Найти в Дзене

Прогулки по Омску. Легенда об Омском метро

В конце сентября судьба нас с супругой занесла на пару дней в Омск. На самом деле, мы не первый раз в этом сибирском городе-миллионнике. Но в прошлые разы все время проезжали его транзитом, заруливая всего на несколько часов. На этот раз прибыли в Омск на самолёте и остались с ночёвками. Так что передвигались по городу на общественном транспорте и пешком. И вот, топая по улице, вдруг увидели подземный переход, с характерной такой для жителей столиц буковкой «М» над входом. Что это??? Метро??? Но ведь в Омске, нет метро… Наземный транспорт развит неплохо, но подземного нет… Для чего же тут «М»?

Тут я вспомнил, что где –то читал, что в Омске начали было строить метро, но так и не достроили. Стало любопытно, покопался в интернете и вот что выяснил…

В 1979 году население этого сибирского города на реке Иртыш превысило отметку в один миллион человек. А в СССР существовало такое негласное правило: как только население города переваливает за 1 миллион жителей, затевалась стройка подземки. Ибо метро – атрибут мегаполиса. Однако далеко не все города миллионники бывшего Советского Союза, смогли это своё право реализовать. В Российской Федерации, в постсоветское время, вообще только в одном из городов метро было построено - в Казани. Хотя после 1991 года строительство метро было начато ещё и в Челябинске, Красноярске, Уфе и … Омске.

Так вот в Омске, согласовывать постройку метрополитена начали с конца 70хх годов. Хотя первые разговоры о том, что городу необходимо метро, были ещё в 60хх годах. Официальной же датой «рождения» Омского метрополитена можно считать 1986 г., когда распоряжением Совета Министров СССР было принято решение о начале строительства метро в Омске. Генеральная схема развития линий омского метрополитена, разработанная московским институтом «Гипрокоммундортранс», была одобрена и рекомендована к утверждению. План был грандиозным – предполагалась, что Омский метрополитен будет состоять из четырёх линий, 57 станций (в том числе 4 пересадочных узла), и пяти метродепо. Да, с советским размахом!

Фото взято на сайте: https://www.litprichal.ru/work/377245/
Фото взято на сайте: https://www.litprichal.ru/work/377245/

Однако реальные работы по строительству подземной железной дороги начались только в 1992 году. Первым делом планировалось строить одну линию метро длиной 6,85 км с шестью станциями. Предполагалось, что первая ветка Омского метрополитена свяжет между собой станции южного промышленного квартала города и его центр, где конечная станция должна была находиться на улице маршала Жукова. Но, «девяностые», отнюдь не лучшее время для глобальных проектов. Надежда была только на федеральное финансирование, своих денег у Омска на это не было. Вначале планировалось пустить метро в 1997 году, а затем строки стали всё время откладываться. Планы и проекты неоднократно менялись, да ещё и получалось, что схемы устаревали быстрее, чем приходили в город деньги на постройку метро.

В те годы застройщик НПО «Мостовик» выполнил проходку тоннелей между будущими станциями «Рабочая» и «Туполевская», построил частично конструктив этих станций и законсервировал этот участок. Несколько лет котлован станции «Рабочая» стоял открытым. Но работы на площадке не велись.

В 2003 году изначальные планы строительства были существенно откорректированы. В новый план включили метромост для связи берегов Иртыша и 4 станции по обе стороны от него — одну на правом берегу и три на левом берегу. Тогда же работы по строительству Омского метрополитена активизировались, а губернатор области Полежаев объявил во всеуслышание, что метро откроют 1 июля 2008 года.

И действительно, комбинированный двухъярусный авто-метро-мост был построен и открыт для автомобильного движения 18 октября 2005 года. Но именно, для автомобильного движения. Автомобили движутся по верхнему ярусу, где расположена шестиполосная проезжая часть шириной 32 метра.

Метромост
Метромост

А на нижнем – два пустующих тоннеля , предназначенные для укладки железнодорожных путей. Через мост должен был проходить перегон между станциями «Заречная» и «Библиотека имени Пушкина». Мост получил официальное название «Имени 60-летия Победы», но, что любопытно, и по сей день омичи в обиходе называют это сооружение просто «Метромост», а реальное название мало кто знает.

Метромост. Фото с сайта: https://custodian.tourister.ru/photoalbum/33651
Метромост. Фото с сайта: https://custodian.tourister.ru/photoalbum/33651

Планировалось, что в 2008 году возможности нового моста будут использоваться на 100% и по нему пойдут первые поезда метро — от «Библиотеки им. Пушкина» до «Заречной», однако, как мы знаем, этого не случилось. Правда строительство перегонных тоннелей под подходами к метромосту было выполнено.

Тогда же, к октябрю 2008 году были завершены основные работы по строительству станции метрополитена «Библиотека имени Пушкина». У односводчатой станции подготовили задел под второй вестибюль, была обеспечена возможность продления тоннелей, а также возведены необходимые вентиляционные сооружения.

Станция Библиотека имени Пушкина. Фото взято тут: https://zamostovik.ucoz.com/publ/o_mostovike/ob_omskom_metro/3-1-0-20
Станция Библиотека имени Пушкина. Фото взято тут: https://zamostovik.ucoz.com/publ/o_mostovike/ob_omskom_metro/3-1-0-20

2 сентября 2011 года состоялось открытие подземного перехода и вестибюля этой станции. Того самого перехода, над которым и по сей день красуется буква «М».

-6

Также были вырыты котлованы и начались работы по строительству станций «Заречная» (изначально носила проектное название «Левобережная») и «Кристалл» (первоначально носила название — «Бульвар Архитекторов»), а в 2012 году приступили к закладке котлована станции «Соборная». А вот давно вырытый котлован станции «Туполевская» к 2014 году был полностью засыпан.

При проходке тоннелей, не обошлось без неприятностей. 30 мая 2008 года при проходке тоннеля от «Кристалла» до «Заречной» произошло затопление части тоннелей строящегося метрополитена в связи с прорывом водопровода. Тоннелепроходческий комплекс был залит несколькими тоннами воды. Рабочие успели эвакуироваться. На полное устранение последствий затопления потребовалось несколько недель.

В 2010 году была почти готова станция «Библиотека имени Пушкина» и тоннель от неё до станции «Заречная» (включая метромост). В этом же году город получил из федерального бюджета миллиард рублей на продолжение строительства.

В 2011 года на полученные деньги был куплен проходческий щит «Lovat», и снова начались работы на перегоне между станциями «Кристалл» и «Заречная». В августе 2012 года пробили полуторакилометровый тоннель в одну сторону и развернули щит, для строительства второго тоннеля в обратном направлении. Но в 2013 году строительство опять остановилось.

В 2013 году в очередной раз пересмотрели проект. В новой версии проекта от остались только пять станций (из 57, которые предлагалось построить на заре воплощения идеи в жизнь) – «Библиотека им. Пушкина», «Заречная», «Кристалл», «Соборная», «Проспект Рокоссовского».

Иллюстрация взята с портала ОмскИнформ
Иллюстрация взята с портала ОмскИнформ

Но довольно вскоре, уже в начале 2014 года, началось очередное активное обсуждение идеи переформатирования омского метро, поскольку даже инновационный вариант не отвечал финансовым возможностям и транспортным потребностям города. Была названа новая сумма, необходимая для достройки классического метро — 24 млрд рублей без учёта цены подвижного состава. Эта сумма являлась неподъёмной для бюджета Омска. Появились идеи превратить недостроенное метро в довольно странную единую рельсовую систему, объединенную с наземным трамваем.

Власти ещё надеялись хоть что-нибудь достроить и открыть к 300-летия города в 2016 году, но и этим планам не суждено было сбыться. Однако в 2015 году финансирования этого недостроя не было, да ещё и обанкротился застройщик - НПО «Мостовик». В результате строительство было остановлено. Осенью 2015 года велась лишь достройка уже заложенных объектов, поскольку консервировать их в недостроенном состоянии было дорого и проблематично.

В декабре 2017 года строительство окончательно решили законсервировать, выделив для этого из регионального бюджета 800 млн рублей. При этом, по состоянию на 2017 год в строительство Омского метрополитена уже было вложено 12,9 миллиарда рублей. Но на достройку уже заложенных станций и пробитых тоннелей по подсчетам потребовалось бы ещё как минимум 22 миллиарда. Денег ни в федеральном, ни тем более в региональном бюджете, на это не нашлось. Правительство Омской области приняло решение о консервации недостроенных объектов и освобождении 1400 участков земли, которые были зарезервированы под строительство метрополитена.

В настоящее время существующие тоннели полузатоплены, в них проникают только диггеры и прочие любители острых ощущений. По затопленным тоннелям некоторые личности даже пытались плавать на каяках.

Единственно, что применяется по своему назначению – так это подземный переход у станции «Библиотека имени Пушкина».

Вход в подземный переход. А должен был бы быть вход на станцию метрополитена
Вход в подземный переход. А должен был бы быть вход на станцию метрополитена

Но сейчас этот подземный переход используется ещё и как выставочная площадка.

Вот тут должен был бы быть вход в вестибюль станции Библиотека им. Пушкина.
Вот тут должен был бы быть вход в вестибюль станции Библиотека им. Пушкина.

Стараниями местных молодых художников и дизайнеров переход превратился в «креативное пространство». Здесь творцы выставляют свои инсталляции и полотна.

-10

Появилась целое сообщество «Проект М», которое занимается поиском новых идей для выставок в метро.

-11

Метрополитен стал элементом омского фольклора. Местная группа 25/17 посвятила ему песню «В городе, где нет метро», об «Омском метрополитене» спели и омские рокеры «Цемент BanD».

Очень обидно, что строительство забросили и не довели до хоть какого-то логического завершения. Получается, что миллиарды рублей фактически бессмысленно закопали в землю. Всё, что уже создано (а ведь построено уже было немало), и должно было бы работать и приносить существенную пользу жителям города, заброшено и находится на грани уничтожения. Вот такой вот в Омске метрополитен…

  • Если статья вам понравилась и вызвала положительные эмоции, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!
  • Буду рад всем посетителям!