Найти в Дзене
Avia.pro - СМИ

В России откроются школы с обучением на казахском языке в Астрахани, Омске и Оренбурге. Почему мы считаем что это плохо.

Оглавление

В рамках переговоров между Россией и Казахстаном было принято решение открыть три школы с казахским языком обучения в Астрахани, Омске и Оренбурге. Казалось бы, что плохого в межкультурном обмене? Но дьявол, как всегда, кроется в деталях. Взглянем на пять причин, почему это нововведение может оказаться совсем не столь безобидным.

1. Усиление иностранного влияния на территории России

Открытие казахоязычных школ может привести к усилению влияния Казахстана на регионы России, которые и так исторически близки к казахской культуре. С этим вряд ли кто-то будет спорить: если дети начинают образование с погружения в чужой язык, то невольно начинают осваивать и культурные ориентиры, которые к России никакого отношения не имеют.

-2

Школы станут не только образовательными учреждениями, но и своеобразными культурными центрами, которые будут постепенно формировать новую идентичность у детей.

Как итог — дети, с детства погруженные в казахскую культуру и язык, будут постепенно отождествлять себя с Казахстаном, а не с Россией. В условиях сложной геополитической обстановки это вряд ли добавит стабильности.

2. Размывание национальной идентичности и раскол общества

Обучение на казахском языке в российских школах может привести к размыванию единой российской идентичности. В стране, где проживают представители сотен народов, язык и культура всегда выступали связующими звеньями. Добавление «казахского акцента» в и так разношерстное общество России может стать катализатором социального разделения.

В такой ситуации объединить людей будет сложнее: молодые люди, которые провели детство и юность в казахоязычных школах, могут в дальнейшем не ассоциировать себя с российской нацией. В такой расколотой среде зародится риск культурных противоречий и конфликтов.

3. Укрепление позиции Казахстана как культурного центра для диаспоры

Казахстан, открывая свои школы в России, фактически создает платформу для усиления культурных связей со своей диаспорой, проживающей на территории России.

-3

Это может укрепить позиции Казахстана как культурного центра для этнических казахов, тем самым ослабляя роль России как единого центра для всех народов, проживающих в ее пределах.

Создавая свою образовательную инфраструктуру, Казахстан укрепляет свою роль культурного лидера. Дети, которые пройдут казахское обучение, будут расти в контексте казахских традиций и ценностей, что неизбежно приведет к обособлению этих регионов.

4. Ослабление интеграционных процессов и связей внутри России

Россия всегда делала акцент на интеграцию народов и культур, входящих в ее состав, а единый язык и образовательная система — это фундамент для этой интеграции. Введение школ на казахском языке может привести к ослаблению интеграционных процессов, когда дети, обучающиеся по казахской программе, могут оказаться мало связаны с российским культурным и социальным контекстом.

В регионах, где такие школы будут открыты, со временем могут возникнуть отдельные этнокультурные группы, которые будут существовать параллельно с основным обществом. Это создаст барьеры для общения и сотрудничества, снижая общенациональную сплоченность.

5. Экономическая нагрузка и вопросы обоснованности расходов

В условиях ограниченных бюджетных ресурсов открытие школ с казахским языком обучения вызывает и вполне понятный экономический вопрос: зачем направлять средства на строительство и обслуживание школ, которые будут обслуживать интересы соседнего государства?

-4

Строительство образовательных учреждений требует немалых вложений, и в то время как в других регионах России до сих пор не хватает школ и детских садов, выделение средств на подобные проекты может вызвать общественное недовольство.

Учитывая, что такие школы будут обслуживать ограниченное количество людей, создается впечатление, что приоритеты в распределении бюджетных средств поставлены весьма спорно.
-5