Продолжим прогулку по некрополю.
Константин Степанович Алексеев (1914-1971) – советский лётчик-ас истребительной авиации ВВС ВМФ СССР, Герой Советского Союза, полковник.
На службе в ВМФ с августа 1936 года. В 1938 году был направлен на службу в 9-й истребительный авиационный полк ВВС Черноморского флота, с февраля 1941 года – зам. командира эскадрильи. Участник Великой Отечественной войны в составе того же полка с июля 1941-го. С июля 1942 года Алексеев стал командиром эскадрильи, а с апреля 1943-го - начальником штаба 6-го гвардейского истребительного авиационного полка ВВС ЧФ. Участвовал в битве за Кавказ. В конце мая 1943 года майор Константин Степанович Алексеев был назначен командиром 25-го истребительного авиационного полка ВВС Черноморского флота. Всего за период войны К. С. Алексеев совершил 471 боевой вылет (в том числе 21 в ночное время), включая 60 на разведку и 50 на штурмовку. Провёл 110 воздушных боёв, в которых лично уничтожил 15 самолётов противника (из них 8 ночью), и 7- в составе группы.
Лётчиками-истребителями 25-го истребительного Керченского авиационного полка, которым командовал майор Алексеев, всего было сбито в воздушных боях 119 вражеских самолётов.
После окончания войны Константин Степанович остался в авиации ВМФ, в октябре 1945 года сдал командование полком и уехал учиться в академию. В 1948 году с отличием окончил Военно-морскую академию им. К. Е. Ворошилова, после чего был назначен зам. начальника по лётной работе Военно-морского авиационного училища им. Сталина. С апреля 1950 года командовал 7-й истребительной авиационной дивизией ВВС 5-го ВМФ на Тихом океане. С марта 1954 года служил в Военно-морской академии старшим преподавателем по тактике авиации ВМФ. Автор ряда научных работ. Похоронен Центральная дорожка, правая сторона.
Еще один герой-военный летчик, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, гвардии полковник - Евгений Алексеевич Пылаев (1919 -1951).
О таких людях хочется рассказать как можно больше. Евгений Алексеевич с детских лет с родителями жил в Ленинграде. Окончил 7 классов школы и школу фабрично-заводского ученичества «Юный водник», получил специальность судового механика. Работал в Северо-Западном речном пароходстве помощником механика Ленинградской пристани и без отрыва от производства занимался в городском аэроклубе. По окончании курса обучения на самолёте У-2 в январе 1939 года Евгений Алексеевич поступил в Чугуевское военное авиационное училище лётчиков-истребителей. По окончании училища был оставлен в нём лётчиком-инструктором. В первый год Великой Отечественной войны Е. А. Пылаев занимался обучением молодых лётчиков. С приближением немецко-фашистских войск к Харькову Евгений Алексеевич вместе с училищем эвакуировался в Казахстан.
В действующую армию мл. лейтенант Е. А. Пылаев попал в августе 1942 года. Участник битвы за Кавказ. За первые двенадцать дней на фронте Евгений Алексеевич на истребителе И-16 произвёл 27 боевых вылетов.
Всего на истребителе И-16 к 11 ноября 1942 года Евгений Алексеевич совершил 143 боевых вылета, провёл 63 воздушных боя, в которых сбил 3 самолёта противника лично и 3 - в составе группы. В период с 13 августа по 11 ноября 1942 года он уничтожил 4 танка, 11 автомашин с войсками и грузами, зенитное орудие, зенитный пулемёт, цистерну с горючим и свыше 40 вражеских солдат и офицеров.
В ноябре 1942 года 88-й истребительный авиационный полк был выведен на перевооружение. Его лётный состав прошёл переобучение на истребителях ЛаГГ-3. Евгений Алексеевич одним из первых освоил самолёт, после чего помогал своим боевым товарищам в освоении новой боевой техники. Вскоре Е. А. Пылаев получил звание лейтенанта и был назначен заместителем командира эскадрильи с одновременным назначением на должность штурмана эскадрильи. 23 мая 1943 года полк вернулся в действующую армию и в составе 229-й истребительной авиационной дивизии принимал участие в воздушных сражениях на Кубани.
31 мая 1943 года лейтенант Е. А. Пылаев в составе пятёрки ЛаГГ-3 участвовал в бою с шестьюдесятью немецкими бомбардировщиками, следовавшими на бомбардировку советских наземных войск под прикрытием восьми истребителей. 2 июня в районе Киевской семь ЛаГГов полка, в том числе и ЛаГГ-3 лейтенанта Пылаева, вели ожесточённый воздушный бой с тридцатью Ю-87 и восемью истребителями прикрытия. 3 июня Евгений Алексеевич сам был ведущим группы из шести истребителей. Заметив идущую в район Киевской армаду немецких бомбардировщиков численностью до 70 самолётов типа Ю-87, он смело повёл свою группу в бой. В ожесточённом воздушном бою лётчики группы сбили семь Юнкерсов, два из которых были сбиты ведущим, но самое главное, группе удалось не допустить прицельного бомбометания. Летом 1944 года гвардии ст. лейтенант Е. А. Пылаев принимал участие в операции «Багратион» (Могилевская, Минская, Белостокская и Осовецкая операции), освобождал Могилёв, Волковыск, Белосток и Осовец. В рамках Берлинской операции принимал участие в боях за Пренцлау, прикрывал части 65-й армии во время форсирования реки Одер и дальнейшего наступления на Штеттин. Всего к концу войны гвардии капитан Е. А. Пылаев произвёл 425 боевых вылетов, в том числе 143 вылета на истребителе И-16, 135 вылетов на истребителе ЛаГГ-3 и 147 вылетов на истребителе Ла-5. Боевой путь завершил на аэродроме Пазевальк в 115 километрах от Берлина.
После окончания Великой Отечественной войны продолжил службу в ВВС СССР. В 1949 году окончил Высшие лётно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава. Командовал истребительным авиационным полком в Ленинградском военном округе. Освоил реактивный истребитель, получил квалификацию военного лётчика 1-го класса.
Павел Акимович Пономарёв (1896-1973) - советский мореплаватель, капитан ледокола «Ермак», начальник ледовых операций на Балтике в 1944 году, первый капитан атомного ледокола «Ленин».
Родился в поселке Нименьга Онежского уезда Архангельской губернии (ныне Онежского р-на Архангельской обл.). В 1915 году окончил Кемскую мореходную школу, получил диплом штурмана малого плавания, после чего поступил в Архангельское мореходное училище. По его окончании работал помощником капитана на пароходе «Новая Земля», затем на ледоколе «Александр Невский». На ледоколе Пономарёв проработал до 1928 года, после чего был назначен старшим помощником капитана ледокола «Красин».
16 июня 1928 года ледокол отправился на помощь экипажу дирижабля «Италия» потерпевшего крушение в Арктике. Выживших членов миссии судну удалось взять на борт, после чего оно последовало в Норвегию на ремонт, попутно отозвавшись на радиограмму с немецкого лайнера «Монте Сервантес», получившего большие пробоины во льдах вблизи Шпицбергена, «Красин» спас ещё почти 2000 человек.
За участие в спасательных операциях в Арктике Павел Пономарёв был награждён орденом Трудового Красного Знамени, золотыми часами ОСОВИАХИМА и серебряным нагрудным знаком «За спасение на водах».
В том же году Павел Акимович был назначен капитаном ледокола «Ермак», а в первой половине тридцатых лично возглавил команду ледокола «Красин». В 1934 году его экипаж перешёл через Атлантику и Панамский канал в Чукотское море для спасения челюскинцев, но операцию по спасению благополучно совершают за них полярные авиаторы. Тем не менее ледокол выполнил свою «спасательную миссию», приняв на борт полярных исследователей, которые в течение пяти лет зимовали на острове Врангеля, не имея возможности его покинуть.
С 1935 года Павел Пономарёв командовал судами загранплавания Балтийского пароходства - «Свирь»,«Моссовет», «Кооперация». В 1941 году Павел Акимович был назначен капитаном-наставником Балтийского пароходства.
В годы Великой Отечественной войны Павел Пономарёв обеспечивал проводку советских и иностранных кораблей в Белое море. В 1944-м возглавил ледокольные операции в проливе Лаперуза, командовал операциями в Балтийском море. Был капитаном на ледоколе «В. Молотов». После войны участвовал в разработке проекта атомохода «Ленин», являлся членом комиссии, наблюдавшей за строительными работами. 1 марта 1957 года Пономарёв был назначен капитаном атомного ледокола.
За заслуги перед Отечеством награждён тремя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, «Знак Почета», Отечественной войны 2-й степени.
Сегодня имя полярного капитана носит транспортно-ледокольное судно «Павел Пономарёв» Мурманского морского пароходства. Именем капитана названы улицы в Мурманске, Архангельске, Петропавловске-Камчатском.
Михаил Владимирович Жиглинский (1906-1971) - военный врач, гвардии полковник медицинской службы, организатор военной медицины.
Окончил ВМА в 1933 году. Служил в войсках. С 1940 - дивизионный врач.
В 1941-адъюнкт ВМА. Участник Великой Отечественной войны. В 1941– начальник отделения Санитарного отдела 24-й армии Брянского фронта. Возглавлял медицинскую службу 1-й Резервной армии (1942), 51-й армии Южного фронта, 64-й армии (1943) и 7-й гвардейской армии (1943–1945) в составе (последовательно) Донского, Воронежского, Степного и 2-го Украинского фронтов. Участвовал в руководстве медицинской службой армии в Московской битве.
Организовывал медицинское обеспечение войск армии в Сталинградской и Курской битвах, в битве за Днепр, Ясско-Кишиневской, Будапештской, Пражской и в других операциях. После войны – на административных и преподавательских должностях.
Анатолий Иванович Чалганов (1933-2021) – советский военный врач, генерал-майор медицинской службы.
В 1958 году окончил факультет подготовки врачей для ВМФ Военно-медицинской академии (Ленинград), в 1958-1961 годы - хирург на крейсере «Адмирал Сенявин». С 1964 года, по окончании адъюнктуры при кафедре военно-морской и госпитальной хирургии Военно-медицинской академии и защиты диссертации, служил врачом-хирургом в Группе советских войск в Германии и Ленинградском военном округе. В 1971-1986 годы - научный сотрудник Военно-медицинской академии. В 1987 году читал лекции в Гаванском Высшем военно-медицинском институте и в Никарагуа. В 1987-1988 годы - главный врач Ленинградского областного онкологического диспансера, одновременно – главный онколог Ленинградской области.
Леонида Васильевича Соловьева (1906-1962), думаю, знают многие, старшее поколение точно. Даже если не помните фамилию, то «Повесть о Ходже Насреддине» вы точно вспомните. Если не читали, от души советую. Это полный юмора и лукавства, мудрых историй и анекдотов рассказ о приключениях знаменитого героя восточных преданий.
Леонид Васильевич родился в семье помощника инспектора северосирийских школ Императорского православного палестинского общества. В 1921 году семья, спасаясь от голода в Поволжье, переселилась в Коканд. После окончания учёбы Леонид Соловьёв много ездил по Туркестану, собирал и изучал среднеазиатский фольклор.
В 1923 году начал печататься в газете «Туркестанская правда» (с 1924 года - «Правда Востока»). В 1925-1929 годах преподавал в ФЗУ в Коканде, затем до 1930 года работал специальным корреспондентом «Правды Востока». Окончил литературно-сценарный факультет Института кинематографии. В 1940 году Л. В. Соловьёв опубликовал роман «Возмутитель спокойствия», первую книгу наиболее значительного своего произведения - «Повести о Ходже Насреддине». Книга, вышедшая в канун войны в «Роман-газете», сразу получила необыкновенную популярность за незаурядное литературное мастерство, умное, доброе и жизнерадостное остроумие. И была экранизирована.
Во время Великой Отечественной войны Соловьёв был военным корреспондентом газеты «Красный флот» на Чёрном море. Фронтовые рассказы и очерки писателя вошли в сборники «Большой экзамен» (1943) и «Севастопольский камень» (1944). По повести «Иван Никулин — русский матрос» (1943) им был создан киносценарий одноимённого кинофильма (1944). История, рассказанная Соловьёвым в очерке «Севастопольский камень» (опубликованном в газете «Красный флот», 1943 год), легла в основу одной из популярнейших военных песен «Заветный камень». Награды: орден Отечественной войны I степени (5 ноября 1943 года), медаль «За оборону Севастополя».
В сентябре 1946 года Соловьёва арестовали по обвинению в «подготовке террористического акта» и десять месяцев держали в предварительном заключении. Приговор - 10 лет лагерей. Повесть «Очарованный принц», вторая часть «Повести о Ходже Насреддине», была написана в лагере, на основе сценария к фильму «Похождения Насреддина», и закончена к концу 1950 года. «Очарованный принц» отличается от первой книги, он написан в ином стиле, сдержанно-грустном. Вышел он на свободу по амнистии в июне 1954 года, проведя в лагерях восемь лет. Поселился он в Ленинграде. Продолжая работать в области кинематографии, Соловьёв написал, в частности, сценарий кинофильма «Шинель» (1959) по одноимённой повести Н.В. Гоголя. В 1961 году впервые появились в печати части нового произведения Л. В. Соловьёва «Книга юности» (отдельным изданием вышли посмертно, в 1963 году, под названием «Из „Книги юности“»). Могила находится на Нарвской дорожке, от Центральной по левую сторону. Не ищите памятник, в оградке просто плита.
Чем больше ходили по кладбищу, тем грустнее вырисовывалась картина. Захоронения перемешаны по годам, беспорядочно. Старые захоронения, участки, в некоторых местах практически полностью поглотил современный некрополь. Снова были замечены дореволюционные памятники с перебитыми уже в наше время именами и датами. У меня в голове не укладывается это кощунство, но таковы реалии.
Идём далее. Кованый крест на постаменте на могиле врача Николая Васильевича Терновского (1858 -1927), создавшего родильный приют при Путиловском заводе. Центральная дор., вблизи Невской дор.
Привлёк внимание вот этот памятник, такие часто встречаются на Красненьком кладбище. Интересно, почему такая форма. Если знаете что-то, напишите в комментариях.
Отец и сын Шароновы, Центральная дорожка.
Шаронов Василий Семенович (1867–1929) - артист оперы, оперетты, концертный певец. Родился в деревне в крестьянской семье, до 17 лет занимался огородничеством. В 17 лет отправился в столицу - в Санкт-Петербург. Известно, что в 21 год он пел в хоре петербургского летнего театра «Ливадия», и это без специального образования. А в 1889 -1894 гг. уже выступал на вторых ролях в петербургском Панаевском театре. С 1894 года он пел в хоре петербургского Мариинского театра - в Петербургской императорской труппе и спустя шесть месяцев после поступления в хор был переведен в солисты.
Обучаться пению начал с 1894 года, сначала в России, а потом, с 1897 года в Италии, оставаясь солистом Мариинки. Попутно в 1908 -1910 и в 1914 годах он участвовал в дягилевских «Русских сезонах» в Париже и Лондоне. Василий Шаронов выступал с концертами, исполнял арии, романсы, песни. Но основная его сцена была - Мариинский императорский театр.
Как артист проявил себя в совершенно различных амплуа - как в драматических, так и в комических партиях. После Октябрьской революции он так и продолжал работать в Мариинском театре, переименованном в Ленинградский театр оперы и балета. К этому времени он уже считался одним из мэтров русской оперной сцены.
На кладбище рядом с ним похоронен его сын - астроном, профессор ЛГУ Всеволод Васильевич Шаронов (1901-1964). Занимался исследованиями, научной работой, автор книг «Измерение и расчёт видимости далёких предметов» (1947), «Марс» (1947), «Природа планет» (1958). Проводил большую педагогическую и популяризаторскую работу, написал несколько популярных брошюр по астрономии - «Солнце и его наблюдение», «Как устроен мир», «Есть ли жизнь на планетах» и других. Именем Шаронова названы:
- малая планета (астероид) (2416) Шаронов, открытая Н.С. Черных 31.07.79г в Крымской астрофизической обсерватории;
- кратер Шаронов/Sharonov на обратной стороне Луны;
- кратер Шаронов/Sharonov на планете Марс.
Беличенко Валентина Андреевна (1935-2022) - заслуженный работник культуры РФ, основатель музея «Анна Ахматова, Серебряный век», почетный попечитель Пушкинского Фонда «Классика», Лауреат «Золотой книги Санкт-Петербурга».
Всю жизнь Валентина Андреевна посвятила созданному ею музею, сохранению и развитию русского литературного наследия.
Рядом похоронен муж - Биличенко Анатолий Петрович (1936-2006) – генеральный директор морского порта Санкт-Петербурга.
Анатолий Петрович окончил Ленинградское высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе. На протяжении нескольких лет служил в морском флоте. С 1961 года работал в Ленинградском морском торговом порту, где начал трудовой путь сменным стивидором. В последующем руководил крупным грузовым районом, был главным технологом, заместителем начальника порта по эксплуатации. Затем длительное время был генеральным директором морского порта.
Альгирдас Ромуальдович Паулавичюс (1945 - 2007) – советский и российский дирижёр, музыкальный педагог, дирижёр Мариинского театра, преподаватель Санкт-Петербургской консерватории и музыкального училища им. Н.А. Римского-Корсакова, музыкант одного из составов ВИА «Поющие гитары».
Поставил ряд опер и музыкальных спектаклей в различных театрах. Автор музыки к кинофильмам «Нам не дано предугадать», «Ради нескольких встреч», «Садовник», «Похищение чародея», «Кома», «Дом на песке» и др.
В качестве дирижёра записал музыку к таким известным фильмам, как «Дни затмения», «Спаси и сохрани», «Бакенбарды». В 1988 -1991 годах возглавлял музыкальную редакцию киностудии «Ленфильм».
С 1961 года кладбище считается полузакрытым.
Адрес некрополя - проспект Стачек, 98. Добраться сюда можно от станции метро «Автово», это «красная» ветка метрополитена.
План кладбища.
В ближайшие выходные буду в Пскове, после поездки расскажу что увидела интересного.
Санкт-Петербург. Красненькое кладбище, часть I
Если интересна тема исторических некрополей, заходите в подборку
Приглашаю вас в мой Телеграм канал🌞