Итак, мы продолжаем нашу прогулку по Омску. Вышли из Омских ворот и по Партизанской улице, поглядывая по сторонам, движемся к главной улице Омска. А как называется главная улица? Правильно, как и во многих городах нашей страны – улица Ленина.
Первая часть нашего маршрута опубликована тут:
Пару слов об этой улице. Свое современное название она получила 9 февраля 1920 года, а до этого назвала Чернавинский проспект. Есть у неё и народное название – Любинский проспект. Улица проходит от Соборной площади через Юбилейный мост до ул. Маяковского. На этой улице Омска практически в неизменном виде сохранился архитектурный ансамбль конца XIX — начала XX вв. Уже к 1890 году вдоль улицы был построен единый ряд каменных домов с магазинами в нижних этажах. Эта историческая застройка имеет статус памятника архитектуры и, несомненно, является достопримечательностью города.
Ну, а мы подходим к очередному объекту интереса в нашей прогулке.
8. Серафимо-Алексеевская часовня
Через 200 м после Омских ворот, справа по ходу появится Воскресенский сквер. В той части сквера, что расположена уже на ул. Ленина, рядом с Юбилейным мостом через речку Омь, находится интересное строение – Серафимо-Алексеевская часовня (N 54° 59.980' E 73° 22.550'). Аккуратное двухэтажное здание с высоким шатром и венчающим его луковичной головкой сочетает в себе московский и ярославский храмовый стили. Часовня была возведена в 1907 году во имя Серафима Саровского Чудотворца и Святителя Алексия, и посвящена рождению наследника-цесаревича Алексея, являвшегося шефом Сибирского казачьего войска.
Двадцать лет спустя, летом 1927 года, часовнею снесли, а материалы стен были использовали для замощения бульвара. Однако, в начале 1990-х годов часовня была возведена заново организацией «Стройподряд» по проекту художника-дизайнера В. А. Десятова. Торжественная закладка здания состоялась 28 мая 1992 г., а освящение – 6 декабря 1994 г. Так что опять мы встречаем новодел.
Неподалеку о часовни, буквально в паре десятков метрах можно увидеть любопытный арт-объект - памятник первому светофору (N 54° 58.991' E 73° 22.529'). Этот памятник должен напоминать омичам о том, что в 1950 году здесь, на пересечении улиц Ленина и Партизанской, был установлен первый в городе светофор. Открытие памятника приурочили к дате образования службы дорожной инспекции и организации дорожного движения, созданной приказом МВД СССР 18 июня 1969 года. Однако светофор не был автоматическим, как сейчас. Милиционер, подавал необходимые команды из «стакана», стоявшего на противоположной стороне улицы Ленина. И в зависимости от количества пешеходов и автомобилей над улицей загорался «красный», «жёлтый» или «зелёный» цвет.
9. Памятник Городовому
Осмотрев памятник светофору, дождемся зеленого сигнала его действующего собрата, и по диагонали (так можно) пересечем улицу Ленина. И окажемся прямо перед памятником Городовому (N 54° 59.006' E 73° 22.573'). В ноябре 2011 года компания скульптурных композиций с изображением исторических персонажей в центре города пополнилась новой скульптурой — омским городовым. Отлитый из бронзы страж порядка высотой 180 сантиметров установлен напротив Серафимо-Алексеевской часовни.
Образу служивого автор скульптуры Сергей Норышев придал романтическое настроение - городовой щёгольски покручивает ус. Вооружение и обмундирование у служителя закона царской России были взяты автором работы с фотографий конца XIX века. Он экипирован револьвером, шашкой и свистком.
Этот бронзовый страж порядка, однажды подвергся нападению - в 2019 году, вандалы отломали эфес шашки нашего героя, но, благодаря камерам видеонаблюдения слежения, и активной деятельности современных полицейских, злоумышленники были задержаны, а утраченная часть скульптуры возвращена на место. Тогда же рядом с ним появилась бронзовая собака по кличке Узли. Видимо перед спаниелем поставлена непростая задача — охранять скульптуру омского правоохранителя от посягательств.
Ещё отмечу, что Городовой стоит около угла здания. А со стороны ул. Ленина, в этом здании, есть вход в столовую. Называется она «Центральный» - здесь столовая и банкетный зал. Советую зайти. Здесь можно очень недорого и вкусно перекусить, причем в очень интересных интерьерах старинного строения. Обед на двоих нам с супругой в конце сентября 2024 года обошелся в 640 рублей.
10. Композиция – «Книга - источник знаний»
А теперь продолжим движение по улице Ленина в сторону Соборной площади. Буквально через сотню метров, возле дома номер 17, встречаем ещё один интересный арт-объект – огромную книгу (N 54° 59.070' E 73° 22.544').
В июне 2005 года в Омске был установлен необычный «памятник» книге. Как и все памятники скульптора Александра Николаевича Капралова, этот тоже установлен тематически, т.е. напротив книжного магазина. Сам автор «памятника», отказался комментировать свое творение, поэтому у него много разных толкований. Хотя бы то, что он имеет два названия «книга» и «книга – источник знаний».
Общий вес скульптурной композиции примерно 200 кг. Автор поделился только тем, каким способом он выполнил этот памятник – это был электродувный метод сварки.
Сам по себе памятник с далекого расстояния в глаза не бросается, да и не кажется чем-то примечательным (можно пройти мимо и не заметить). А вот вблизи можно вдоволь рассмотреть всю его необычность. Там и избушка на курьих ножках, буквы и многие другие сказочные персонажи. Хорошо и то, что магазин, который заказал памятник, установил рядом фонарь, чтобы в темное время «книга» тоже хорошо была видна.
11. Камергерский переулок
Это интересное место, начинается от дома №13 по ул. Ленина (N 54° 59.098 E 073° 22.510). До революции, этот дом принадлежал купчице первой гильдии М.А. Шаниной. Войдя в арку, можно посмотреть на старинные фотографии с видами Омска и его жителей. Интересно, что этого переулка, как такового, ещё несколько лет не существовало, это были просто проходные дворы и полуразрушенные дома. Работы по восстановлению начались в 2005 году.
А сейчас Камергерский переулок стал весьма известным: здесь расположены модные кофейни, рестораны, магазины и мужская парикмахерская. Перед Новым Годом и Рождеством, в нем устанавливают елку и делают очень красивую, волшебную подсветку, что вызывает у многих людей желание сделать фото на память. Лично нам внутренние дворики напомнили маленькие уютные города западной Европы.
12. Слесарь Степаныч
Теперь, около дома № 9, по пешеходному переходу перейдем улицу Ленина на другую сторону. Здесь в нее вливается небольшая улица Карла Либкнехта. На первых этажах красивых старинных зданий здесь также располагается множество кафешек и ресторанчиков. Это эдакий ресторанный уголок Омска. Но мы здесь не за этим, хотя, при желании, конечно- же можно зайти в любой вам понравившийся попить кофе или перекусить поплотнее.
На углу этих улиц находится один прикольный арт-объект - «Памятник сантехнику» (N 54° 59.111' E 73° 22.452). В 1998 году в самом центре Омска, на ул. Ленина в водопроводном колодце поселился сантехник Степаныч. Добродушно-мечтательным взглядом смотрит он на окружающий мир, отодвинув в сторону крышку тяжелого люка, и положив на нее разводной ключ. А вокруг торопятся прохожие...
А сантехник так круглый год и смотрит на ноги прохожих, как бы решая: вылезать уже ему из своего укрытия или еще можно чуть-чуть подождать: ведь работа, как известно, не волк...
Подойдите к трудяге и обнимите его (говорят, что тогда проблемы с текущими трубами и неисправной канализацией обойдут ваш дом стороной).
13. Скульптура «Люба»
Переходим улицу обратно, на нечетную сторону. Идем дальше. Следующий объект - скульптура «Люба» (N 54° 59.159 E 073° 22.473). Она считается одной из любимых достопримечательностей омичей. Это увековеченное изображение молодой девушки – Любови Гасфорд, которая была супругой Густава Гасфорда – одного из генерал-губернаторов Сибири в 19-м веке. Люба была младше своего мужа на более чем 30 лет. Прожила она в Омске не больше года.
Памятник выполнен из нержавеющей стали и был открыт 1 августа 1999 года. Скульптор запечатлел тот момент, когда Люба (или как в народе еще называют скульптуру Любаша) вышла на прогулку и присела на скамейку. По историческим данным Любовь действительно любила прогуливаться на свежем воздухе в роще. Эта роща в то время была расположена вне Омской крепости, поэтому здесь было особенно спокойно. После кончины Любы, а она умерла еще в молодом возрасте из-за туберкулеза, эта роща была названа в ее честь – Любина роща.
Интересно, что на этом же месте несколько позже возник проспект, который также получил имя Любы и стал Любинским проспектом. Любовь Гасфорд оказалась на страницах истории Омска во многом благодаря тому, что в ее честь назвали самую первую рощу в городе.
14. Памятник М.А. Шаниной
В дворике рядом с часовней Иверской иконы Божией Матери, нас ждет очередная скульптурная композиция: за столом сидит женщина, которая пьёт чай из самовара, а рядом с ней стоит фотограф, который готовится запечатлеть этот момент (N 54° 59.189 E 073° 22.480). Это памятник купчице 1-й гильдии Марии Александровне Шаниной.
«Сидит» она возле своего дома, построенного в 1898 году по проекту архитектора Илиодора Хворинова. В 1900 году Мария Александровна открыла здесь один из первых универмагов Омска. В магазине товар можно было купить как оптом, так и в розницу. Он славился широким ассортиментом платьев, драгоценных изделий, часов, мануфактуры, галантереи. Здесь впервые в Сибири началось использование кассовых аппаратов, а также впервые начались распродажи, которые с лёгкой руки купчихи стали называться "Фоминская дешёвка".
Мария Александровна известна как меценат и благотворитель. В 1916 году на празднование 200-летия Омска она сделала самый большой взнос – 25 тысяч рублей – на создание в городе Народного университета, в то время как Городская управа внесла на его возведение лишь 10 тысяч. На попечении Марии Шаниной находилось одиннадцать детских приютов и школ.
Так что мадам Шанина, которая пьёт чай из самовара, находится на своём месте. Скульптура появилась здесь в 2010 году. Её создали скульптор С. В. Козача и архитектор В. С. Мальцев. А имя фотографа, снимающего купчиху за чаепитием, никому не известно.
15. Памятник М. А. Врубелю
20 июня 2006 года в Омске был торжественно открыт памятник художнику М. А. Врубелю (N 54° 59.268' E 73° 22.395'). Дата выбрана не случайно, весь 2006 год в Омске был посвящен творчеству Врубеля. Были выставки, конференции, проводились конкурсы и много других акций.
Михаил Александрович Врубель родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. И уже в 1860 году маленький Врубель покидает Омск навсегда, его отец был военным юристом и по долгу службы он вынужден был часто разъезжать. Омичи всегда гордились, что корни Врубеля из Омска.
Михаил Ногин (скульптор) трудился над памятником Врубелю два года. Он хотел изобразить художника не исходя из его творчества, а показать какой он был личностью на самом деле. Скульптор изучал живописные и фотографии художника и только после этого делал эскизы.
После памятника Врубелю мы пройдем мимо омского областного музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля. При желании можете зайти в него. Музей открыт с 10:00 до 19:00 (касса до 18:00), выходной день – понедельник.
16. Скульптурная композиция «Весы»
За музеем изобразительных искусств встречаем ещё одну скульптурную композицию, под названием «Весы» (N 54° 59.324' E 73° 22.331').
Одним из самых необычных памятников Омска является памятник «Весы бытия», или «Динамическое равновесие». Этот памятник сооружен скульптором А. Н. Капраловым в 1999 году. Скульптурная композиция выполнена в виде весов и образовывает подобие традиционного креста. Верхняя часть весов заполнена «колючими» фигурками людей и разнообразными предметами, соединенными самыми необычными способами.
Вертикальную основу памятника представляет лестница, ведущая к трону. По замыслу скульптора весы изображены в равновесии, а трон немного наклонившимся. Все части памятника несут смысловое значение. Лестница является символом восхождения, трон - власти, а крест говорит о тяжести пути и решений, которые человеку приходится принимать.
Все части композиции объединяются в виде весов, отображающих человеческую линию жизни. Образ весов указывает на то, что человек постоянно находится в колеблющемся состоянии, так как не может выбрать между духовной и материальной частью, между потреблением и созиданием. Перекошенность трона говорит о том, что идеального правления не существует.
Просто посмотрите на неё и подумайте каждый о своём.
17. Памятник Ф. М. Достоевскому "Крест несущий"
От «Весов» по пешеходному переходу опять перейдем ул. Ленина, и окажемся в Северо-Театральном сквере. Здесь мы можем увидеть очередной памятник особо чтимому в Омске Ф.М. Достоевскому (N 54° 59.303' E 73° 22.261').
6 августа 2000 года в Омске был открыт памятник Достоевскому Ф.М. «Крест несущий». Необычный памятник выполнен руками скульптора Александра Николаевича Капралова. Дело в том, что этот образ памятника скульптор хранил в себе еще с института (это его дипломная работа). Творчество Федора Михайловича оставило глубокий след в душе скульптора Капралова. Поэтому скульптор постарался в памятнике передать весь трагизм творчества Достоевского. С точки зрения автора, писателей нельзя изображать, как обычных людей, необходимо стараться передать все терзания внутреннего мира писателя. Чтобы только по одному памятнику о писателе можно было многое сказать.
Памятник «Крест несущий» выполнен методом сварки. Одно только лицо состоит из 500 сварных фрагментов. Скульптор специально изобразил Ф.М. Достоевского с опущенным плечом, некой деформацией в спине от тяжести креста. Но не простого креста, а личного, неотрывного от тела. Того, который Достоевский был вынужден нести. Федор Михайлович своей фигурой демонстрирует всю тяжесть ответственности за миллионы людей, что унижены и оскорблены.
Ведь с 1850 по 1854 год Достоевский отбывал в Омске каторгу. Но хоть и город ему не понравился: «Городишко грязный, военный и развратный в высшей степени». Но жители его запомнили, а его творчество оставило в их душах отклик, поэтому они высказали свою дать уважения великому писателю.
18. Здание Драмтеатра
Омский государственный академический театр драмы — крупнейший и старейший академический драматический театр в Сибири. Первое здание театра в Омск, было сооружено из дерева в 1875 году на средства купца Быкова. Однако, через 2 года оно сгорело. В 1882 году вместо сгоревшего деревянного на том же месте было выстроено новое, каменное здание. Однако и оно простояло не долго – было снесено в 1891 году.
Красивое здание, около которого мы сейчас находимся, начали строить в июле 1901 года, по проекту архитектора И. Г. Хворинова. Основные работы завершены к 1902 году, но отделка деталей, установка отопления и электрического освещения, оборудование сцены затянулись до середины 1905 года. Торжественное открытие нового здания театра состоялось 24 сентября 1905 года (по старому стилю).
В 1912 году кирпичное здание театра отштукатурили. Эклектичное здание Городского театра было богато декорировано - затейливые линии позднего барокко, пилястры, балюстрады, фигурные вазы, лепные украшения. К 1915 году были завершены лепные и скульптурные работы: в нишах бюстов Л.Н.Толстого и А.П.Чехова; на фронтоне – скульптура «Крылатый Гений» работы чешского скульптора Владимира Винклера. Но эти скульптуры была демонтированы в 1933 году по идеологическим соображениям.
В 1983 г. были заново отлиты бюсты А. П. Чехова и Л. Н. Толстого, а в В 1987 г. по старым фотографиям с некоторыми изменениями восстановлена скульптура «Крылатого Гения» - фронтон театра украсила крылатая женская фигура с лирой в поднятой рукой.
В настоящее время зданию омского театра присвоен статус объекта культурного наследия (памятника архитектуры) Российской Федерации.
На этом часть вторая – экскурсия по главной улице Омска, завершена. Выйдем у Южно-Театрального сквера на остановку и сядем на автобус. Нам предстоит проехать две остановки за речку Омь, где начнется третья часть экскурсии. Не хотите ехать на автобусе - пройдите пешком, там не далеко, всего-то метров 800.
А вот карта нашего маршрута
Продолжение следует:
Ещё одна моя статья про Омск: