Транзактный анализ (ТА) — это психологическая теория и метод психотерапии, разработанный Эриком Берном в 1950-х годах. Основная цель ТА — помочь людям понять и изменить свои модели общения и поведения, а также улучшить их отношения с окружающими.
Базовые понятия транзактного анализа:
Транзакции: Это взаимодействия между людьми, которые могут быть как успешными (когда сообщение передается и воспринимается правильно), так и неудачными (когда возникают недопонимания или конфликты). ТА анализирует эти транзакции, чтобы понять, какие эго-состояния активируются в процессе общения.
Игры: Эрик Берн описал различные «игры», которые люди играют в своих взаимодействиях. Эти игры часто имеют скрытые мотивы и могут приводить к негативным последствиям для участников. Понимание этих игр помогает людям разорвать деструктивные паттерны поведения.
Сценарии: Каждый человек разрабатывает жизненные сценарии на основе раннего опыта и влияния окружающих. Эти сценарии могут определять, как человек ведет себя в различных ситуациях. ТА помогает идентифицировать и изменить такие сценарии, если они негативные или ограничивающие.
Эго-состояния: ТА основывается на концепции трех эго-состояний, которые представляют разные аспекты личности (субличности):
- Ребёнок: Эмоциональное состояние, связанное с чувствами, инстинктами и переживаниями, характерными для детства. Оно может быть как свободным и спонтанным, так и адаптированным.
- Родитель: Включает в себя нормы, правила и установки, полученные от родителей и общества. Это может быть как критическое, так и заботливое состояние.
- Взрослый: Рациональное, логическое состояние, которое анализирует информацию и принимает решения на основе фактов и текущей ситуации.
Большинство людей неосознанно переключаются только между первыми двумя субличностями и как следствие ассоциируют себя только с двумя ролями: Я- Ребёнок и Я - Родитель.
ПРИМЕР: На руководящей должности ты переключаешься в позицию Родитель по отношению к своим подчинённым. А приходя в кабинет к своему начальнику, переключаешься в позицию Ребенок. Общаясь с детьми, вновь переключаешься в Родителя. Приезжая к своей маме в гости, переходишь в позицию Ребенок и т.д. И всё это происходит неосознанно и часто не там, где нужно.
Смысл психологического развития в том, чтобы освоить позицию Взрослого. Которая, с одной стороны, выводит тебя за рамки двух ролей "Я-Ребёнок" и "Я-Родитель". С другой стороны, позволяет тебе осознанно переключаться в Ребёнка или Взрослого тогда, когда тебе это необходимо. Это и называется - психологическое взросление.
Нужно осознать, что переключение в позицию Ребёнка в кабинете начальника - это не верно. Здесь нужно оставаться взрослым. И только в этом случае тебе будет доступно повышение по службе и карьерный рост.
Нужно понять, что переключение в позицию ребёнка рядом со своей мамой - это не по-взрослому. Ведь тебе уже 30+ годиков. С мамой в твоём возрасте, чаще всего, нужно оставаться тоже Взрослым.
Да, у нас у всех бывают моменты слабости, когда хочется побыть ребёнком. И это нормально. Так же, как нам периодически приходится настаивать на своей позиции в роли Родителя. Это тоже нормально.
Поэтому, важно понимать, что у тебя, как у Взрослого по-прежнему остаётся возможность входить в родительскую или детскую позицию. Но делать это нужно осознанно!
А как вы ведёте себя рядом со своим партнёром? А с начальником? С родителями и своими детьми? Как часто это - Взрослая позиция? И насколько вы осознаете себя в той или иной роли?
Автор: Гусев Алексей Викторович
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru