"- Бардак! Развела тут в моей квартире свинарник! Чтоб убрала всё! – Капитолина повысила голос, - И что у вас вообще происходит? Почему Павел уже в который раз приходит ко мне занять денег, и говорит, что ты отказываешься кормить детей? Прячешь зарплату, или куда-то её тратишь! У него сейчас такой сложный период, пытается получить хорошее место, а ты что устроила?!"
* НАЧАЛО.
Глава 11.
Жить Ирине стало тяжело. Не физически, больше морально, конечно, такая жизнь стоила нервов. Отдельные полки в кухне и покупка продуктов только для детей не очень ей помогли. Сама она старалась поесть на работе, брала в контейнере еду, растягивала на всё дежурство.
После того самого разговора она достала из кладовки раскладушку и поставила возле стола, где у Павла стоял компьютер, он намёк понял и явно даже обрадовался. Теперь он сидел в компьютере до глубокой ночи, Ирина засыпала на диване одна, под щёлканье клавиш, и просыпалась под них же – потому что муж ещё и не ложился.
После того, как Ирина отказалась кормить мужа жареной картошкой и «пожалела огурца», он как-то явился с полным пакетом продуктов, видимо где-то раздобыл денег и купил себе еды. Разложил всё на своих полках, в холодильнике и в шкафу, но через пару дней они снова оказались пустыми.
Ирина как-то вернулась с двойного дежурства и обнаружила, что мальчишки распотрошили свою копилку, купили яиц, хлеба, и нажарили полную тарелку гренок. Заварили свежий чай и ждали её, не садились ужинать. Ирина удивилась – в холодильнике она оставляла суп, достаточное количество для сыновей, ещё там были макароны по-флотски, и два яблочка им оставляла.
Выяснилось, что к тому времени, как мальчики вернулись из школы, супа в кастрюле оставалось совсем немного, а макарон не было вовсе. Яблоки на месте лежали, это да. Мальчишки поделили остатки супа на двоих и побежали на секцию, прихватив по яблоку. А вернувшись домой, решили что-то сварганить к приходу мамы с работы.
Ирина обняла ребят, с трудом сдерживая слёзы. Что делать, как быть дальше? Ведь так жить нельзя, это… это противно! Мерзко, трудно и просто невыносимо! Когда ребята отправились спать, она сварила кашу, потушила небольшую кастрюльку картошки и пошла к мужу.
Павел не обращал внимания на стоявшую рядом со столом жену и делал вид, что очень занят. Открыл страницу с каким-то текстом и «увлечённо читал». Ирина постучала по столу, привлекая его внимание, Павел вздохнул и с недовольным лицом уставился на жену.
- Чего надо? Мне тут документы дали почитать, по работе! Да, устраиваюсь, но это не твоё дело! Не отвлекай!
- У тебя совесть есть вообще? – поинтересовалась Ирина, стараясь держать себя в руках, - Ты почему съел всё, что я детям приготовила? Ты какое право имеешь брать то, что не твоё? Они голодные остались из-за тебя!
- Да что ты говоришь! – язвительно заявил Павел, - Я недавно продукты себе покупал, так они у меня тоже вафли брали, и ничего, я не просил с тебя денег за них! Вот и взял взамен то, что было в холодильнике. Всё справедливо!
- Вафли? Ты за вафли взял целую кастрюлю макарон? За вафли, которые съели твои дети?
Слова застряли внутри, мешали дышать. Она смотрела на этого человека и не могла поверить, что это Паша… тот самый Паша, что когда-то в больницу на дежурство приносил ей в банке пельмени, закутав их в полотенце, чтобы не остыли… Где он, тот, кого она так любила? Теперь перед нею сидит совершенно другой человек!
- Да ладно, не стони, - проговорил Павел, - Отдам я тебе деньги за твои паршивые макароны! Что, дешевле них в магазине не было? Дepьмом детей кормишь, ещё и строишь из себя обиженку праведную! Сама-то поди в больничной столовке котлеты жрёшь?
Звонкая пощёчина эхом отскочила от стен, оставила на щеке Павла красный след. Он грозно поднялся, на голову возвышаясь над своей тоненькой хрупкой женой. Но та ни на шаг не отступила, ни капли страха не было в усталых, покрасневших от постоянного недосыпа глазах.
- Ищи жильё, - прошипел Павел, - Я не собираюсь тебя здесь терпеть! Это мой дом, и я решаю, что здесь и как будет! Буду брать в моём холодильнике, что хочу, и есть, что хочу. А не нравится – убирайся, можешь прямо сейчас уматывать! Но я добрый! Месяц тебе на поиски и сборы, потом я чтоб вас тут не видел!
- Да что ты говоришь! – спокойно ответила Ирина, - Не нравится – сам и уходи! Это и мой дом тоже, и дом моих детей. Мы тут прописаны, и здесь будем жить. А еда… смотри, не подавись. Я, пожалуй, вот что сделаю… слабительное буду подмешивать кое-куда, вот и угадывай потом, где оно есть, а где нет. Может, прочистит тебя, так поумнеешь!
Невыносимо, невыносимо… вот какая жизнь настала, во что превратилась некогда нормальная и даже счастливая семья! Ирина сидела за столом, она взяла ночное дежурство, пока можно было себе позволить. Скоро начнётся лето, захочется провести время на даче, да и это не просто желание, а скорее даже необходимость теперь. Свои овощи с огорода, хорошее подспорье при её финансовом положении.
Она устало прикрыла глаза, мечтая о том, что хорошо бы уехать на дачу на всё лето. Забрать мальчишек и всё лето жить одним, купаться в речке, на рыбалку ходить вместе с дедом Егором. По ягоды в лес, малина лесная так и растёт над рекой…
Голова упала на стол, от этого Ирина проснулась. Мечта несбыточная, к сожалению, потому что не с кем ей оставить сыновей, одних на даче не оставишь, а работу никто не отменял. Что делать, как вообще жить дальше?
Зарплату сейчас выдавали вовремя, но, к сожалению, она то ли каждый раз становилась всё меньше, то ли просто на эти деньги всё меньше покупок можно было совершить… Откладывать нормальную сумму не получалось, а те копейки, что Ирине удавалось отложить… так и осень не за горами, мальчишек нужно будет собирать в школу. Нужно что-то придумать, что-то менять….
Сменить работу? А как выжить до того момента, как получишь зарплату на новом месте? Нет, этот вариант тоже был неприемлем, да к тому же здесь уже всё по накатанной идёт. Ей дают подработку, иногда она подряжается делать уколы на дому выписывающимся из стационара пациентам. Деньги не большие, но и они Ирине не лишние. Какой-то выход должен быть, но… как его отыскать в бесконечной череде дежурств. Она подала документы на развод, скоро должно состояться заседание… может быть это что-то изменит?
Вернувшись домой, Ирина с удивлением обнаружила, что Павла дома нет. Мальчишки были ещё в школе, вернутся после обеда, так что она может принять душ и немного отдохнуть в тишине. Улегшись на диван, Ирина поразилась, какой непривычной, звенящей и приятной может быть эта самая тишина… Усталая голова и тело расслаблялись, Ирина прикрыла глаза, можно часок поспать, но тут громким звоном разразился домашний телефон. Ирина удивилась, видимо, Павел за него заплатил, потому что у неё в этом месяце не хватило на это денег. А Павлу телефонная линия была необходима, чтобы к интернету подключаться.
- Алло, - Ирина взяла трубку, - Слушаю вас.
- Э… здравствуйте, - женский голос на другом конце провода прозвучал удивлённо, - А… можно Павла услышать?
- Его сейчас нет. Что-то передать ему?
- Да, пожалуйста. Пусть перезвонит по поводу работы, нужно приехать подписать документы.
- Спасибо. Я передам.
Женщина попрощалась и отключилась, а Ирина снова легла на диван, думать ни о чём не хотелось. То, что Павел нашёл работу… что ж, хорошо… наверное. Только это уже ничего не изменит между ними, ничего не вернёшь, слишком много случилось нехорошего, слишком много сказано, сделано и не сделано.
Ирина лежала и смотрела на Пашкину раскладушку, застеленную грязным бельём. Ему она больше не стирала, машинка была старая, налить воды, прокрутить, отжать через два ролика, потом вручную выполоскать в ванне… А сам он не утруждал себя такими занятиями.
Снова позвонили, вырвав Ирину из дрёмы, на этот раз это был дверной звонок. Вздохнув и поёжившись от пробравших усталое тело мурашек, Ирина пошла открывать. Сюрприз оказался не из приятных, на пороге стояла бабушка Павла, Капитолина Филипповна собственной персоной.
- А, ты дома! – скривив накрашенные розовой помадой губы сказала Капитолина, - А Павел где?
- Здравствуйте, Капитолина Филипповна. Не знаю, где Павел, когда я вернулась с дежурства, его уже не было дома.
- Ну и отлично! Я всё равно хотела поговорить с тобой!
Капитолина Филипповна по-хозяйски прошла в комнату, посмотрела на лежащий на диване плед, которым только что Ирина укрывалась, потом на раскладушку глянула… Всё рассмотрела, и уселась в кресло.
- Ты что же, дрыхнешь днём? – осведомилась она у Ирины, - Лучше бы прибрала тут всё, и постирала постельное! Это вот что такое? – она указала на раскладушку.
- Я с ночного дежурства, - ответила Ирина, ругаться не хотелось, она устала, а завтра рано утром снова на работу, - Хотела поспать часок.
- Бардак! Развела тут в моей квартире свинарник! Чтоб убрала всё! – Капитолина повысила голос, - И что у вас вообще происходит? Почему Павел уже в который раз приходит ко мне занять денег, и говорит, что ты отказываешься кормить детей? Прячешь зарплату, или куда-то её тратишь! У него сейчас такой сложный период, пытается получить хорошее место, а ты что устроила?!
- А, так это я детей кормить отказываюсь? Очень интересно!
Ирина не стала ничего утаивать, рассказала всё, как есть. И про компьютер, который стоил Павлу всей полученной выплаты с завода, и про то, что она просто не может свести концы с концами, работая одна на всю семью.
Капитолина постучала пальцами по столу, оглядывая стоявший на нём компьютер.
- Ну что, он имеет право потратить заработанные им деньги на своё усмотрение! – вдруг заявила она и у Ирины от такого ответа вытянулось лицо, - Если ты не умеешь правильно вести хозяйство, планировать расходы – так чего же ты ждёшь? Что он тебе все деньги отдаст? Нужно учиться быть рациональной! И что это ты тут устроила с разными полками в холодильнике?! Совсем уже совесть потеряла, себе полочку отделила, а остальные как хотят? О детях не подумала?
- Вы о чём вообще говорите! – Ирина не выдержала и тоже повысила голос, - Мы с мальчишками питаемся сами, Павел ничего нам не даёт, и даже вафли посчитал, те, что дети съели! Это, по-вашему, нормально? А деньги, которые он у вас берет, он тратит исключительно на себя!
- Кстати, про эти деньги! Когда вы собираетесь мне их вернуть? Для меня, пенсионерки, это ощутимая сумма!
- Я у вас ничего не брала, спросите у вашего внука, когда он отдаст долг. Я подала на развод, и на алименты тоже. Я устала так жить.
- Что? Чего ты несёшь, какой развод, какие алименты? – закричала Капитолина, - Только посмей так поступить!
Ирина не стала больше ничего говорить, и слушать тоже не стала. Она легла на диван, укрылась пледом с головой и закрыла уши ладонями. Капитолина Филипповна что-то громко говорила, ходила по квартире, чем-то гремела.
Ирина поднялась с дивана только тогда, когда хлопнула громко входная дверь за ушедшей Капитолиной. Грязное бельё, снятое ею с раскладушки, валялось посреди ванной комнаты, там же было и грязное Пашкино бельё, которое он на спинку стула вешал.
Интересно, кто это будет стирать, подумала Ирина и пошла готовить мальчишкам обед. Должен быть какой-то выход… нужно просто его найти.
Продолжение здесь.
От Автора:
Друзья, рассказ будет выходить ежедневно, по одной главе, в семь часов утра по времени города Екатеринбурга. Ссылки на продолжение, как вы знаете, я делаю вечером, поэтому новую главу вы можете всегда найти утром на Канале.
Навигатор по каналу обновлён и находится на странице канала ЗДЕСЬ, там ссылки на подборку всех глав каждого рассказа.
Все текстовые материалы канала "Счастливый Амулет" являются объектом авторского права. Запрещено копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие ресурсы и сайты в сети Интернет), а также любое использование материалов данного канала без предварительного согласования с правообладателем. Коммерческое использование запрещено.