Алан Силсон лидер гитарист Smokie. Одной из самых популярных поп групп середины 70-х в СССР, человек не публичный как в прочим и его коллега Пит Спенсер. О его жизни и творчестве после Smokie мало что известно. По этому так интересно читать те редкие интервью которые он иногда дает. В этой статье публикуются выдержки из его беседы с двумя его фанатами (Simson, Stranger) имевшей место в Москве 14 апреля 2007 года. Полное интервью можно прочесть пройдя по ссылке: http://www.chris-norman.ru/component/content/article/silson-rus?catid=35&Itemid=217
— Я где-то читал, что Вы коллекционируете сценическую обувь.
— Обувь? Нет, я коллекционирую поясные ремни.
— На обложке альбома “Whose Are These Boots?” изображены Ваши сапоги?
— Да, сапоги на обложке мои, они до сих пор у меня есть. Именно по моей инициативе они попали на обложку этого альбома. Мы были в Ирландии и пытались придумать название для нового альбома. Как то в номере я приводил в порядок свои волосы после душа и споткнулся об них. В этот момент я подумал : “Whose are these boots?” (“Чьи это сапоги?”). Фраза мне понравилась и через 10 минут спустившись в бар я предложил ее парням.
— Расскажите про фото на обложке диска “Midnight Cafe”, оно просто великолепно!
— Ещё со времени “Kindness” у нас был свой собственный имидж. Тогда это были в основном джинсы и футболки, никакого глэма и пестроты. В середине 70-х же началась эра глэма и, к сожалению, Чинн-Чэпмен пытались сделать из нас что-то подобное, попсовое, чтобы мы шли в общем потоке. На самом деле, мы не хотели этого, но в то время у нас не было выбора.
— А Вы помните, где находится это кафе с обложки?
— Я не помню точно, где находилось это кафе, оно находилось где-то в Лондоне – это всё , что я помню.
— На фото на обратной стороне обложки был ещё человек, выглядевший как секретный агент.
— Я помню этого человека, но не помню точно, кто это был, скорее всего, кто-то из наших роуди. Когда мы снимались для этой обложки, было немного страшновато, так как это был “нехороший” район. В этой одежде мы были похожи на местную шпану. Райончик был еще тот и у нас не было большого желания слоняться там слишком долго.
— А почему альбом “Solid Ground” был назван именно так?
— В тот момент на короткое время мы получили некоторую свободу для творчества. Мы решили воспользоваться этим обстоятельством и сделать альбом для души, вернуться к нашим корням. Разумеется, его звучание получилось непохожим на типичные альбомы Smokie и звукозаписывающая компания была совсем не в восторге от него. Но это мой любимый альбом. Я полагаю, на нем мы смогли вернуться к нашим истокам, к блюзовому року, который мы все любили. Нам всем очень нравилось работать над этой пластинкой.
Затем Simson подарил Алану губную гармонику Hohner, и попросил Алана сыграть тот самый кусочек из "Love me do", который они изображали у стен школы St.Bede's в известном фильме о Smokie. Сначала Алан засмущался, сказав, что не сумеет, но в конце концов он это сыграл! И это было потрясающе!..
Simson сказал, что будет очень счастлив, если Алан использует эту гармонику на записи какого-нибудь проекта. Алан сердечно его поблагодарил и пообещал непременно это сделать. Сказал, что хотел бы в будущем записать блюзовый альбом – это то, к чему лежит его душа. Он так же добавил:
— Первая гармоника, которую я приобрел более 40 лет назад стоила 50 пенсов, она была похожа на эту, и до сих пор у меня сохранилась. У отца Рона Келли (первый барабанщик группы) была очень хорошая двухоктавная гармоника, и не так давно, после его ухода, Рон подарил мне этот инструмент, чтобы я заботился о нем, что я конечно же делаю.
— Давайте поговорим о песне “The other side of the road” из 1979 года. Мы обожаем Вашу гитару на ней. В кредитах на альбоме сказано, что Вы использовали там гитарный синтезатор, это правда? И как Вы придумали это звучание?
— Вы имеете в виду вот эти звуки – “вау, ва-ва-вау…” (напевает), которые идут в начале? Нет, я не использовал там гитарный синтезатор, это был “voice box”! Позднее Ричи Самбора из Bon Jovi использовал такую штуку.
— Неужели? Voice box?
— Да! И это заняло у меня достаточно времени , так как я всё время смеялся. Мне было смешно, я чувствовал себя глупо в то время как стоял и пытался сотворить эти звуки “вау-вау”, с трубкой во рту. Я полагаю, для окружающих это выглядело забавно.
— А что касается соло на “Walk right back” из "Bright Lights And Back Alleys" 1977-го, какой инструмент Вы использовали на нем – гармонику или что ещё?
— Нет, это было в точности то же самое – “voice box”, и я использовал свой голос для этого соло. Должен заметить, что во время записи я надел очень темные очки, так чтобы никто не мог видеть моих глаз. Я чувствовал себя довольно неловко, так как это была относительно новая для меня техника игры на гитаре.
— Это была Ваша идея использовать такую технику на этой песне?
— Да, моя.
— Но откуда Вы взяли это? Может Вы слышали что-то подобное раньше?
— Я не знаю... (смеется). Нет, ничего подобного не было. Я думаю, единственными гитаристами, кто использовал такие вещи в то время были Питер Фрэмптон и Джо Уолш. Только у них я когда-либо мог слышать такое в то время. И тогда я придумал сделать эту обработку, так как чувствовал, что она была здесь весьма подходящей. Конечное звучание на самом деле зависит от того, как ты это поешь. Когда мы записывали “Walk right back”, и я пел вот это “во-во-ва-вау”, то ощущал себя по-дурацки, потому что это звучит так, как будто с тобой не всё в порядке… (смеется).
— В 70-х не только мы, но и наши семьи очень вас любили. Наши мамы также очень хорошо знали ваши лица, так как все стены в наших комнатах были заклеены фотографиями Smokie.
— Это удивительно, впервые я столкнулся с этим когда переехал в городок под названием Илкли. Рядом с моим домом, была школа-интернат. И вот однажды я забрел в местный паб. Там ко мне подошел один парень, который, как оказалось, был директором этой школы. Он мне: “Я вас где-то видел раньше, но не могу вспомнить где...”. Но, в конце концов, он все-таки вспомнил и говорит: “Ааа, ваши фотографии ходили тогда по всей школе”, потому что как раз в то время мы были уже знамениты, я имею в виду Smokie.
— Полагаю, что в то время вы были чем-то вроде символа, главными “звездами” Брэдфорда, самой знаменитой группой, когда-либо вышедшей оттуда.
— О да, это в большой степени было так. В то время мы не могли никуда выйти в Брэдфорде. Мы подошли к той точке, когда это стало просто опасно и сумасбродно. В то самое время, когда мы стали успешны и популярны, некоторые люди даже пытались переехать в Брэдфорд. В местном пабе, куда я обычно заходил в то время для общения с друзьями, постоянно появлялось множество незнакомцев, знающих, что я там бываю. И напротив, некоторые люди, которых мы знали до этого, вдруг дистанцировались от нас и изменили свое отношение к нам. Может они думали, что мы пытаемся увести у них подружек...(смеется)... нет, мы не делали этого... впрочем, не всегда...(смеется).
— Давайте поговорим о Ваших гармониях. Гармонии Smokie в 70-х были действительно великолепными и уникальными! Как вы учились петь их?
— Ответ будет все таким же – я не знаю, клянусь богом (смеется). Это просто пришло к нам естественным путем. Крис Норман, Терри Аттли и я – никто из нас не знает нот, но мы все умеем петь. Если вы попросите меня, Криса и Терри спеть и сыграете нам последовательность аккордов – мы сможем легко им следовать. Мы имеем три уникальных голоса, которые очень искусно сочетаются, это не так часто встречается. Наверное в школьные годы мы проводили гораздо больше времени за пением и игрой, чем за домашними заданиями…. (смеется).
— А Пит Спенсер принимал участие в исполнении гармоний в Smokie?
— Нет, он не занимался вокалом, но он один из лучших барабанщиков, которые мне известны и отличный музыкант.
— Поддерживаете ли Вы контакт с Майком Чапменом? Нет ли у Вас планов поработать с ним?
— Нет, к сожалению, я давно с ним не пересекался. Майк очень повлиял на меня в плане создания песен и продюсирования. Он фантастический композитор и автор песен.
— В 1983 году Вы, Крис и Терри работали с Агнетой Фальтског над ее сольным альбомом. Песня “Once burned, twice shy” просто великолепная, и благодаря вашим гармониям она во многом звучит как песня Smokie.
— Да, очень верно! Ну, так ведь это были мы, что я могу еще добавить? По стилю эта вещь могла бы быть на любом альбоме Smokie.
— Как вам работалось с Агнетой?
— Это было замечательно, она очень милый человек, немного застенчивая, но хорошая. Прекрасная певица, она была большой частью ABBA – великой группы с прекрасными песнями. Кстати, музыканты, работавшие тогда в студии с Агнетой были те же самые, что в свое время работали с ABBA. Они были великолепны, действительно очень хорошие музыканты. Студия была также само совершенство, одна из лучших, что я видел. Все было первоклассно.
— Наверное потому что у них было очень много денег?
— Да, наверно. Знаете, почему у них было много денег? (смеется) Потому что они не заплатили нам ничего за наш вокал! Мы там пробыли 5 или 6 дней – я, Крис, Терри и Дон Мондрилл, наш роуди. И в конце они оплатили наши счета в баре… (смеется), вот куда и ушли все наши деньги. Знаете, ведь алкоголь в Скандинавии очень дорогой, а мы обычно любили пропустить стаканчик-другой.
— В работе над Вашим альбомом “Solitary Bird” Ваши старые друзья по Smokie также принимали участие?
— Да. Это альбом Пита Спенсера и мой – мы вдвоем сделали большую его часть. Пит сыграл на барабанах и на некоторых клавишных. Также он выступил как лидер-вокалист в песне “I like it like that”. Крис Норман сыграл на ритм-гитаре в “Drive me wild”.
Я думаю, поэтому и Smokie стали тем, кем стали. В ранние годы Крис увлекался Бобом Диланом. Крис – фантастический ритм-гитарист, на одном уровне с Брюсом Уэлшем из Shadows. А что касается меня, то я интересовался работами Джимми Хендрикса, Дэнни Кервина, Эрика Клэптона, Джорджа Харрисона, Ричи Блэкмора, Рори Галлахера и Джеффа Бека. И так вот наши различные влияния сошлись вместе и сделали группу Smokie.
Я думаю, что все эти влияния также заметны на моем новом альбоме, и на нем определенно видны мои “смоковские” корни, которыми я до сих пор горжусь.
— На Вашем альбоме есть также песня “Safe in the arms of love”, которую Крис записывал на своем диске “Break the ice” в 1989 году с Вашим участием.
— Да, я спел ее с Крисом несколько лет назад. Я не знаю, кому принадлежала идея записать ее сейчас, может это был Пит? Да, я думаю, это была идея Пита – спеть ее вместе с Тери Салливан, она родственница Криса. Тери поет еще в одном дуэте со мной на этой пластинке, а также частично в “Drive me wild”. Она замечательная певица, и я думаю наши голоса действительно хорошо звучат вместе.
— Как Вы полагаете, звучание Smokie было уникальным?
— Да, оно было таким. И на самом деле никто не может добиться такого звучания в наши дни. Оно складывалось из голоса Криса, моих гитарные соло в определенном стиле и характерного звучания гитары, превосходных барабанов Пита, и конечно, трехсоставных гармоний. Теперь же - у Криса нет Терри и меня, а у меня нет Криса и Терри, и таким образом никто из нас не может повторить это уникальное гармоническое звучание Smokie. С моим диапазоном голоса я могу спеть все остальные вокальные партии, которые конечно же не будут звучать как оригинальные Smokie, но будут очень близки к этому – я думаю, вы сможете это услышать в гармонических партиях на моем новом альбоме.
— Были ли Smokie дружны с какими-то группами из обоймы Чинна-Чапмена в 70-е?
— Да, например, мы были очень хорошими друзьями с группой “Mud”.
— На многих видео Smokie 70-х, например на “Living next door to Alice” можно увидеть Криса, играющего на 12-струнной гитаре. Помните ли Вы, что это была за модель гитары?
— Я не помню точно, как правило это я играл на 12-струнной гитаре, особенно на записи в студии. Когда Крис приходил, чтобы сыграть на 12-струнной гитаре в студии, он говорил: “Пусть Алан сделает это, у него руки сильнее”. Потому что, когда вы играете на ней, это довольно непросто и может быть достаточно болезненно. Мы посмеивались над этим иногда.
А на сегодня все.