- "Москва кабацкая": "Ты, Рассея моя... Рас...сея, азиатская сторона".
- "Любовь хулигана": "В первый раз я запел про любовь, в первый раз отрекаюсь скандалить".
- На этом прощаюсь с вами, дорогие друзья! А вы любите стихи Есенина? А стихи из цикла "Москва кабацкая"? Какое ваше самое любимое стихотворение? Делитесь мнением в комментариях, обсудим, подискутируем. Всем только позитивных эмоций от книг! И до новых книжных встреч на канале "Учёный кот"!
Всем привет! В рамках замечательной читательской активности, придуманной авторами сразу нескольких каналов, а именно, читательского марафона "Открой школьную Вселенную", сегодня читаем стихотворный сборник Сергея Александровича Есенина "Москва кабацкая". Куратор второй четверти - хозяйка дружественного мне "кошачьего" канала "Кот - книголюб", Елена, а тема её "Многоликий XX век" (ссылку на марафон прикрепляю, выбирайте книги из действительно обширного списка и присоединяйтесь к нашей дружной компании). Я, например, не представляю XX век без Есенина - ярчайшего представителя "новокрестьянской" поэзии и лирики, по - настоящему "народного поэта", многие стихи которого превратились в песни, навеки вошедшие в наше ДНК и ставшие неотъемлемой части российского культурного кода. Думаю, вряд ли найдётся хоть один человек, который с ходу не продолжит строчки "Белая берёза под моим окном...", "Клён ты мой опавший...", "Отговорила роща золотая...". Есенин точно такое же наше всё, как Пушкин (которого сам поэт безмерно любил), Лермонтов, Гоголь, Бунин, Пастернак, Булгаков, Толстой... На моей книжной полке есенинский сборник "О Русь, взмахни крылами...", изданный в 1995 году в столетию со дня рождения поэта, напечатанный на ужаснейшей жёлтушной бумаге, с огромным количеством чудовищных опечаток (ельцинской России было не до качества книг), занимает центральное место, будучи часто доставаемым - то дети учат стихи в школу, то я сам периодически читаю что - нибудь, когда душа за повседневными заботами требует лирики.
А впрочем, у Есенина ведь были и другие стихи. Я услышал их впервые лет в восемь, когда возвращаясь однажды из школы, услышал, как соседские пацаны на несколько лет старше меня выводят за гаражами под гитару жалостливыми голосами "Ты жива ещё, моя старушка" (помните, как проникновенно пели эту песню в фильме Шукшина "Калина красная"?) Песня мгновенно запала в душу (тогда я ещё не знал, что она на стихи Есенина), особенно драматичная строчка про "будто кто -то мне в кабацкой драке саданул под сердце финский нож", которую я бесконечно мурлыкал себе под нос, пока не услышал покойный папа. Я был обозван обидными до слёз словами "приблатнённый", " урка" и "босяк", но песню всё равно запомнил на всю жизнь. А уже в студенчестве, именно из вышеупомянутого сборника из домашней библиотеки, я узнал, что у Есенина есть целый сборник подобных стихов под названием "Москва кабацкая", выпущенный в далёком уже 1924 году (ого, а ведь у него в этом году серьёзный юбилей!) Стихи, вошедшие в сборник, были написаны под влиянием так называемой "мировоззренческой ломки", произошедший с поэтом в ходе заграничного турне вместе с Айсейдорой Дункан. В ходе него Есенин много встречался с представителями белоэмиграции, сумевшей разъяснить ему истинное положение дел в большевистской России, что привело к переоценке им собственных восхищённых взглядов на события Октября и нашло отражение именно в этом сборнике.
Жалко им, что Октябрь суровый
Обманул их в своей пурге
И уж удально точится новый
Крепко спрятанный нож в сапоге.
Да и пролетарская Москва встретила Есенина не очень благосклонно. Это в Петрограде он был избалован опекой и ласками питерской публики, здесь же он был чужаком, вынужденным доказывать, что он "без пяти минут известный поэт", а после поездки заграницу ещё и "контра", и это недружелюбие тоже не могло не отразиться в настроении стихов московского периода.
Как тогда я отважный и гордый
Только новью мой брезжит шаг
Если раньше мне били в морду
То теперь вся в крови душа...
Впрочем, давайте по порядку. Цикл состоит из двух подциклов "Москва кабацкая" и "Любовь хулигана", предваряемых четырьмя стихами вступления и завершаемых стихотворением - заключением. Итого пятнадцать стихотворений. Давайте рассмотрим каждый из подциклов по отдельности.
"Москва кабацкая": "Ты, Рассея моя... Рас...сея, азиатская сторона".
Состоит из семи стихотворений:
1. "Я обманывать себя не стану..."
2. "Да! Теперь решено. Без возврата..."
3."Снова пьют здесь, дерутся и плачут..."
4. "Сыпь гармоника. Скука... Скука..."
5."Пой же, пой. На проклятой гитаре"
6. "Эта улица мне знакома..."
7. "Мне осталась одна забава"...
Впрочем, изначально сборник выглядел совсем не так - стихотворений было всего четыре. "Сыпь гармоника. Скука... Скука..." и "Пой же, пой. На проклятой гитаре" не решился включить в сборник сам Сергей Александрович, хотя в Берлине за год до этого они уже входили в сборник "Стихи скандалиста". Ну не простила бы московская публика автору "Белой березы" и "Отговорила роща золотая" следующих строк:
Сыпь гармоника. Скука... Скука..."
Гармонист пальцы льёт волной.
Пей со мною, паршивая с...а,
Пей со мной.
или таких, например:
Пой же, пой в роковом размахе
Этих рук роковая беда.
Только знаешь, пошли их на -х...р
не умру я, мой друг, никогда.
Советская же цензура в век всеобщего атеизма и отрицания моральных устоев не простила поэту следующих строк:
Стыдно мне, что я в Бога верил
Горько мне, что не верю теперь.
или:
Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
за неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.
Поэтому четвёртое, пятое и седьмое стихотворение дополнили сборник значительно позже, уже после смерти поэта. Впрочем, атмосферы тоски и безнадёги в этом подцикле хватало и без них. Всем известна пагубная страсть Сергея Александровича к алкоголю, так что лирический герой здесь чаще всего вдрызг пьян, "читает стихи проституткам и с бандюгами жарит спирт". Причём, исследователи творчества Есенина считают, что у лирического героя стихов есть реальный топоним - популярное среди московской творческой богемы кафе "Домино", располагавшееся на Тверской. По слухам, здесь собирался не только московский бомонд, но периодически захаживали и криминальные и "околокриминальные" элементы, а вслед за ними и "ночные бабочки" в поисках клиентов. Так что ужасные картины про "гармониста", который "спиртом сифилис лечит" и про "шум и гам в этом логове жутком" вполне себе возможно были придуманы Есениным не в пьяном бреду, а подсмотрены воочию.
Впрочем, лирический герой не только пьёт и дебоширит, но и периодически трезвеет, с нежностью вспоминая родной дом (пронизанное любовью и нежностью к русской деревне стихотворение "Эта улица мне знакома..."). В общем же и целом, подцикл оставляет ощущение полной безнадёги, чувствуется усталость Есенина от жизни. Самое поразительное при этом, что стихи именно из него ушли в народ, став песнями.
На самое безобидное стихотворение "Я обманывать себя не стану..." музыку в 1983 году придумал Сергей Сарычев, основатель арт - рок группы "Альфа", а в 90-е её же лихо перепели "Отпетые мошенники".
Стихотворение "Мне осталась одна забава"... положил на музыку актёр театра и кино Сергей Беляев, а очень пронзительно и проникновенно исполнил Александр Малинин.
Моя самая любимая песня на стихи Есенина "Да! Теперь решено. Без возврата..." была исполнена панк группой "Монгол Шуудан". Все почему то думают, что это группа одной песни, но это неправда - просто она у них реально самая известная.
"Любовь хулигана": "В первый раз я запел про любовь, в первый раз отрекаюсь скандалить".
В сборник вошли следующие стихотворения:
1. "Заметался пожар голубой..."
2. "Ты такая ж простая, как все..."
3. "Пускай ты выпита другим..."
4. "Дорогая сядем рядом..."
5. "Мне грустно на тебя смотреть..."
6. "Ты прохладой меня не мучай..."
7. "Вечер чёрные брови насопил..."
Все до единого стихотворения подцикла были посвящены Августе Леонидовне Миклашевской, актрисе театра и кино, последней любимой женщиной Есенина после болезненного разрыва с Дункан. Лирический герой стихотворений не меняется (это всё тот же хулиган, "чтящий грубость и крик в повесе"), но в корне меняется тон стихотворений - вчерашний завсегдатай кабаков готов забыть их, "лишь бы нежно касаться руки и волос твоих, цветом в осень". Этот подцикл полон светлой грусти, но чувства безнадёги уже не вызывает.
Несмотря на лирический тон второго подцикла, хулиганства первого критики ему так и не простили. Самое безобидное, что говорили о сборнике, это "В стихах Есенина о кабацкой Москве размагниченность, духовная прострация, глубокая антиобщественность, бытовая и личная расшибленность, распад личности выступает совершенно отчётливо".(с) Причём, эта критика печаталась в журнале "Красная новь", где всего за год до этого публиковались стихи из "Любви хулигана". Впрочем, что нам до слов докучливых критиков, если стихи этого цикла до сих пор читают, любят и учат? Это проверенная и выдержанная временем поэзия XX века, которая, я думаю, будет жить в веках.