геополитический «рубец» ещё напоминает о себе отдельными деталями ландшафта в бывших пограничных областях. В первую очередь, это советские пограничные укрепления, образующие так называемую «линию Сталина». В районе Заславля создан целый музейный комплекс, посвященный «линии Сталина», однако ее остатки разбросаны на всем протяжении бывшей границы. ДОТ, стоящий в чистом поле в окрестностях деревни Клыповщина Дзержинского района. ДОТ облагородили граффити на тему Великой Отечественной войны. Кстати, город Дзержинск в Минской области появился не случайно. Неподалеку отсюда располагается Дзержиново — родовое имение Железного Феликса. Правда, находится оно в соседнем

Сегодня осмотрим места, связанные со старой советско-польской границей 1921-39 гг.: советские пограничные укрепления в Дзержинском районе, а также бывшие пограничные станции Негорелое и Столбцы. Нынешнюю территорию Белоруссии советско-польская граница по условиям Рижского мира перерубала практически пополам. Сегодня этот старый геополитический «рубец» ещё напоминает о себе отдельными деталями ландшафта в бывших пограничных областях. В первую очередь, это советские пограничные укрепления, образующие так называемую «линию Сталина». В районе Заславля создан целый музейный комплекс, посвященный «линии Сталина», однако ее остатки разбросаны на всем протяжении бывшей границы.

ДОТ, стоящий в чистом поле в окрестностях деревни Клыповщина Дзержинского района. ДОТ облагородили граффити на тему Великой Отечественной войны. Кстати, город Дзержинск в Минской области появился не случайно. Неподалеку отсюда располагается Дзержиново — родовое имение Железного Феликса. Правда, находится оно в соседнем Столбцовском районе, а это в межвоенный период была польская территория. Так что в Дзержинск переименовали городок Койданово как ближайший на советской территории к родовому гнезду Феликса Эдмундовича:

Вид от ДОТа на пересечение автомобильной и железной дороги Москва-Брест:

-2

Ещё одно пограничное укрепление посреди кукурузного поля, но уже никак не облагороженное:

Сельская пастораль, которую можно увидеть, если залезть наверх:

-4

Ну что ж, перемещаемся в Негорелое. Этот ничем не примечательный станционный посёлок волей геополитических судеб на неполные 20 лет стал основными железнодорожными воротами Советского Союза. Международные поезда из Европы прибывали на станцию Негорелое, где пассажиры пересаживались в советские вагоны. Естественно, в то время именно здесь «встречались» русская и европейская колея:

-5

Вот так выглядел въезд в Негорелое в межвоенную эпоху. Место было идеологически заряженным:

-6

Современный вокзал. Здание послевоенное. Островное расположение намекает на то, что с одной стороны к вокзалу подходила европейская колея, с другой — русская. Такая схема сейчас сохраняется в Бресте:

Вид в сторону Минска. За белым забором справа располагалась база запаса. В 90-е на ней стояло много интересного — паровозы, тепловозы ТЭ3 и 2ТЭП60. Вся эта красота была прекрасно видна с проходящих поездов. Сейчас не осталось ничего:

-8

Грузовой в сторону Бреста:

Максим Горький регулярно шастал через Негорелое на загнивающий капиталистический Запад. «Железного занавеса» в том смысле, в котором он возник во время «холодной войны», тогда еще не было.  Правда, и поездки за рубеж могли себе позволить не только лишь все:

-10

Интерьер вокзала в Негорелом:

Вид на поселок Негорелое со станции:

-12
Остатки православной церкви в Негорелом
Остатки православной церкви в Негорелом

Ну что ж, перемещаемся в Столбцы (при поляках Stołpce). Кстати, ни в польском, ни в современном белорусском нет слова «столб», от которого произошло название города.

Станция в Столбцах непропорционально большая, с островным вокзалом, как и в Негорелом. Очевидно, всё это тоже рудименты былого пограничного положения города. Сам вокзал — 1926 года постройки, т.е. как раз времен Польши:

Внутри вокзала:

Вид на Столбцы с пешеходного мостика. Виден новодельный костёл св. Казимира:

-16

По станции ползал маневровый ТМЭ1 — глубокая модернизация старого доброго ЧМЭ3:

Электричка на Минск
Электричка на Минск
Направление на Барановичи/Брест
Направление на Барановичи/Брест

ВЛ80с притащил на станцию короткий грузовой поезд, в хвост к которому прицепился ТМЭ1 — видимо, будет забирать часть вагонов:

Вот такое оно, бывшее польско-советское пограничье. Когда-то неспокойный край, ощерившийся укреплениями и колючей проволокой, а сегодня — сонная глубинка в самом центре Белоруссии.