Найти в Дзене
Автовод со стажем

В чем главная проблема вариатора, и из-за чего он так «быстро» ломается. Объясняю простым языком

Оглавление

Конструкция вариаторной коробки всегда вызывала массу претензий. Схема достаточно простая, основана на взаимодействии двухконусного шкива с гибким толкающим ремнем, набранным из металлических пластин. Конусы расположены на одной оси, но могут менять расстояние между собой. Благодаря этому плавно меняется передаточное отношение. В старых конструкциях конусы сближали и разводили между собой два гидроцилиндра, подключенные к масляному насосу. Жидкость приходилось тщательно фильтровать и охлаждать, чтобы она не меняла свою вязкость и обе части гидроблока работали синхронно и без подклинивания.

Схема никому не нравилась, ее часто ругали

При том, что такой вариатор был медлительным и чувствительным к разного рода мусору в масле, схема работала безотказно и могла передавать общем-то немалый крутящий момент, вплоть до 200-300 Н*м, как у некоторых кроссоверов.

Работа вариатора с гидравлическим приводом сильно зависела от температуры окружающей среды, но еще больше от точности настройки клапанной системы. Все необходимые манипуляции по калибровке и настройке системы управления на вариаторе выполнялись при сборке на заводе, на специальных стендах. Кроме того, сами конусы и толкающий ремень эти детали делались с прецизионной точностью. Все это было дорого, такие коробки были невыгодны для компании-производителя, ремонтировать ее в условиях мастерской было практически невозможно, и приходилось менять узел целиком.

Затем, светлая голова додумалась поставить линейные соленоиды вместо гидравлических приводов. Вариатор стал работать шустрей, точнее, но количество случаев, когда ремень проскальзывал относительно конусов, резко увеличилось. Пришлось делать целую электронную плату управления, которая следит за работой двигателя, нагрузкой на трансмиссией, температурой вариатора. Задача системы - блокировать любые ситуации, в которых может произойти проскальзывания ремня.

Почему нельзя буксировать машины с вариатором?

-2

Из-за того, что ремень уже будет не толкающим, а тянущим, и, скорее всего, заклинит между двумя конусами. Есть еще несколько важных ограничений касающихся температуры нагрева конусов и остальных деталей. В любом прецизионном механизме, где важен каждый микрон рабочей поверхности, изменение температуры моментально сказывается на его работоспособности.

Например, при повышении температуры длина ремня увеличивается. Это удлинение компенсируется механизмом натяжения. Но диапазон изменения невелик и если нагрев выше критического, то начнется едва заметное проскальзывание. Электроника может среагировать, но натяжитель, как правило, не в состоянии выбрать слабину. В результате система, работая даже с очень небольшой пробуксовкой, начинает повреждать ремень и поверхность конусов. А если, в масле еще присутствует и абразив, то износ возрастает в несколько раз. В результате вместо 150 тыс. км пробега, получается всего 100 тыс. км или того меньше.

При низких температурах, например в сильный мороз, электроника заблокирует ремень и конусы до тех пор, пока шкив и соленоиды не прогреются до минимально возможной температуры. С холодом все проще. Тем более, что гидравлическая жидкость на холоде обладает повышенной вязкостью.

Как ни странно, но наибольшей выносливостью и надежностью обладали первые схемы вариаторов без линейных соленоидов

-3

Такие системы используют и по сей день, но на небольших двигателях. Более современные вариаторы дешевле «старых» почти на 20%, легче и проще в ремонте. Их могут восстанавливать даже в условиях дилерского сервиса. Никакой проливки и проверки на стенде уже не нужно. Требуется только подгрузить специальную программу с гидравлическими характеристиками в память системы управления вариатора. Но в реальности такой ремонт, лишь временно решает проблему. Отремонтированный вариатор способен проехать от силы 50 тыс. км, не более.

И пока что владельцам машин с вариаторной коробкой не остается ничего другого как ездить крайне осторожно, не перегревать и не перегружать трансмиссию, менять дорогостоящее масло через 40 тыс. км., тщательно промывать контур и менять фильтр. Фактически затраты по содержанию вариатора, теперь переложены на плечи хозяина машины.

  • Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!

С уважением, Владимир Воробьёв

Спасибо, что дочитали до конца! Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал - всем удачи на дорогах!