В рамках переговоров между Россией и Казахстаном было принято решение открыть три школы с казахским языком обучения в Астрахани, Омске и Оренбурге. Казалось бы, что плохого в межкультурном обмене? Но дьявол, как всегда, кроется в деталях. Взглянем на пять причин, почему это нововведение может оказаться совсем не столь безобидным.
1. Усиление иностранного влияния на территории России
Открытие казахоязычных школ может привести к усилению влияния Казахстана на регионы России, которые и так исторически близки к казахской культуре. С этим вряд ли кто-то будет спорить: если дети начинают образование с погружения в чужой язык, то невольно начинают осваивать и культурные ориентиры, которые к России никакого отношения не имеют.
Школы станут не только образовательными учреждениями, но и своеобразными культурными центрами, которые будут постепенно формировать новую идентичность у детей.
Как итог — дети, с детства погруженные в казахскую культуру и язык, будут постепенно отождествлять себя с Казахстаном, а не с Россией. В условиях сложной геополитической обстановки это вряд ли добавит стабильности.
2. Размывание национальной идентичности и раскол общества
Обучение на казахском языке в российских школах может привести к размыванию единой российской идентичности. В стране, где проживают представители сотен народов, язык и культура всегда выступали связующими звеньями. Добавление «казахского акцента» в и так разношерстное общество России может стать катализатором социального разделения.
В такой ситуации объединить людей будет сложнее: молодые люди, которые провели детство и юность в казахоязычных школах, могут в дальнейшем не ассоциировать себя с российской нацией. В такой расколотой среде зародится риск культурных противоречий и конфликтов.
3. Укрепление позиции Казахстана как культурного центра для диаспоры
Казахстан, открывая свои школы в России, фактически создает платформу для усиления культурных связей со своей диаспорой, проживающей на территории России.
Это может укрепить позиции Казахстана как культурного центра для этнических казахов, тем самым ослабляя роль России как единого центра для всех народов, проживающих в ее пределах.
Создавая свою образовательную инфраструктуру, Казахстан укрепляет свою роль культурного лидера. Дети, которые пройдут казахское обучение, будут расти в контексте казахских традиций и ценностей, что неизбежно приведет к обособлению этих регионов.
4. Ослабление интеграционных процессов и связей внутри России
Россия всегда делала акцент на интеграцию народов и культур, входящих в ее состав, а единый язык и образовательная система — это фундамент для этой интеграции. Введение школ на казахском языке может привести к ослаблению интеграционных процессов, когда дети, обучающиеся по казахской программе, могут оказаться мало связаны с российским культурным и социальным контекстом.
В регионах, где такие школы будут открыты, со временем могут возникнуть отдельные этнокультурные группы, которые будут существовать параллельно с основным обществом. Это создаст барьеры для общения и сотрудничества, снижая общенациональную сплоченность.
5. Экономическая нагрузка и вопросы обоснованности расходов
В условиях ограниченных бюджетных ресурсов открытие школ с казахским языком обучения вызывает и вполне понятный экономический вопрос: зачем направлять средства на строительство и обслуживание школ, которые будут обслуживать интересы соседнего государства?
Строительство образовательных учреждений требует немалых вложений, и в то время как в других регионах России до сих пор не хватает школ и детских садов, выделение средств на подобные проекты может вызвать общественное недовольство.
Учитывая, что такие школы будут обслуживать ограниченное количество людей, создается впечатление, что приоритеты в распределении бюджетных средств поставлены весьма спорно.