Япония настолько не похожа на то, к чему мы привыкли, так сбивает с ног своими "странными" привычками, культурными нормами и тд, что я посвящаю этой теме уже четвертую публикацию(!).
Итак, сегодня на очереди еще несколько особенностей, которые я заметила, путешествуя по Японии.
Кавайи
Повсеместные изображения Хелло Китти - белой кошечки с красным бантом, мягкие пушистые игрушки, девушки, рассекающие по городским улицам в панталонах с кружевами, персонажи аниме с большими глазами, кафе с приторно-сладкими интерьерами - это все проявления эстетики кавайи.
Кавайи (от японского kawaii - милый) - японская концепция, главными компонентами которой являются милота, наивность, детскость, красота. Кавайи лежит в основе современной японской массовой культуры.
Японцы обожают все кавайное. И все, в свою очередь, может быть кавайным - человек, различные предметы, искусство, еда и тд.
Кавайи - это не только внешние атрибуты.
Этот социальный феномен оказывает влияние и на поведение. Если вы были в Японии, наверняка заметили, что многие японские девушки разговаривают как маленькие девочки, да и ведут себя нарочито инфантильно - это считается милым, это кавайи.
Проявления кавайи могут быть очень неожиданными. Так, например, мне повстречался мусоровоз, увешанный детскими игрушками. Мило? Мило!
Матча
В том факте, что матча (или маття) в Японии пользуется большой популярностью, нет ничего удивительного. Ведь для японцев это не просто напиток, а неотъемлемая часть культуры.
Матча – это японский зеленый чай, растертый в порошок
Что удивляет, так это множество вариаций использования матча.
Порошок матча является по истине универсальным ингредиентом в японской кухне. Традиционные десерты моти с матча или мороженое с матча можно купить повсеместно.
Моти - это японский десерт из рисовой муки с различной начинкой
Причем матча добавляют не только в сладости. Лапша соба с матча, карри с матча, сливочный сыр с матча - вариантов использования великое множество.
Паста из бобов - десерт
Раз уж речь зашла про еду, еще одна необычная (по крайней мере для меня) кулинарная особенность - паста из красных бобов, которая считается одним из наиболее популярных ингредиентов в приготовлении японских сладостей.
Называется такая паста анко. Делается она из бобов, уваренных с сахаром или медом до состояния сладкой пасты.
Чаще всего для приготовления пасты используются бобы адзуки и соевые бобы, каждый из которых придает анко свой вкус и цвет
Анко можно есть и саму по себе, но в основном она используется в качестве начинки для вагаси (традиционные японские сладости, моти, например, один из вариантов вагаси) и йогаси (сладости на западный манер).
Признаюсь, десерты с анко мне не очень понравились. Вкус бобов все равно довольно ощутим, а я не поклонник бобов в любом виде.
Режим работы кафе и ресторанов
Приезжая в Японию, стоит быть готовым, что режим работы многих заведений будет отличаться от привычного.
Здесь не является редкостью, что ресторан или кафе открывается в 10- 11 утра, днем закрывается на несколько часов и затем заканчивает работу в 5 или 6 вечера.
Кстати, многие храмы и музеи также закрывают свои двери для посетителей в 17-17.30. Этот момент обязательно стоит брать в расчет при планировании поездок по Японии.
Ненужные профессии
Рынок труда в Японии имеет много особенностей. Одна из них - здесь существует огромное количество профессий, которые в восприятии неяпонцев расцениваются как ненужные или бесполезные.
Например, регулировщик, чья задача заключается только в том, чтобы регулировать выезд с парковки. Или девушки-лифтеры в торговых центрах, которые лишь нажимают на кнопки лифта.
Или люди, которые стоят рядом со стройкой и машут жезлом в знак того, что тут ведутся строительные работы. Или регулировщики, которые на регулируемых пешеходных переходах (!) подсказывают пешеходам, когда можно начать переход, а когда лучше его побыстрее завершить.
Этих и подобных этим рабочих мест в Японии много. Это явление можно назвать искусственным созданием рабочих мест. Таким образом правительство борется с безработицей и помогает трудоустроиться, например, пенсионерам.
Фрукты в качестве подарка
В Японии принято дарить фрукты - это давняя традиция. На протяжении веков японцы использовали фрукты в качестве подношений высокопоставленным чиновникам.
В японской культуре отношение к фруктам как к достойному подарку уважаемым людям сохранилось и по сей день.
Когда говорят про умопомрачительно дорогие фрукты в Японии, то имеют в виду как раз подарочные фрукты. Они всегда отменного качества, совершенные настолько, насколько это только возможно - идеального размера, без единого пятнышка. Они - настоящий эксклюзив.
Подарить такие фрукты - все равно что пригласить человека в ресторан со звездами Мишлен, где столик нужно бронировать за несколько месяцев вперед.
Маски
"Они до сих пор носят маски?", - удивлялись мои знакомые, когда я им показывала фотографии из поездки в Японию.
Да, носят. Но на самом деле маски вошли в японскую жизнь задолго до пандемии. Можно сказать, что ношение масок - часть японского кодекса поведения.
В основе поведения японцев зачастую лежит принцип "не помешать другим" . Именно поэтому в транспорте никто не разговаривает по телефону, лишний шум может быть неприятен окружающим. И маски японцы надевают не для того, чтобы защитить себя от возможных болезней, а чтобы не заразить других.
Есть и другое объяснение, тоже связанное с особенностями японского менталитета. Японцы чрезмерно беспокоятся о том, что о них думают другие. Не носить маску часто воспринимается как эгоистичное и безответственное поведение, отсутствие заботы о здоровье окружающих. Поэтому японцы, даже просто чихая из-за сезонной аллергии, маску не снимут, боясь осуждения со стороны других людей.
Какие особенности вас удивили? Если вы были в Японии, поделитесь, что бы вы еще добавили?
Это финальная часть публикаций, посвященных особенностям страны восходящего солнца. Первую часть читайте здесь, вторую - здесь, третью - здесь (все ссылки активные).
Хочу напомнить, что у меня есть Телеграм-канал. Там я делюсь своими находками, часто прямо в моменте. Буду рада видеть вас там!